ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-3 (ЦКБ-30)

LONG-RANGE BOMBER DB-3 (TSKB-30)

Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30) разработан в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина.
ДБ-3 стал модификацией отлично зарекомендовавший себя опытной машины ЦКБ-26.
ЦКБ-26 представлял собой моноплан смешанной конструкции: с цельнодеревянным фюзеляжем и цельнометаллическими крыльями. Показал хорошую устойчивость и управляемость, маневренность и надежность. Мог продолжать полет с одним отказавшим двигателем, выполнить фигуру высшего пилотажа – петля Нестерова.
В августе 1935 г. ЦКБ-26 был показан наркому обороны К. Е. Ворошилову и наркому тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Машина понравилась и от С.В. Ильюшина потребовали как можно быстрее представить на государственные испытания самолет цельнометаллической конструкции.
Строительство такой машины под обозначением ЦКБ-30 уже шло полным ходом. 31 марта 1936 года был совершен испытательный полёт, в июне начались государственные испытания в НИИ ВВС. Не дожидаясь их завершения, самолёт запустили в серию под наименованием ДБ-3С.
Еще одной модификацией базовой модели дальнего бомбардировщика стал ДБ-3ТП.
На трех серийных авиационных заводах страны в период с 1936 по 1939 г. было построено 1528 самолетов в различных модификациях.

До начала Великой Отечественной войны началось массовое серийное производство самолётов, а также доработки и постройка опытных машин ЦКБ-30Н-1 и ЦКБ-30Н-2 для выполнения рекордных перелётов:
• 27—28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» экипаж в составе лётчика В. К. Коккинаки и штурмана — А. М. Бряндинского, совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой).
• 28 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» экипаж в составе лётчика В. К. Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Восточное побережье Северной Америки. ЦКБ-30 пролетел почти 8000 км за 22 ч 56 минут со средней скоростью 348 км/ч, установив новый мировой рекорд дальности полета.
• 27 июля 1940 года на самолёте ЦКБ-30Н-2 «Украина» был совершён перелёт в составе женского экипажа (первый пилот — М. П. Нестеренко, второй пилот — М. Г. Михалёва, штурман — Н. И. Русакова) по маршруту Хабаровск—Львов (за 22,5 часа летчицы прошли путь около 7000 км).

Самолёты принимали участие в советско-финской войне зимой 1939—1940 года, в Великой отечественной войне и в советско-японской войне в качестве основных дальних бомбардировщиков ВВС РККА, в качестве торпедоносцев в ВВС ВМФ, а также в качестве транспортных самолётов, буксировщиков планеров и разведчиков. ДБ-3 и Ил-4 оказался основным и самым массовым дальним бомбардировщиком в СССР военного периода.
ДБ-3 стал основным в составе дальней бомбардировочной авиации ВВС накануне и в начальный период Великой Отечественной войны.

Первые удары по Берлину в ночь на 8 августа 1941 года выполнялись экипажами особой группы, сформированной на базе 1-го мтап ВВС Балтийского флота на переоборудованных самолётах ДБ-3Т. Три группы из 15 машин поднялись с аэродрома подскока острова Эзель после дозаправки и загрузки бомбами (Сааремаа), успешно выполнив боевую задачу. Ночные налёты на Берлин проводились девять раз.
Дальнейшим развитием самолета ДБ-3 станет знаменитый ДБ-3Ф (Ил-4 ).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, т 9,45
Максимальная полезная нагрузка, т 2,5
Длина, м 14,22
Высота, м 4,19
Размах крыла, м 21,44
Площадь крыла, м² 65,6
Характеристики силовой установки
Количество x тип двигателя 2хПД
Модель двигателя М-87А
Максимальная тяга (МСА, H=0), л.с. 950
Максимальная скорость, км.ч 345-439
Максимальная дальность полета, км 3 800
Максимальная высота полета, км 9 600
Экипаж, чел 3

Источники: www.ilyushin.org, airspot.ru, ru.wikipedia.org и др.

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-3Ф (ИЛ-4)
ОПЫТНЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК ЦКБ-26
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА