ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-3Ф (ИЛ-4)

LONG-RANGE BOMBER DB-3F (IL-4)

Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4) относится к числу наиболее известных самолетов второй мировой войны. Построенный в тысячах экземпляров, он участвовал во всех важнейших операциях на советско-германском фронте, в налетах на военные и промышленные центры рейха и его союзников.
ДБ-3Ф (Ил-4) является дальнейшим развитием ДБ-3, работы по совершенствованию которого начались в 1938 году.
Внешне новый самолет отличался от предыдущих модификаций изменением носовой части, которая стала более плавной и удлиненной. Изменились и другие размеры самолета. На 1,1 кв. м возросла площадь крыла, с 15% до 14% в корне и 8% на конце уменьшилась его относительная толщина. В результате уменьшения размаха элеронов увеличилась площадь посадочных щитков.
Существенные изменения претерпел планер нового самолета. Если ранее в конструкции ДБ-3 допускалось использование большого количества стальных труб, гнутых листовых деталей и мелких сварочных узлов, то теперь они не соответствовали новым технологическим требованиям крупносерийного производства. Поэтому конструкция планера модифицированного самолета была изменена.

Трубчатые лонжероны крыла заменили на стальные двутавровые, нервюры и шпангоуты стали изготавливать штамповкой. Практически все каркасные работы стали вести с помощью открытой двухсторонней клепки, что снизило трудоемкость, но повысило качество работ.
Также, отказались от несущих герметичных баков в консолях крыла, которые заменили на мягкие протектированные, упростили топливную систему и схему уборки шасси.
Оборонительно вооружение – пулеметы ШKAC, заменили на более скорострельные «Ультра ШКАС» (4000 выстрелов в минуту). Самолет получил автопилот АВП-12, обеспечивающий стабилизацию курса, крена и тангажа.
Модифицированный самолет получил обозначение ДБ-3Ф и 21 мая 1939 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил на нем первый полет.

На испытаниях удалось достичь скорости 445 км/ч, а максимальная дальность с бомбовым грузом в 1000 кг составила 3500 км.
В заключении по результатам госиспытаний были отмечены значительное улучшение взлетно-посадочных характеристик, новая носовая часть фюзеляжа облегчила работу штурмана и обеспечила большую эффективность бомбометания, улучшила условия стрельбы из оборонительного пулемета. Была подчеркнута простота эксплуатации самолета и его более высокая боевая живучесть.
А уже в ноябре 1939 года были выпущены первые серийные самолеты.
В декабре 1940 года, в соответствии с Постановлением Правительства о переименовании боевых самолетов в соответствии с первыми буквами фамилий главных конструкторов, бомбардировщик получил свое окончательное наименование Ил-4. С этим наименованием самолет принял боевое крещение в первых боях Великой Отечественной войны, где показал свою высокую боевую эффективность.
Самолётов модификации Ил-4 построено 5256 шт. на 4 авиазаводах СССР.

ХАРАКТЕРИСТИКИ (1940 Г.)

Максимальная взлетная масса, т 10,153
Максимальная полезная нагрузка, т 2,5
Длина, м 14,8
Высота, м 4,10
Размах крыла, м 21,44
Площадь крыла, м² 66,7
Характеристики силовой установки
Количество x тип двигателя 2хПД
Модель двигателя М-88
Максимальная тяга (МСА, H=0), л.с. 2х1100
Максимальная скорость, км.ч 435
Максимальная дальность полета, км 3 300
Максимальная высота полета, км 10 000
Экипаж, чел 3

Источники: www.ilyushin.org, airspot.ru, ru.wikipedia.org и др.

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-3 (ЦКБ-30)
ОПЫТНЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК ЦКБ-26
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА