ОПЫТНЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК ЦКБ-26

EXPERIENCED BOMBER TSKB-26

29 августа 1934 г., начальник Управления ВВС КА Я. И. Алкснис утвердил специально сформулированные для завода № 39 тактико-технические требования на самолет ББ-2. Самолет был включен в план опытного строительства, утвержденный в апреле 1935 г. Ильюшин заявил следующие летно-тактические данные этого самолета: максимальная скорость полета на высоте 4500-5000 м 410-425 км/ч, дальность полета 1000-2000 км, потолок 9700 м, бомбовая нагрузка 600-1000 кг.
В январе 1935 г. завершились госиспытания моторов воздушного охлаждения М-85 (лицензионный вариант французского мотора «Гном-Рон» 14К). Для своего самолета Ильюшин выбрал именно эти моторы.

Самолет ЦКБ-26 представлял собой моноплан с низко расположенным крылом цельнометаллической конструкции. Первоначально фюзеляж делался цельнодеревянным, каркас состоял из стрингеров, лонжеронов и поперечных клееных фанерных шпангоутов. Обшивка из фанерного шпона.
На следующих экземплярах фюзеляж изготавливался цельнометаллическим, целиком из сплава аллюминия с жесткой обшивкой. Оперение цельнометаллическое – дюралюминиевое. Конструкция предусматривала установку двух типов моторов: «Гном-Рон» К-14 и «Райт-Циклон» Ф-3 . Двигатель «Гном-Рон» впоследствии изготавливался в СССР по лицензии под маркировкой М-85.
Описание самолета выполненное самим С. В. Ильюшиним:
«Самолет представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом цельнометаллической конструкции. Фюзеляж на первый летный экземпляр самолета делается целиком деревянным, каркас которого состоит из стрингеров, лонжеронов и поперечных клееных фанерных шпангоутов. Обшивка из фанерного шпона.
Фюзеляж состоит из пяти продольных лонжеронов, системы стрингеров и поперечного набора, состоящих из клееных фанерных и деревянных рам. Покрытие фюзеляжа шпоном толщиной 4,5 мм и шесть слоев шпона. Киль составляет одно целое с фюзеляжем.
Крыло состоит из пяти частей. Средняя часть центроплана жестко укреплена к фюзеляжу и составляет с ним одно целое. Размер центроплана таков, что он может вместе с фюзеляжем входить в габариты железной дороги. Таким образом, крыло состоит из центральной части и двух примыкающих к ней отсеков, на которых крепятся шасси и моторные установки и двух консолей.»
Крыло состоит из двух лонжеронов из закаленной хромансилевой стали ферменного типа. Каркас крыла состоит из набора равносиловых нервюр и продольных стрингеров. В местах стыковки консолей и моторов к центроплану жесткая обшивка будет соединена, чтобы она работала на всем размахе. Обшивка гладкая с потайной клепкой. Нервюры и обшивка из супердюраля.
Между продольной осью самолета и внутренними концами элеронов расположены щитки для уменьшения посадочной скорости. Профиль крыла CLARK-YJ5. Толщина у корня крыла 16%, на конце крыла 10%. Разгрузка от шарнирных моментов достигается с помощью флетнеров».
Особенностью бомбоотсека ЦКБ-26 являлась установка кассетных держателей для подвески десяти 100-кг бомб не на боковых стенках бортов фюзеляжа, а по оси самолета.
Конструктивные решения были продиктованы стремлением до предела уменьшить аэродинамическое сопротивление: гладкая обшивка, узкий фюзеляж, развитые зализы на стыке фюзеляжа и крыла, убирающееся шасси. В итоге получился компактный, изящный и прочный самолет.

Летные испытания показали соответствие летных характеристик самолета заданным. Высокая тяговооруженность и соответствующие запасы прочности позволили на ЦКБ-26 выполнять фигуры высшего пилотажа, в частности петлю Нестерова. В 1936-м В.К. Коккинаки установил на ЦКБ-26 пять мировых рекордов, в том числе груз весом 2000 кг был поднят на высоту 11 005 метров. Год спустя, 26 августа, будущий шеф-пилот ОКБ С.В. Ильюшина пролетел 5000 км с грузом 1000 кг со средней скоростью 325,3 км/ч.
Дальнейшим развитием самолета ЦКБ-26 станет бомбардировщик ДБ-3.

МОДИФИКАЦИИ:
• ЦКБ-26 — опытный, построена одна машина, 1935.
• ЦКБ-30 — опытный предсерийный, построена одна машина, 1936.
• ДБ-3С — серийный, 1936.
• ДБ-3А — серийный самолёт с моторами М-85 / М-86, вооружение 3×7,62
• ДБ-3Б («букашка») — серийные бомбардировщики выпуска 1936-38 годов, конструктивно подобные ЦКБ-30, с моторами М-87А/Б, отъёмными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичной защитой бензобаков, вооружение 3×7,62. Часть самолётов в 1940—1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ—2.
• ДБ-3Т — торпедоносец, 1938. Мог применять низковысотные торпеды 45-36-АН, или высотные — 45-36-АВ, или мину АМГ-1. На самолёте размещалась одна торпеда или мина на внешнем подфюзеляжном держателе Т-18. Самолёт мог переоборудоваться в обычный бомбардировщик. Первый случай боевого применения зафиксирован 29 июля 1942 года на БФ. Самолёты использовались всю Великую отечественную войну, в том числе и на Дальнем Востоке.
• ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938. Изготовлена и испытана одна опытная машина.
• ЦКБ-54 — самолёт сопровождения («воздушный крейсер»), 1938. На вооружение не принимался.
• ДБ-3М («эмка») — серийный, 1939. Модернизированный самолёт с новой кабиной, шасси, топливной системой с мягкими баками, большей площадью крыла. Предполагалась установка моторов М-88, из-за неготовности которых на самолёты установили старые М-87Б.
• ДБ-3Ф или Ил-4 («сигара»)— серийный, 1940. Глубокая модернизация ДБ-3. По сути — ДБ-3М с моторами М-88, усовершенствованным оборонительным вооружением. Из-за недостаточной надёжности моторов М-88 часть машин комплектовалась М-87Б. С 1942 года на самолёт стали устанавливать моторы М-82. Из-за отсутствия штатных винтов АВ-5 устанавливали втулки от винтов ВИШ-22 с лопастями от ВИШ-21, что повысило характеристики самолёта, но ухудшило надёжность планера и шасси. В 1943 году увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
• Ил-4Т — торпедоносец, 1940. Модификация ДБ-3Ф для действий на морских ТВД. По составу вооружения и решаемым задачам аналогичен ДБ-3Т.
• Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года с двигателями М-88Б, турбокомпрессорами ТК-3 и герметичной кабиной экипажа. Ввиду недобора заданных ТТХ был направлен на доводку. В дальнейшем работы по самолёту прекращены.
• Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, т 6
Максимальная полезная нагрузка, т 2
Длина, м 13,7
Высота, м 3,8
Размах крыла, м 21,4
Площадь крыла, м² 65,5
Характеристики силовой установки
Количество x тип двигателя 2хДВО
Модель двигателя М-85
Мощность двигателя, л.с. 760
Максимальная скорость, км.ч 330-390
Максимальная дальность полета, км 4 000
Максимальная высота полета, км 10 000
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

возможна подвеска до 1000 кг бомб

Источники: www.ilyushin.org, airspot.ru, ru.wikipedia.org и др.

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-3Ф (ИЛ-4)
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-3 (ЦКБ-30)
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА