ПАМЯТНИК БРОНЕПОЕЗДУ «ЖЕЛЕЗНЯКОВ» И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ

АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКЕ ТМ-1-180. СЕВАСТОПОЛЬ. 09.10.2016

THE MONUMENT TO THE ARMORED TRAIN «ZHELEZNYAKOV»

AND RAILWAY ARTILLERY TM-1-180. SEVASTOPOL. 09.10.2016

ПАМЯТНИК БРОНЕПОЕЗДУ «ЖЕЛЕЗНЯКОВ» И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКЕ ТМ-1-180. СЕВАСТОПОЛЬ. 09.10.2016. ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: И.В.Бородулин

Недалеко от севастопольского автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу, герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову», здесь поставлены на вечную стоянку паровоз Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и железнодорожный транспортер ТМ-1-180 оснащенный мощной 180-мм пушкой Б-1-П.
В 1970-х в память о бронепоезде «Железняков» возле Севастопольского железнодорожного вокзала был установлен его бывший вспомогательный паровоз Эл-2500. 24 октября 1967 года он был, как реликвия боевой славы, передан железнодорожниками депо Джанкой — Музею героической обороны и освобождения Севастополя. Его привела в Севастополь бывшая фронтовая паровозная бригада: машинист М. В. Галанин, помощник машиниста Е. И. Матюш, кочегар В. Г. Иванов. кочегар Черкашин Ф. Ф.
В 1990-х к паровозу прицепили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180 которая активно участвовала в боевых действиях, в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота.
«Железнякову» удалось длительный период вести боевые действия – с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.
Бронепоезд №5 «Железняков» в период обороны Севастополя 1941-1942 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа. В 1931 г. в Советском Союзе начались работы по созданию 180-мм железнодорожной артиллерийской установки, способной вести круговой обстрел с любой точки железнодорожного пути. Установки такого типа предназначалась для использования в системе береговой обороны и для решения широкого круга задач в интересах сухопутных войск.
Конструкция 180-мм железнодорожной установки принципиально отличалась от разработанных ранее установок более крупного калибра — 305-и 356-мм. Вращающаяся часть, в которой была установлена пушка Б-1-П, взята с мелкими изменениями от береговой щитовой установки МО-1-180. В частности, были уменьшены ее габариты и толщина бронелистов. Теперь лобовой щит имел толщину 38 мм, а бока и крыша — 20 мм. Были также уменьшены калибр и число опорных ног. Фактически это была установка на центральном штыре, смонтированная на железнодорожной платформе. Первые четыре железнодорожные артиллерийские установки, получившие наименование ТМ-1-180 (транспортер морской, тип 1, калибр 180 мм), были изготовлены в цехах николаевского завода № 198 (бывший Николаевский государственный завод им. Марти — НГЗ), пушки для них производились заводами «Большевик» и «Баррикады».
В послевоенные годы установки ТМ-1-180 еще долго оставались на вооружении Советской Армии. На 1 января 1984 г. в составе военно-морского флота их было 13. Из них на Черноморском флоте имелось восемь ТМ-1-180, на Ленинградской военно-морской базе два ТМ-3-12 и три ТМ-1-180. Еще по две установки ТМ-1-180 и ТМ-3- 12 были установлены на вечной стоянке вблизи форта Краснофлотский, расположенного под Ленинградом.
ВТС «БАСТИОН», 30.10.2016

СЕВАСТОПОЛЬ – ГЛАВНАЯ ВМБ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА