ВЫСТУПЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА ВС РФ ГЕНЕРАЛА АРМИИ

ВАЛЕРИЯ ГЕРАСИМОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ MCIS-2017

THE SPEECH OF THE CHIEF OF THE GENERAL STAFF OF THE ARMED FORCES ARMY GENERAL

VALERY GERASIMOV AT THE CONFERENCE MCIS-2017

ВЫСТУПЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА ВС РФ ГЕНЕРАЛА АРМИИ ВАЛЕРИЯ ГЕРАСИМОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ MCIS-2017
26 апреля 2017 г.

Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Оценивая состояние европейской безопасности, можно сделать однозначный вывод — Европа постепенно превращается из наиболее стабильного и спокойного в военном отношении региона в зону повышенной напряженности и конфронтации.
Это результат действия нескольких факторов.
Прежде всего, это ухудшение взаимоотношений между Россией и НАТО. Сегодня они находятся в самой низкой точке с момента окончания «холодной войны».
Решениями саммитов НАТО в Великобритании и Польше закреплено, что Россия является главным источником военных угроз.
В этой связи резко возросли масштабы военной деятельности Североатлантического альянса на «восточном фланге». Увеличивается численность сил первоочередного задействования, а также иностранных воинских контингентов в Восточной Европе. Дополнительные формирования и штабная инфраструктура размещаются в странах Балтии, Польше, Румынии и Болгарии.
По всей линии соприкосновения Россия–НАТО накапливаются наступательные вооружения. Наращивается емкость аэродромов и портов. Создаются центры для хранения запасов материальных средств. Это позволит альянсу оперативно нарастить свою группировку за счет переброски в регион сил первоочередного задействования НАТО.
Также негативное влияние на региональную безопасность оказывают планы Пентагона по модернизации тактических ядерных боеприпасов и мест их хранения в Европе. Это порядка двухсот авиабомб, размещенных в Бельгии, Италии, Нидерландах, ФРГ и Турции.
Пилоты стран НАТО, не обладающих ядерным оружием, привлекаются к тренировкам по его применению. Это является прямым нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия.
Активизируется разведывательная деятельность альянса по периметру границ Российской Федерации.
За последние два года в Восточноевропейском регионе почти в два раза увеличилось количество мероприятий оперативной и боевой подготовки объединенных вооруженных сил НАТО.
Реализация планов по расширению альянса нарушает баланс сил в регионе, повышает риски военных инцидентов. Все эти действия блока носят деструктивный и провокационный характер.
Второй фактор связан с развертыванием в Европе системы ПРО НАТО.
Сегодня она выведена на уровень начальной оперативной готовности. В ее состав включены наземный противоракетный комплекс «Иджис эшор» в Румынии, форсируются работы по развертыванию к 2018 году американских противоракет на территории Польши.
На базе ПРО в Румынии размещены универсальные пусковые установки, с которых могут осуществляться пуски не только противоракет, но и крылатых ракет «Томагавк». Такие же установки планируется развернуть в Польше. В результате под прицелом крылатых ракет окажутся все стратегические объекты, расположенные в европейской части России.
Мы, безусловно, принимаем необходимые меры для парирования этой угрозы. Но главное состоит в том, что Европа от размещения элементов ПРО безопасней не становится.
Третий дестабилизирующий фактор — неурегулированные конфликты.
Особенно негативное влияние на обстановку в Европе оказывает вооруженное противостояние на юго-востоке Украины.
Его урегулирование возможно только политическим путем.
Однако европейские страны оказывают военную помощь киевскому режиму, тем самым провоцируя его на продолжение войны.
С третьим фактором тесно связан четвертый — возрастание угрозы терроризма и радикализма в Европейском регионе. Рост угрозы стимулируется увеличением миграционных потоков в Европу из нестабильных стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Последний фактор связан с зарождением новых вызовов безопасности в киберпространстве.
Североатлантическим альянсом начата практическая отработка порядка введения в действие статьи 5 («Коллективная оборона») Вашингтонского договора в случае кибератаки на технические средства систем государственного и военного управления стран-участниц НАТО.
Но в современных условиях истинные источники подобных атак идентифицировать практически невозможно.
В этой связи появляется возможность абсолютно бездоказательно назначать виновных и воздействовать на них военными методами.
Условия для того, чтобы переломить влияние перечисленных деструктивных факторов в настоящее время отсутствуют.
Главная проблема безопасности современной Европы заключается в том, что доверие между Западом и Россией катастрофически уменьшается. Вопросы безопасности Европейского союза уже давно обсуждаются отдельно от безопасности России, хотя мы находимся на одном континенте, между нами давно нет идеологических преград, а общие угрозы и вызовы только возрастают.
Несмотря на это, конфронтационная риторика по отношению к Российской Федерации только усиливается. Евросоюзом и НАТО Россия регулярно обвиняется в нагнетании напряженности.
Площадка, на которой можно было бы встретиться и хотя бы прояснить свои позиции, намерения и опасения, есть — это Совет Россия-НАТО. Но на ней нет диалога между военными. Сегодня практически все контакты по линии военных экспертов свернуты.
Все это способствует дальнейшему ухудшению отношений России и альянса.
Странами Запада наращивается масштаб развязанной против России жесткой информационной войны. Просматривая сообщения европейских и американских средств массовой информации, создается впечатление, что практически все негативные события, происходящие в мире — дело рук или российских спецслужб, или российских хакеров. Цель этой дезинформационной кампании вполне очевидна — как можно сильнее очернить Россию и принизить ее роль в борьбе с международным терроризмом, в решении других международных проблем.
И то, что в культурной и толерантной Европе сегодня оскверняются памятники советским воинам, павшим в борьбе с фашизмом, это прямое следствие информационной политики, проводимой в отношении России.
Для оправдания политики сдерживания России и востребованности блока НАТО в общественном сознании населения государств Евросоюза активно насаждается старый пропагандистский штамп — тезис о российской угрозе.
В целом, оценивая состояние системы европейской безопасности, можно констатировать, что она перестала отвечать быстроменяющемуся характеру международных отношений.
Враждебность, давление, санкции — это далеко не лучшие инструменты для ее укрепления.
Новую и взаимовыгодную для всех систему европейской безопасности можно сформировать только совместными усилиями с участием всех государств Европы.
В нынешних условиях Россия не намерена свертывать сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности.
Все преобразования в Вооруженных Силах Российской Федерации мы продолжаем проводить с беспрецедентной открытостью.
Ежедневно на сайте Минобороны России размещается несколько десятков информационных материалов, посвященных различным аспектам деятельности армии и флота.
Мы максимально открыто проводим мероприятия оперативной и боевой подготовки войск и штабов. Информируем о внезапных проверках войск. Регулярно проводим брифинги по их итогам.
Все крупные военные учения широко освещаются в российских и зарубежных средствах массовой информации.
Значительно возросло количество предоставляемой информации о Вооруженных Силах России с началом операции российских Воздушно-космических сил в Сирии.
Намерены и дальше продолжить практику приглашения представителей военных ведомств стран НАТО и органов военного управления альянса к участию в мероприятиях, проводимых Министерством обороны России.
Мы открыты для возобновления полномасштабного диалога и взаимодействия с Североатлантическим союзом. Главное, чтобы этот процесс происходил на равноправной, доверительной и конструктивной основе.
На состоявшемся в прошлом году заседании Совета Россия–НАТО российской стороной были предложены конкретные шаги по налаживанию взаимодействия с альянсом по военной линии, а также по определению возможностей совместного реагирования на общие вызовы и угрозы. Однако российские инициативы остались без ответа.
Игнорируются Западом и наши предложения об объединении усилий в борьбе с международным терроризмом. С 2015 года Россия ведет борьбу с радикальными исламскими группировками в Сирии, сдерживая терроризм на дальних подступах и предотвращая его продвижение как на территорию России, так и в Европу.
Отсутствие тесного взаимодействия и сотрудничества между нашими странами по вопросу борьбы с терроризмом создает благоприятные условия для ИГИЛ. Подтверждением являются резонансные террористические акты с многочисленными человеческими жертвами, прокатившиеся по Европе в течение последнего времени (Франции, Германии, Бельгии, Великобритании, Швеции и России), ответственность за которые лежит на ИГИЛ.
Однако пока никаких шагов по сближению не происходит. Руководство Европейского союза и блока НАТО проводят одностороннюю политику, выставляя Россию в роли ответчика за все происходящие в мире негативные события.
Показательна ситуация с ракетным ударом США по аэродрому правительственных войск Сирии. При полном отсутствии доказательств применения химического оружия вооруженными силами Сирии его поддержали практически все европейские страны.
Что касается перспектив европейской безопасности.
Реально оценивая сложившуюся обстановку, мы видим два варианта её развития.
Первый — пессимистический.
Существующие противоречия, и прежде всего между Россией и НАТО продолжают углубляться. Происходит дальнейшее расширение альянса, сохраняется его масштабная военная деятельность на «восточном фланге».
Россия будет вынуждена адекватно реагировать на обстановку и проводить необходимые меры сдерживания.
Общие вызовы и угрозы, которые Западу и России необходимо решать совместными усилиями, будут оставаться без должного ответа.
В результате европейская безопасность будет только ухудшаться.
Второй вариант — оптимистичный.
Запад и Россия начинают понимать интересы и обеспокоенности друг друга. Между ними устанавливается диалог, постепенно укрепляется доверие, налаживаются открытые и прагматические отношения. Европейские политики отказываются от навязывания своих условий выстраивания отношений с Россией.
Я уверен, что развитие событий именно по этому сценарию позволит укрепить безопасность и стабильность в Европе.
Моя убежденность основана на том, что необходимость принятия решительных мер по стабилизации обстановки, обеспечению равной и неделимой безопасности всем народам Европы, назрела давно.
Но будучи реалистами, мы предпринимаем конкретные практические меры по парированию новых вызовов и угроз. Причем не только своей, но и европейской безопасности.

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ СЕРГЕЯ ШОЙГУ НА КОНФЕРЕНЦИИ MCIS-2017
VI МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ