ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВД-1500Б

TURBOPROP ENGINE TVD-1500B

ТВД-1500Б – турбовинтовой двигатель для самолетов авиации общего назначения. Он производится ОДК-Сатурн.
Цель разработки: Создание отечественного перспективного, высокоэкономичного турбовинтового двигателя в классе мощности 1500 л.с. с удельными параметрами, соответствующими лучшим мировым образцам двигателей 4 поколения.
Основание для разработки :
• Постановление совета министров СССР № 1140 от 12.11.90.
• Приказ Министерства авиационной промышленности № 6 от 03.01.91.
• Техническое задание Министерства транспорта.
• Программа развития гражданской авиационной техники России до 2000 года.
• Проект Федеральной программы «Развития гражданской авиационной техники России на 2001-2015 годы».
Финансирование разработки ТВД-1500 осуществлялось с 1992 года по договору между РосАвиакосмосом и «Рыбинскими моторами» (в настоящее время ПАО «ОДК-Сатурн») 50×50.

Конструктивные особенности
• 4 ступенчатый осецентробежный компрессор
с регулируемым направляющим аппаратом
• противоточная кольцевая камера сгорания
• 2 ступенчатая турбина высокого давления
• 2 ступенчатая силовая турбина
• электронная цифровая двухканальная система автоматического управления с резервным гидромеханическим каналом
Преимущества
• модульная конструкция, развитая система контроля и диагностики двигателя обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики, удобство сервисного обслуживания, возможность эксплуатации двигателя по техсостоянию
• возможность эксплуатации в условиях грунтовых аэродромов
Двигатель предназначен для самолетов местных воздушных линий, вместимостью до 30 пасс.
Область применения:
• Региональные одно-двухдвигательные самолеты Ан-38, С-80, Бе-32, Бе-132МК, Т-201 «Грач» и другие.
• Полноразмерные макеты двигателя ТВД-1500 прошли макетирование на ЛА Ан-38 и Т-201 «Грач».
• Для возможного использования двигателя на Бе-132МК и С-80 на предприятия был направлен комплект характеристик и габаритных чертежей. Подписаны Протоколы о взаимодействии с предприятиями о применении ТВД-1500 на этих ЛА.
Всего за время создания ТВД-1500 изготовлено:
• 2 газогенератора для термометрирования и тензометрирования компрессора и турбины;
• 9 полноразмерных двигателей для проведения специальных испытаний по выполнению требований Сертификационного базиса и ресурсных испытаний на гидротормозном и винтовом стендах.
Наработка двигателя за время доводки и сертификации составила более 1000 часов, а с учетом наработки модификации РД-600В – более 8000 часов.
В ноябре 2002г. получен сертификат типа на двигатель ТВЛ-1500Б № СТ212-АМДю
После проведения работ по сертификации двигателя ТВД-1500 и получения Сертификата типа № СТ212-АМД работы по двигателю не проводились ввиду отсутствия финансирования.
Материальная часть, технологическая оснастка, винтовой и гидротормозной стенды после прекращения работ по двигателю и финансирования утилизированы.
На хранении в ПАО «ОДК-Сатурн» находится двигатель, прошедший СЗИ.
Возобновление работ по двигателям РД-600(В) и ТВД-1500Б потребует:
- Технологической подготовки производства.
- Создания и модернизации стендовой базы.
- Разработки новой САУ на современной элементной базе с последующим повторением ряда специальных испытаний.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Двигатель ТВД-1500Б
Мощность на взлетном режиме, л.с. 1 300
Удельный расход топлива на взлетном режиме, кг/(л.с.∙час) 0.212
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/(л.с.∙час)* 0.225
Частота вращения выходного вала, об/мин 1700
Габариты (со смесителем) (L x D), м 1.950 x 0.760
* – (H=3 000 м; M=0.3; МСА)

Источники: www.npo-saturn.ru, Научно-технический задел и практический опыт ПАО «ОДКСатурн» по разработке двигателей в классе мощности до 1500 л.с. Доклад ОДКСатурн (https://aviatp.ru/files/newturn/Presentatsiy/8_Opyt_i_razrabotky_dvigateley_ODK_Saturn_do_1500_ls.pdf) и др.

ТУРБОВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-600В
САТУРН НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ