СРЕДНИЙ ТАНК Т-44 (ОБЪЕКТ 136)
T-44 MEDIUM TANK (OBJECT 136)

Создан в КБ з-да №183 (Главный конструктор А.А. Морозов) на базе узлов и агрегатов танков Т-34 и Т-43. Поперечное размещение двигателя сократило длину силового отделения, а компактность агрегатов силовой передачи позволили увеличить объем боевого отделения, что привело к увеличению боекомплекта и удобству работы членов экипажа.
После неудачи проекта Т-43, представляющего собой по существу глубокую модернизацию Т-34, А.Морозову стало ясно, что конструкция новой машины должна обладать значительными резервами для своего дальнейшего развития, а основой для создания более совершенного танка может стать совершенствование его компоновки.
Еще весной 1943 года группа МТО КБ-520 предложила схему уплотнения компоновки танка Т-34 путем размещения двигателя поперек силового отделения. Создание нового танка активно поддержал и нарком НКТП В. Малышев, благодаря которому был открыт заказ на его постройку, но также установлены и довольно жесткие сроки готовности к заводским полигонным испытаниям (их должны были провести не позднее 10 января 1944 года).
Проектированием нового танка занялись конструкторы В.Волков, М.Кизин, М.Набутовский, М.Таршинов, Н.Чистяков под непосредственным руководством А.Морозова. Танк получил индекс Т-44 (объект 136) и проектировался под установку пушек калибра от 85 до 122 мм.
На новой машине применили не только поперечное расположение двигателя, но и целый ряд других технических новинок, которые будучи внедренными по отдельности, на разных танках, не дали бы ощутимого эффекта, зато в совокупности сделали конструкцию Т-44 такой, которая на десятилетия определила развитие отечественной бронетанковой техники.
Первый прототип Т-44 был готов досрочно – к 1 января 1944 года. Его испытания прошли также в январе и в целом окончились успешно. За период испытаний танк прошел без серьезных поломок более 1100 км.

Первые два опытных образца были готовы к концу января 1944. Один из них имел башенный погон диаметром 1600 мм, второй – 1800 мм. Оба были вооружены 85-мм пушкой Д-5Т. Тогда же собрали третью машину с погоном 1800 мм и 122-мм пушкой Д-25-44. Танк Т-44–85 имеющий на вооружении Д-5Т построили до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. В связи с этим, как только пушка ЗИС-С-53 на танках Т-34 стала стандартной, был переделан и танк Т-44. 122-миллиметровая пушка на средний танк была установлена по требованию военных, однако в ходе испытаний выяснилось, что данное орудие не подходит для среднего танка.

В мае 1944 построили еще два опытных танка с погоном 1600 мм и с пушкой ЗИС-С-53. Наконец в июле 1944 был собран «улучшенный» Т-44А, который стал прототипом серийного танка. Новый танк получил цельнолитую башню с «улучшен¬ной» защитой (лоб толщиной 110 мм, борт – 80 мм), лобовую броню корпуса, доведенную до 90 мм и планетарную трансмиссию.
На танке был применен новый двигатель В-44 мощностью 520 л. с. и новая 5-ступенчатая коробка передач. За счет улучшенной топливной аппаратуры удалось поднять мощность на 20 л. с. при тех же объёмах цилиндров. Вновь, после Т-18, была применена поперечная схема расположения двигателя. В трансмиссии танка использовали для передачи усилия от двигателя к параллельно ему расположенной коробке передач новый агрегат — «гитару», редуктор с передаточным числом 0,7. За счет того, что число оборотов увеличилось, а передаваемые нагрузки уменьшились, коробка передач была сделана легкой и компактной. Воздухоочиститель нового типа перенесли из развала цилиндров к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Сам вентилятор сместили к кормовому листу. Масляный и водяной радиаторы поставили горизонтально под крышкой трансмиссионного отделения в однородном воздушном потоке. Такая система охлаждения была более эффективной. Механизм поворота — через бортовые фрикционы, подобно Т-34.

Ходовая часть Т-44 состояла из ведущих колёс, по конструкции аналогичных Т-34, за исключением того, что для улучшения условий зацепления роликов колеса с гребнями траков при износе шарниров траков его диаметр был увеличен до 650 мм (против 635 мм у Т-34).
Опорные катки Т-44 были сдвоенными с наружными резиновыми бандажами и отличались от катков Т-34 уменьшенным диаметром — 780×660×150. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску, в корне отличающуюся от подвески Т-34 — подвески типа «Кристи». Отказ от пружинных «свечей» позволил увеличить внутреннее заброневое пространство, уменьшить габариты машины и улучшить условия обитаемости экипажа, улучшить технологичность изготовления и упростить обслуживание. Таким образом именно Т-44 поставил точку в истории колесно-гусеничных танков в СССР, одной из наиболее ярких особенностей которых и была подвеска «Кристи». Гусеничные цепи Т-34 и Т-44 первых серий выпуска были унифицированы. Впоследствии для Т-44 была разработана оригинальная гусеничная цепь, устанавливалась на Т-44М, катки поздних Т-44 имели конструкцию, схожую с катками Т-55.

В соответствии с Постановлением ГКО, организовывался танковый завод №75 с задачей выпуска до 300 танков Т-44 в месяц. В сентябре в Харькове начались работы по сборке первого серийного Т-44А.
Танк был принят на вооружение постановлением ГКО №6997 от 23 ноября 1944 г., и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 (переименован в № 75) было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.
Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций.

Тем временем А.Морозов в Нижнем Тагиле продолжал совершенствовать Т-44. Для увеличения снарядостойкости лобового листа корпуса была вообще ликвидирована выступающая башенка водителя, одновременно были внесены изменения и в технологию его изготовления.
Опытный танк, получивший название Т-44Б, был окончен 20 ноября 1944 года. Кроме монолитного переднего листа, он получил упрочненное днище, новую двигательную установку В-2-44 с системой охлаждения и питания, а также орудие ЗИС-С-53 с увеличенным боекомплектом. Незадолго до нового 1945 года танк был отправлен в Кубинку (Научно-исследовательский испытательный бронетанковый полигон), где успешно прошел Государственные испытания. С 1 марта в Харькове началось его серийное производство (Т-44 «валовой серии» или Т-44Б). Согласно плану НКТП до конца 1945 года должно было быть изготовлено 850 штук Т-44Б при общем заказе в 1200 шт.
В боях Великой Отечественной войны, по официальным сведениям, танку участвовать не довелось. Хотя в ряде описаний боевого пути 100 Ченстоховской танковой бригады указывается, что в декабре 1944 — январе 1945 года ею было получено 60 танков Т-44. Что подразумевалось в историческом формуляре бригады под термином «Т-44» в то время, не до конца понятно.

После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, его выпуск ограничился сравнительно малым по меркам серийных танков того времени количеством (всего было выпущено 1823 танка этого типа), и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54.
Боевым крещением Т-44 можно считать 1956 год, когда советские части, оснащенные этими танками, были введены в Венгрию для «подавления антиправительственного мятежа».
Кстати, в Венгрии «сорокчетверкам» пришлось повоевать со своим «прародителем» Т-34/85 – повстанцы в Будапеште захватили пять «тридцатьчетверок» Венгерской народной армии, которые затем принимали участие в боях с советскими частями, вошедшими в город.
Т-44 неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.

В 1945-м году разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны. Был был создан опытный танк Т-44-100 с размещением в новой башне новой 100 мм пушки.
В основе проекта Т-44-100 лежала конструкция серийного танка Т-44 со всеми ее характерными чертами. Предлагалось использовать готовый броневой корпус, сваренный из листов различной толщины и формы. Защита передней полусферы танка возлагалась на наклонные лобовые листы толщиной 90 мм.

Борта имели толщину 70 мм, корма – до 45 мм. Сверху и снизу корпус защищался крышей толщиной до 20 мм и 15-мм днищем. Характерной чертой корпуса Т-44, отличавшей его от агрегатов предыдущих отечественных средних танков, было использование лобового листа без крупных проемов и отверстий. Использовалась традиционная компоновка корпуса с передним отделением управления, боевым отделением в центре и моторно-трансмиссионным в корме.
На крыше люка заряжающего установили турель с зенитным пулеметом ДШК, а борта и ходовую часть прикрыли 6 мм противокумулятивными экранами. Танк оказался недостаточно надежным. Было изготовлено два опытных образца. Новая машина получилась перетяжелённой и на вооружение принята не была.
Аппаратура автоматического управления движением танком была разработана сотрудниками НИИБТ полигона совместно с НТК ГБТУ в 1948 г. В феврале-апреле 1949 г. танк Т-44 с установленной аппаратурой прошел ходовые испытания на полигоне в Кубинке с целью проверки правильности расчета автоматики и надежности ее работы. На вооружение танк Т-44 с автоматизированным приводом управления не принимался и в серийном производстве не состоял.

Мероприятия по модернизации машины по заданию ГБТУ были разработаны конструкторским бюро завода №75 в Харькове под руководством главного конструктора А.А. Морозова в 1957-1958 гг. При отработке чертежно-технической документации танк имел заводское обозначение «Объект 136М». Модернизация проводилась с 1959 г. на ремонтных заводах Министерства обороны СССР при проведении капитального ремонта машин.
В 1961 году был создан модернизированный вариант танка Т-44М, на котором были установлены агрегаты силовой установки, силовой передачи и ходовой части танка Т-54. В отличии от базовой модели увеличили боекомплект, установили ночные приборы механика-водителя и командира. Корпус и башня, а также вооружение танка остались без существенных изменений. В связи с укладкой дополнительного имущества в боевом отделении и отделении управления танка в период с 1961 г. по 1968 г. боекомплект к пулеметам ДТМ был сокращен до 1890 патронов.
В ходе проведения мероприятий по модернизации на танке Т-44М использовались более надежные агрегаты, системы и узлы силовой установки, трансмиссии и ходовой части танка Т-54. Для обеспечения возможности вождения машины ночью устанавливался прибор ночного видения. Почти все ранее выпущенные машины (за исключением списанных в процессе эксплуатации) были модернизированы.
На базе танка Т-44М были созданы командирский танк Т-44МК, гусеничный бронированный тягач БТС-4 и опытные образцы танка Т-44МС со стабилизатором танковой пушки СТП-2 «Циклон».

В 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Танк Т-44МС являлся опытным образцом модернизированного танка Т-44М, на котором (после проведения капитального ремонта на 7 БТРЗ в г. Киеве) харьковским 115 БТРЗ весной 1964 г. был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения «Циклон». Изготовили два опытных образца. В марте 1964 г. первый опытный образец с установленным стабилизатором прошел полигонные испытания на НИИБТ полигоне, по результатам которых в конструкцию машины внесли некоторые изменения. Второй опытный образец со стабилизатором «Циклон» и дополнительно установленными ночными приборами наблюдения и прицеливания был подвергнут испытаниям на НИИБТ полигоне в период с 15 июня по 30 августа 1964 г. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.
В результате установки стабилизатора основного оружия СТП-2 «Циклон» изменились углы наводки 85-мм пушки ЗИС-С-53 по вертикали, которые находились в пределах от -3°05′ до +17°30′. Скорости наводки спаренной установки оружия по вертикали составляли от 0,07 до 4,5 град./с, максимальная скорость по горизонтали в режиме стабилизации достигала 15 град./с.
Командирский танк Т-44МК создан на базе среднего танка Т-44М и отличается от него установкой дополнительной радиостанции, зарядного агрегата АБ-1-П/30 для питания радиосредств на стоянке и для подзарядки танковых аккумуляторных батарей подразделения. В результате несколько снизился боекомплект пушки и пулемета, и изъят курсовой пулемет.
В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.
В настоящее время танк Т-44 можно увидеть в белорусском музее «Линия Сталина» недалеко от Минска, на площадке военной техники в музее «Брестская крепость-герой», в танковом музее «Кубинка» и в военном музее в подмосковном Падикове

ВАРИАНТЫ И МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-44:
• Т-44 (объект 136) вар. 1 №1 – (1944) двигатель дизель В-2-34 500 л.с., ходовая часть с торсионами, нарезная пушка Д-5Т 85-мм, спаренный и курсовой пулемёты ДТ 7,62-мм, БК 54 снарядов, 2772 патронов, смотровые приборы МК-4, радиостанция 9РУ, ТПУ-3-БИС-Ф, запас топлива 460 л, запас хода 210 км, масса 30,4 т.
• Т-44 вар. 1 №2 – (1944) двигатель дизель В-2-ИС 500 л.с., нарезная пушка Д-25Т 122-мм, БК 24 выстрела.
• Т-44 вар. 1 №2 обр. февраля 1944 г. – башня с погоном 1600 мм, нарезная пушка Д-5Т 85-мм.
• Т-44 вар. 1 №3 – (1944) нарезная пушка Д-25Т 122-мм, БК 24 выстрела.
• Т-44 вар. 2 – (1944) уменьшена башня, изменено бронирование бортов, увеличен угол НЛД, доработанная ходовая, новый люк механика-водителя, нарезная пушка ЗИС-С-53 85-мм, БК 51 снаряд, 1953 патрона, прицел ТШ-15, привод башни МБ-20В, два фильтра Мультициклон на МТО, запас хода 300 км, масса 31,3 т.
• Т-44А – (1944) двигатель дизель В-44 520 л.с., убрана башенка механика-водителя, усилено лобовое бронирование, БК 54 снаряда, 1764 патрона, изменение расположения МК-4 механика-водителя, запас топлива 420 л, запас хода 190 км, масса 30,8 т.
• Т-44 – (1944) серийный вариант, БК 1890 патронов, запас топлива 500 л, запас хода 235 км, масса 31,8 т.
• Т-44 обр. 1946 г. – улучшение надёжности, прицел ТШ-16, новый привод башни, улучшена вентиляция башни, дополнительные топливные баки на надгусеничных полках объёмом 150 л включены в топливную систему, стартер СТ-16, улучшен запуск в зимнее время.
• Т-44 обр. 1947 г. – доработаны бортовые передачи.
• Т-44-100 Д-10Т – (1945) сплошные бортовые экраны, новые катки, новая башня с погоном 1740 мм, нарезная пушка Д-10Т 100-мм, спаренный и курсовой пулемёты ГСТ 7,62-мм, ЗПУ с пулемётом ДШК 12,7-мм, крепление шашек МДШ, доработанный главный фрикцион, поворотный механизм башни от Т-54, увеличен объём крыльевых топливных баков, щётки очистки смотровых приборов.
• Т-44-100 ЛБ-1 – (1945) Т-44-100 с нарезной пушкой ЛБ-1 100-мм.
• Т-44 АПУ – (1948) Т-44 с автоматизированным приводом управления.
• Т-44М (объект 136М) – (1959) двигатель дизель В-54 520 л.с., убраны амбразуры для стрельбы из личного оружия, воздухоочиститель ВТИ-4, ходовая и трансмиссия унифицированы с ходовой Т-54, БК 61 снаряд, 2016 патронов, радиостанция Р-113, ТПУ Р-120, прибор командира ТПКУБ или ТПК-2Б, ночной прибор механика-водителя ТВН-2, фары ФГ-102 и ФГ-100, новые надгусеничные полки, дополнительные наружные топливные баки, запас топлива 785 л, запас хода 440 км,масса 32 т.
• Т-44МК – (1963) командирский вариант Т-44М, радиостанция Р-112, 10-метровая антенна, БК 49 снарядов, 1701 патрон, зарядный агрегат АБ-1-П/30.
• Т-44М обр. 1961 г. – БК 1890 патронов, изменён ЗИП внутри танка, две дополнительные внешние бочки с топливом на 400 л.
• Т-44МС – (1964) двухплоскостной стабилизатор СТП-2 Циклон, прицел ТШ2Б, ночной прибор командира ТКН-1 Узор, ночной прицел ТПН-1, прожекторы ОУ-3 и Л-2, новые аккумуляторы, БК 35 снарядов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ Т-44

Состояние принят на вооружение в 1944г.
Разработчик КБ з-да №183
Изготовитель з-д №75
Производство 1944–46гг.
Боевая масса, т 31,5
Длина, мм:
- с пушкой вперед 7650
- корпуса 6070
Ширина, мм 3100
Высота по крышу башни, мм 2400
Клиренс, мм 430-455
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,83
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 30
- крен, град 32
- ров, м 2,5
- стенка, м 0,73
- брод, м 1,3
Тип двигателя дизель В-44
Максимальная мощность, л.с. 500
Запас топлива, л 500+150
Удельная мощность, л.с./т 15,6-15,8
Максимальная скорость, км/ч 55
Запас хода, км 235
Бронирование, мм:
- лоб корпуса 90
- лоб башни 120
Экипаж, чел. 4

ВООРУЖЕНИЕ:
- число х калибр, мм и тип
орудия 85 мм ЗИС-С53
(боекомплект, шт.) (58)
- число х калибр, мм и тип
пулеметов 2 х 7,62 мм ДТМ
(боекомплект, шт.) (2750)
Прицел ТШ-16
Радиостанция 9РС

ХАРАКТЕРИСТИКИ Т-44М

Состояние модернизирован в 1961г
Разработчик КБ з-да №75
Изготовитель ремонтные з-ды МО
Производство модернизация
Боевая масса, т 32-32,5
Длина, мм:
- с пушкой вперед 7640
- корпуса 6235
Ширина, мм 3250
Высота по крышу башни, мм 2455
Клиренс, мм 475
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,864
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 28
- крен, град 28
- ров, м 2,5
- стенка, м 0,73
- брод, м 1,3
Тип двигателя дизель В-54
Максимальная мощность, л.с. 520
Запас топлива, л 500+285
Удельная мощность, л.с./т 16,2
Скорость, км/ч:
- максимальная 57
- средняя по грунтовой дороге 28
Запас хода по шоссе, км 420-440
Бронирование, мм (угол наклона, град.):
- лоб корпуса (верхний лист) 90 (60)
- лоб корпуса (нижний лист) 90 (45)
- борт корпуса 75 (0)
- корма корпуса 45 (17)
- крыша корпуса 15
- днище 15 (20)
- лоб башни 120 (сфера)
- борт башни 100 (20)
- корма башни 25 (12)
Гарантийный срок службы танка, км 1000
Экипаж, чел. 4

ВООРУЖЕНИЕ:
- число х калибр, мм и тип
орудия 85-мм ЗИС-С53
(боекомплект, шт.) (61)
начальная скорость снаряда, м/с 792
- число х калибр, мм и тип
пулеметов 2 х 7,62-мм ДТМ (курсовой и спаренный с пушкой)
(боекомплект, шт.) (2000-2016)
Прицел ТШ-16
Прибор механика-водителя ТВН-2 (ночной)
Радиостанция Р-113
Танковое переговорное устройство Р-120

ВТС «Бастион» 18.03.2020

Источники:
1. Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с.
2. Отечественные бронированные машины 1941-1945
3. Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. 1. Танки. Подвижность // Отечественные бронированные машины 1941-1945 . Том 2. — «Экспринт», 2005
4. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9.
5. Мухин Ю. И. Танк-революция Т-44 // Танкомастер. — М.: Техника — молодёжи, 2004. — № 1
6. М.В. Павлов. Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М. 2013. https://topwar.ru
7. Сергей Шумилин «В тени «тридцатьчетверки» – танки Александра Морозова Т-43 и Т-44″ Журнал-«Наука и техника» (http://udachnyj-enot.com.ua)
8. http://odetievbrony.ru
9. https://ru.wikipedia.org

СРЕДНИЙ ТАНК Т-34-85
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
СРЕДНИЕ ТАНКИ
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА