УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ХТ-5 BLUE MAGPIE (ТАЙВАНЬ)

TRAINING AND COMBAT AIRCRAFT XT-5 BLUE MAGPIE (TAIWAN)

10.02.2017

7 февраля 2017 года на Тайване в городе Тайчжуне в присутствии президента Китайской Республики Цай Инвэнь состоялась церемония подписания меморандума о взаимопонимании между министерством национальной обороны Китайской Республики и ведущим тайваньским оборонным научно-исследовательским центром Чжуншаньским институтом науки и технологии (Chung-Shan Institute of Science and Technology, CSIST) и тайваньской авиастроительной компанией Aerospace Industrial Development Corporation (AIDC) на полномасштабную разработку и поставку для ВВС Тайваня сверхзвукового учебно-боевого самолета ХТ-5 Blue Magpie.
Общая стоимость программы, финансировать которую обязалось министерство национальной обороны, определена в 68,6 млрд тайваньских долл (около 2,2 млрд долл США). Планируется построить два прототипа ХТ-5, первый из которых должен быть готов в 2019 году и начать летные испытания в 2020 году. Поставку же 66 серийных самолетов для ВВС Тайваня постройки AIDC планируется завершить уже в 2026 году.
http://bmpd.livejournal.com

29.05.2017

28 мая тайваньский Facebook-источник 軍事迷休閒小棧 опубликовал фото первого летного прототипа истребителя AIDC F-CK-1 «Цзянго» (Chiang Ching-Kuo, или «Цзинго», или «Чин-Куо»).
Разработка этого самолета началась в 1981 году, так как правительство Тайваня пришло к мнению, что потенциала ВВС явно недостаточно для защиты воздушных рубежей. Первый полет истребителя состоялся 28 мая 1989 (серийный номер 10001, заводской 77-8001). Прототипы имели обозначения A-1, A-2, A-3 и A-4. Самолет был принят на вооружение в 1994 году. ВВС намеревались приобрести 256 истребителей этого типа, но остановились на 150 единицах. На экспорт самолет не предлагался.
В феврале 2017 года было объявлено, что эти истребители будут превращены в учебно-тренировочные спарки с обозначением ХТ-5. Первая партия перестроенных машин должна состоять из 66 единиц, сообщает militaryfactory.com.
Военный Паритет

26.09.2019

24 сентября 2019 года тайваньская авиастроительная компания Aerospace Industrial Development Corporation (AIDC) в присутствии президента Китайской Республики Цай Инвэнь провела презентацию первого прототипа сверхзвукового учебно-боевого самолета национальной разработки, получившего название Yongying [XT-5].
Как ранее сообщали коллеги bmpd общая стоимость программы, финансировать которую обязалось министерство национальной обороны [Китайской Республики], определена в 68,6 млрд тайваньских долл (около 2,2 млрд долл США). Планируется построить два прототипа ХТ-5, первый из которых должен быть готов в 2019 году и начать летные испытания в 2020 году. Поставку же 66 серийных самолетов для ВВС Тайваня постройки AIDC планируется завершить уже в 2026 году.
Учебно-боевой самолет ХТ-5 (ранее обозначался ХАТ-5) разрабатывается на основе ранее разработанного и выпускавшегося AIDC для ВВС Тайваня легкого истребителя F-СК-1 Ching-kuo (был прекращен выпуском в 1999 году). Самолет ХАТ-5 основывается на конструкции двухместного учебно-боевого истребителя F-СК-1В, но должен иметь облегченный планер с широким применением композиционных материалов. Самолет лишится РЛС и пушечного вооружения, но при этом получит усиленное шасси и увеличенный запас топлива. Двигатели Honeywell/ITEC F125 будут сохранены, что обеспечит самолету возможность достижения сверхзвуковой скорости.
Разработка ХТ-5 была начата в 2013 году в ответ на тендерные требования министерства национальной обороны Китайской Республики на учебно-боевой самолет нового поколения для использования для повышенной подготовки и в качестве переходного. Самолеты ХТ-5 планируются для замены используемых в настоящее время в ВВС Тайваня учебно-боевых самолетов АТ-3 производства AIDC 1980-х годов и двухместных учебно-боевых истребителей Northrop F-5F Tiger II.
https://bmpd.livejournal.com

04.06.2020

1 июня 2020 года на авиабазе Цинцюаньган ВВС Тайваня началась подготовка к летным испытаниям первого опытного образца реактивного учебно-боевого самолета ХТ-5 «Юнъин» (»Отважный орёл»). Первый полет «Отважного орла» запланирован на конец июня 2020 года. Подготовка к летным испытаниям включает в себя цикл аэродромных отработок, в ходе которых будут проведены испытания всех систем и совершены пробежки по аэродрому.
Поставку 66 серийных самолетов для ВВС Тайваня постройки AIDC планируется завершить уже в 2026 году.
Учебно-боевой самолет ХТ-5 (ранее обозначался ХАТ-5) разрабатывается на основе ранее разработанного и выпускавшегося AIDC для ВВС Тайваня легкого истребителя F-СК-1 Ching-kuo (был прекращен выпуском в 1999 году).
https://dambiev.livejournal.com

ПЕРВЫЙ ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ УБС ДЛЯ ВВС ТАЙВАНЯ НАЧАЛ ПОДГОТОВКУ К ЛЕТНЫМ ИСПЫТАНИЯМ


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ХТ-5 BLUE MAGPIE

Сверхзвуковой учебно-боевой самолеа ХТ-5 Blue Magpie для ВВС Тайваня разрабатывается Чжуншаньским институтом науки и технологии (Chung-Shan Institute of Science and Technology, CSIST) и тайваньской авиастроительной компанией Aerospace Industrial Development Corporation (AIDC).
Разработка ХТ-5 была начата в 2013 году в ответ на тендерные требования министерства национальной обороны Китайской Республики на учебно-боевой самолет нового поколения для использования для повышенной подготовки и в качестве переходного. Самолеты ХТ-5 планируются для замены используемых в настоящее время в ВВС Тайваня учебно-боевых самолетов АТ-3 производства AIDC 1980-х годов и двухместных учебно-боевых истребителей Northrop F-5F Tiger II.
Ряд аналитиков считает маловероятным, что Тайвань сможет полностью самостоятельно разработать национальный проект современного УТС.
УТС предназначены для обучения пилотов и, как ожидается, повысят эффективность летной подготовки. Предположительно, самолет также сможет применяться в качестве легкого штурмовика. Новый УТС позволит поэтапно снять с вооружения все имеющиеся однодвигательные реактивные УТС AT-3 «Тзу Чунг», которые были построены AIDC и эксплуатируются с 1984 года, а также истребители F-5E/F, собранные AIDC по лицензии в 1970-е гг. и применяющиеся сейчас для подготовки пилотов.
Учебно-боевой самолет ХТ-5 (ранее обозначался ХАТ-5) разрабатывается на основе ранее разработанного и выпускавшегося AIDC для ВВС Тайваня легкого истребителя F-СК-1 Ching-kuo (был прекращен выпуском в 1999 году). Самолет ХАТ-5 основывается на конструкции двухместного учебно-боевого истребителя F-СК-1В, но должен иметь облегченный планер с широким применением композиционных материалов. Самолет лишится РЛС и пушечного вооружения, но при этом получит усиленное шасси и увеличенный запас топлива. Двигатели Honeywell/ITEC F125 будут сохранены, что обеспечит самолету возможность достижения сверхзвуковой скорости.

AIDC первоначально выдвинула на рассмотрение ВВС Тайваня два проекта – глубоко модернизированного все того же АТ-3 под обозначением AT-3 MAX Advanced Trainer, и ХАТ-5 на основе конструкции F-СК-1В Ching-kuo. Однако с начала 2016 года проект AT-3 MAX Advanced Trainer оставлен и компания сконцентрировалась на начале полноценной разработки ХТ-5.
ВВС Тайваня ранее также рассматривали возможность приобретения учебно-боевого самолета иностранного типа – итальянского Leonardo M-346 Master или южнокорейского KAI T-50 Golden Eagle, со сборкой на AIDC. Однако эти варианты были отвергнуты главным образом из-за неизбежных в этом случае для Тайваня политических проблем.

Истребитель F-CK-1, который может послужить основой для разработки нового самолета, имеет в длину 14,5 метра и размах крыла около девяти метров. Самолет максимальной взлетной массой 9,5 тонны может развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а дальность его полета составляет 1,1 тысячи километров.
F-CK-1 вооружен 20-миллиметровой авиапушкой и оснащен девятью точками подвески для ракет и бомб общей массой 3,9 тонны.

Потенциально новый УТС может получить двигатели производства компании ITEC (International Turbine Engine Company), которая также поставляет силовые установки для AT-3 и IDF. Тем не менее, в 2016 году с Чун Шаньским научно-технологическим институтом был подписан контракт на разработку нового двигателя для перспективного национального самолета.
Впервые о принятом решении приобрести 66 новых УТС командование ВВС Тайваня сообщило 6 сентября 2016 года. Проект был одобрен Исполнительным Юанем (правительством Тайваня).
В ходе церемонии, состоявшейся 7 февраля 2017 года в Тайчжуне, командование ВВС Тайваня заключило с Чун Шаньским Научно-технологическим институтом (CSIST) контракт на поставку 66 новых национальных УТС усовершенствованной подготовки.
Одновременно CSIST подписал меморандум о сотрудничестве в рамках проекта с национальной компанией «Аэроспэйс индастриал девелопмент корпорэйшн» (AIDC – Aerospace Industrial Development Corporation).
В мероприятии приняла участие президент Тайваня Цай Инвэнь.
Министерство национальной обороны Тайваня, которое выделило на реализацию программы 68,6 млрд. тайв. долл. (2,21 млрд. долл.), приняло решение о производстве нового УТС на базе проекта самолета XT-5 «Блю Мэгпай», разработанного AIDC на платформе национального истребителя IDF/F-CK-1.
Планируется построить два прототипа ХТ-5, первый из которых должен быть готов в 2019 году и начать летные испытания в 2020 году.
Все 66 самолетов ВВС Тайваня планируют получить к 2026 году.
В настоящее время летчики ВВС Тайваня проходят летную подготовку на самолетах AT-3 и F-5F. Первые стоят на вооружении страны с 1984 года, а вторые — с 1972-го.
По мнению обозревателей, разработка ХАТ-5 станет серьезным вызовом для AIDC, не создававшей новых самолетов уже более 25 лет. За свою историю тайваньская компания разработала лишь четыре типа самолетов – турбовинтовой учебно-тренировочный самолет T-CH-1 Chung Hsing (построены вместе с прототипами 52 самолета с 1973 по 1981 годы), легкий турбовинтовой транспортно-пассажирский самолет ХС-2 (построен один прототип в 1978 году), реактивный учебно-боевой самолет AT-3 Tzu Chung (64 самолета с 1980 по 1989 годы) и истребитель IDF F-СК-1 Ching-kuo (совместно с General Dynamics; 134 самолета с 1989 по 1999 годы).
Как заявила президент Тайваня, программа строительства самолетов позволит Тайваню сохранить кадровый потенциал в аэрокосмической отрасли промышленности, которая ранее пострадала из-за «утечки мозгов», а также будет способствовать развитию оборонной промышленности в целом, которая рассматривается как движущая сила экономики страны.

Источники: ЦАМТО, bmpd.livejournal.com, nplus1.ru и др.

УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ АЗИИ И АМЕРИКИ
УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ