БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ZALA 421-16

UNMANNED AIRCRAFT ZALA 421-16

Беспилотный аппарат ZALA 421-16 создан компанией «Беспилотные системы ZALA AERO» и построен с использованием аэродинамической схемы «летающее крыло», также как и аппараты ZALA 421-04М, ZALA 421-08. Являясь прямым потомком БЛА «Элерон-10Д», ZALA вобрал в себя технологии обеспечения малой заметности. При создании аппарата использовались технологии обеспечения малой заметности.
Данная модель беспилотного самолета отличается высокой продолжительностью непрерывного полета – 4 часа (при двухтактном двигателе) и 8 часов (при четырехтактном двигателе) и большой скоростью – 130-200 км/ч. БЛА, в отличие от конкурирующих моделей в своей весовой категории, обладает возможностью покрывать большие расстояния за один полет. Появление ZALA 421-16 ставит под сомнение актуальность использования БЛА аэродромного базирования и открывает новую эпоху применения беспилотных средств, готовых уже сейчас к сетецентрическим технологиям будущего.
При разработке беспилотного комплекса ZALA 421-16 компания «Беспилотные системы ZALA AERO» учитывала опыт применения комплексов ZALA, многолетний стаж оказания услуг для гражданских организаций ТЭК и ориентировались на обобщенные потребности МО, ПС ФСБ, МВД, МЧС. Как отметили представители Пограничной службы ФСБ России ознакомленные с техническими характеристиками БЛА: «эти аппараты наиболее близки по ТТХ к требуемым для выполнения задач по охране госграницы, в частности, для выполнения длительного полета на дальние расстояния».
Беспилотный самолет предназначен для дистанционного мониторинга, наблюдения в широком диапазоне метеоусловий подстилающей поверхности (в том числе сложного рельефа местности, водной поверхности), поиска и обнаружения объектов. Обеспечивает получение и передачу в режиме реального времени телевизионных и тепловизионных изображений местности, определяет координаты объектов наблюдения, выполняет функции ретранслятора, осуществляет сбор, накопление и обработку информации.
Комплекс с БЛА ZALA 421-16 является выгодным решением для масштабной фотосъемки.

БЛА состоит из планера с системой автоматического управления автопилотом, органами управления и силовой установкой, бортовой системы питания, системой посадки на парашюте и блоков целевой нагрузки.
ZALA 421-16 построен по аэродинамической схеме «летающее крыло». При создании аппарата использовались технологии обеспечения малой заметности. Запуск БЛА осуществляется с помощью пневматической катапульты, посадка – на парашюте с автоматически наполняемой амортизационной подушкой. Работает аппарат на двигателе внутреннего сгорания, в зависимости от типа двигателя время полета самолета может составлять 4 и 8 часов (при двухтактном и четырехтактном двигателе соответственно).
Система автоматического управления БЛА (автопилот) установленная внутри планера представляет контейнер с разъемом. Внутри контейнера размещена плата с датчиками стабилизации платформы в трех плоскостях и чипами управления.
САУ поддерживает два режима полета: полуавтоматический и автоматический. Полетное задание загружается в автопилот до взлета, но, при этом в него можно внести изменения, вплоть до полного обновления полетного задания на любом этапе полета.
Автопилот передает в режиме реального времени по каналу радиосвязи координаты GPS, напряжение питания, угловое положение аппарата в пространстве, скорость БЛА, скорость ветра, высоту полета над подстилающей поверхностью от точки старта. При нарушении канала передачи телеметрии автопилот автоматически проводит процедуру возврата БЛА к точке старта.

БЛА обладает размахом крыла 1,65 м и несет оптико-электронную и ИК аппаратуру целевой нагрузки массой до 3 кг. В стандартном варианте поставки БЛА поставляется с цифровой зеркальной фотокамерой не менее 10 Мпикс и высококачественной видеокамерой на гиростабилизированной платформе с устройством оцифровки видеоизображения и записи. Дополнительно БЛА оборудуется тепловизором 640*480 Пикс.
На БЛА zala 421 16 возможна установка полезной нагрузки до 3 кг. :
• Цифровая зеркальная фотокамера;
• Видеокамерой на гиростабилизированной платформе с устройством оцифровки видеоизображения и записи;
• ИК камера (разрешение 640 x 480;
• Другое (доставка грузов, оружия и медикаментов.
В самое ближайшее время разработчики планируют расширить ряд полезных нагрузок малогабаритным дистанционным газоанализатором беспилотника ZALA 421-16. Предполагается, что в перспективе БЛА ZALA 421-16 будут также использоваться для целеуказания и ретрансляции данных в дополнение к разведывательным задачам.
Первый полет самолета ZALA 421-16 был проведен на базе предприятия Беспилотные системы в Ижевске. «Было просто поразительно, как быстро аппарат набирает высоту и насколько аппарат устойчиво себя ведет в воздухе. Уже во время первого полета стало совершенно очевидно, что за счет продуманной аэродинамики самолет способен нести значительно большую нагрузку, чем расчетная. Эти особенности, вместе с технологиями обеспечения малой заметности делают этот беспилотный комплекс применимым в целом ряде различных операций, проводимых Минобороны России», — отметил генеральный директор-генеральный конструктор «Беспилотных систем» Александр Захаров.
Компания «Беспилотные системы ZALA AERO» в марте 2009 года завершила зимний цикл испытаний своей разработки — БЛА ZALA 421-16 с уникальными техническими характеристиками. Оригинальная инновационная конструкция БЛА схемы летающее крыло позволяет самолету массой 15 кг находиться в воздухе 5 часов на скорости от 70 до 150 км/ч, обеспечивая передачу информации в реальном времени на дальности до 70 км.
БЛА ZALA 421-16 представлялся на выставке МАКС-2009.
В сентябре 2010 года комплекс прошел испытания в Мулино под Нижнем Новгородом в рамках первого этапа сравнительных испытаний отечественных беспилотников в интересах Вооруженных Сил. Его участие в этих испытаниях было вне программы, так как сам комплекс был только-только создан.
Разработчик и производитель беспилотной авиатехники ООО «Беспилотные системы» по договору с «Газпромом» летом 2010 года проведет опытную эксплуатацию комплекса беспилотного воздушного мониторинга с беспилотными летательными аппаратами ZALA-421-16. Это – первая договорная эксплуатационная работа. Всего будет задействованы два БЛА ZALA-421-16 в одном комплексе. Еще в 2010 году беспилотным комплексом с БЛА ZALA-421-16 интересуются отечественные Минобороны, ФСБ, МВД, частные организации.
В числе экспонатов выставки на IV-й Международном салоне вооружения и военной техники МВСВ-2010 был представлен комплекс с БЛА ZALA-421-16.
На выставке «UVS-TECH 2011″ компания ЗАЛА АЭРО представила БПЛА ZALA 421-16 -современный специальный комплекс дистанционного мониторинга на базе БЛА самолетного типа средней продолжительности полета.
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 были представлены новый БЛА самолетного типа ZALA-421-16Е с электродвигателем, ZALA-421-16 с двигателем внутреннего сгорания, а так же разработанные ранее беспилотные комплексы как самолетного, так и вертолетного типа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Радиус действия видео/радиоканала 50 км / 70 км
Продолжительность полета 4 или 8 ч
Размах крыла БЛА 1680 мм
Максимальная высота полета 3000 м
Взлет Пневматическая катапульта
Посадка Парашют
Тип двигателя ДВС тянущий
Скорость 130-200 км/ч
Максимальная взлетная масса 16 кг
Навигация ИНС с коррекцией GPS/ГЛОНАСС, радиодальномер
Целевые нагрузки Тип «16», «16E+»
Планер Цельное крыло
Диапазон рабочих температур -30°C…+40°C

Источники: zala.aero, vpk.name, bp-la.ru, www.bnti.ru и др.

БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ТИПА ZALA 421-16 НА МАКС-2015. ФОТОРЕПОРТАЖ
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ВОЗДУШНОГО МОНИТОРИНГА ZALA421-16Е5
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ZALA 421-16ЕМ
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ZALA 421-16Ф2
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ZALA 421-16Е
ZALA AERO GROUP