СИСТЕМА ПВО С-50
THE AIR DEFENSE SYSTEM S-50

В 1953 году были начаты работы по созданию системы ПВО вокруг Ленинграда. Здесь планировалось развертывание ракетных дивизионов, строительство их позиций, командных пунктов, инженерных конструкций, военных городков. Этот секретный проект получил кодовое название «Система С-50».
Согласно приказу руководителя недавно созданного Министерства среднего машиностроения В. А. Малышева от 9 сентября 1953 года, в Северной столице было сформировано Управление военно-строительных работ (УВСР). Штаб УВСР разместили в Ленинграде, а в поселках Грузино, Борисова Грива, Мга, городах Териоки (ныне Зеленогорск), Гатчине и Ораниенбауме создали военно-строительные управления — ядро УВСР.
В отличие от ряда других регионов к строительству оборонных объектов на Северо-Западе заключенных не привлекали. Из Московской области постоянным потоком шли эшелоны с военными строителями. Началась передислокация техники дорожно-строительных дивизий, имеющих немалый опыт выполнения подобных задач. По осенней распутице грузовики и другие механизмы везли на тягачах.
Прибывающие части размещали в полевых палаточных городках — фактически на голой земле — в Кировске, Мге, Саблино и других населенных пунктах области. На следующие пять месяцев одним из ключевых направлений работы стало строительство и обустройство временных сооружений для личного состава. Этот непростой период отражен в строках стихотворения ветерана-спецстроевца В. Г. Алахвердова. Среди болот, в полях, в лесу Мы возводили БСУ, Депо, подъезды, гаражи, Для ОРСа — склады, стеллажи, А для строителей — бараки. Стройбатам — плацы, городки, Бульдозеров летели траки И будни были нелегки.
Невзирая на трудности, спецстроевцы выполнили поставленные задачи. В этом немалая заслуга офицерского и инженерного состава строительных частей. В ту пору военно-строительные отряды комплектовали призывниками из всех республик многонационального СССР. Многие новобранцы не имели трудового опыта, а иные — и среднего образования. Поэтому командиры не только поддерживали в подразделениях воинскую дисциплину, но и обучали личный состав военно-строительным специальностям.
В итоге многие военнослужащие овладели нужными стране рабочими профессиями — бетонщика, плотника, сварщика, тракториста, крановщика, штукатура, бульдозериста, шофера и другими. Они осваивали специальности на курсах, а практику проходили на стройке. И потому уже на второй год службы нередко становились хорошими мастерами, а в запас увольнялись квалифицированными специалистами. Впрочем, немалое число бывших призывников оставались и на сверхсрочную службу.
В этот период несколько ослабела международная напряженность, поэтому строительство в Ленинградской области шло хоть и высокими темпами, но без прежней нервозности и спешки. В сочетании с атмосферой культурной, научной, профессиональной среды Ленинграда это благотворно влияло на большинство прибывающих из Москвы офицеров. Они начинали осваивать экономические основы управления производством. Менялись условия жизни и быта — у многих впервые за долгое время появились выходные дни, а также возможность посещать музеи, кино, концерты и театры.
По- степенно складывался двадцатитысячный трудовой коллектив УВСР — будущего Управления специального строительства по территории Северо-Запада.
Первый стратегический объект «Системы С-50» — бетонная кольцевая дорога вокруг Ленинграда. В ее задачу входило соединить ракетные дивизионы ПВО Ленинградского военного округа. В ходе строительных работ на каждом участке трассы встречались свои сложности. Так, в районе поселка Саблино ей предстояло пересечь Октябрьскую железную дорогу — магистраль Москва — Ленинград; перед проектировщиками и строителями встала проблема: как, не прерывая движения поездов, возвести над путями путепровод? Пятая дорожно-строительная дивизия при помощи мостопоезда МПС успешно решила эту непростую задачу. Согласно плану строительства, значительная часть трассы кольцевой автодороги должна была пройти по заболоченной местности. А на большом протяжении — по торфяникам. Наиболее сложный участок с глубиной торфа 6–8 метров пролегал между населенными пунктами Войсковицы и Черемыкино. Проблема была решена путем привлечения к работам по выторфовыванию специализированного Управления гидромеханизации, которое совместно с военными строителями в сжатые сроки обеспечило возведение земляного полотна дороги на этом участке.
Строители были в достаточной мере обеспечены автотранспортом и землеройной техникой. Самосвалы ЗИС-555 доставляли бетон к месту работ. В пути происходило самоуплотнение бетонной смеси, и поэтому часто приходилось выбивать «груз» кувалдами или разгружать с помощью специальных вибраторов. Бетон заливался на земляную основу во всю ширину полотна. Помогал опыт строительства и ремонта фронтовых дорог. Требования к качеству предъявлялись высокие, в специальных лабораториях велся строгий пооперационный контроль на каждом этапе работ.
Несмотря на крайне тяжелые условия строительства дороги и подъездов к объектам ПВО, они были закончены и сданы в эксплуатацию в намеченный срок — в начале 1956 года. Немалую роль здесь сыграли опыт, знания, профессиональная подготовка руководящих кадров. Большое значение имели и личные качества офицеров — умение организовать общение на всех уровнях по-деловому и по-военному. Многие из них были фронтовиками. Но успешное завершение этого стратегического проекта было только началом долгого и непростого пути.
В 1958 году разворачивается новая строительная программа «Система С-100». Она включает строительство новых оборонительных сооружений и автомобильных дорог Ленинград — Выборг, Ленинград — Петрозаводск, магистрали «Северное полукольцо» и других. Объем строительно-монтажных работ по возведению объектов программы был также огромен, а сами объекты спроектированы на самом высоком уровне мировой фортификационной науки того времени.
К 1960 году численность личного состава УВСР составила более 30 тысяч человек. В 1961-м, согласно приказу начальника Главспецстроя, началась реорганизация его структуры. Переломным для Управления становится 1962 год. Подходит к концу строительство объектов системы ПВО. Объемы строительно-монтажных работ сокращаются. Встает вопрос, куда направить освобождающиеся подразделения — людей и технику. Руководство страны и Главспецстроя принимает решение об их включении в работы по возведению, расширению, реконструкции и модернизации предприятий военно-промышленного комплекса. Среди них — промышленные объекты и научно-исследовательские институты оборонного профиля.

Отрывок из книги: Спецстрой России. Строители особого назначения. / Д. Петров. — Москва: 2016. — 280 с.

ЗЕНИТНО-РАКЕТНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ