ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ШТУРМОВИК

SUPER ETENDARD (ФРАНЦИЯ)

CARRIER-BASED FIGHTER-BOMBER

SUPER ETENDARD (FRANCE)

19.05.2017

Министерство обороны Аргентины ведет переговоры о покупке во Франции шести палубных штурмовиков «Супер Этандар» для ВМС страны.
По информации источника «Инфодифенса», стоимость французских самолетов оценивается в 10 млн. долл.
По мнению аргентинской стороны, данное предложение является приемлемым, однако обсуждение вопросов стоимости обслуживания техники и нового оборудования для истребителей продолжается.
«Супер Этандар» могут применяться для выполнения различных задач, включая поражение наземных и надводных целей, обеспечение ПВО, и размещаться как на палубе авианосца, так и на обычных аэродромах. Хотя самолеты могут эксплуатироваться и в составе ВВС, Министерство обороны Аргентины оценивает возможность их применения в ВМС.
В 1981 году Аргентина приобрела во Франции 14 самолетов «Супер Этандар», три из которых были потеряны в процессе эксплуатации. Оставшиеся 11 машин не могут эксплуатироваться из-за отсутствия запчастей. Аргентинское предприятие FAdeA с 2014 года пытается договориться с французскими властями о приобретении запасных частей и нового оборудования для модернизации штурмовиков и обеспечения их пригодности к полетам, однако тяжелый экономический кризис в стране пока не позволил реализовать этот проект.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

10.10.2017

Как сообщил французский веб-ресурс www.defens-aero.com , после почти года переговоров Аргентина 5 октября 2017 года подписала межправительственное соглашение о приобретении пяти списанных из состава авиации ВМС Франции палубных истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard в варианте Super Etendard Modernisee (SEM). Сообщается, что стоимость контракта составляет 14,23 млн евро, из них 12,55 млн евро собственно за самолеты и сопутствующую документацию и запасные части, а 1,68 млн евро составит стоимость расконсервации и транспортировки самолетов в Аргентину.
Согласно приводимым данным, Аргентина приобрела пять самолетов Super Etendard Modernisee (с серийными/бортовыми номерами 1, 31, 41, 44 и 51), десять запасных двигателей Atar 8K50, запасные части, наземный тренажер и несколько контрольно-проверочных стендов. Все машины относятся к последней модификации модернизации SEM5, по которой были доработаны 35 самолетов с 2006 по 2012 годы.
Приобретаемые во Франции самолеты поступят на вооружение традиционно эксплуатирующей Super Etendard 2-й морской истребительно-штурмовой эскадрильи (2da Escuadrilla Aeronaval de Caza y Ataque) авиации ВМС Аргентины на авиабазе Эспора, что позволит хотя бы частично восстановить боеспособность этой эскадрильи. Напомним, что по контракту от июля 1979 года ВМС Аргентины приобрели у компании Dassault Aviation 14 самолетов Super Etendard новой постройки, поступивших на вооружение 2-й морской истребительно-штурмовой эскадрильи и с успехом применявшихся в 1982 году в ходе конфликта на Фолклендских островах против ВМС Великобритании. Сообщалось, что на начало 2017 года в составе 2-й морской истребительно-штурмовой эскадрильи авиации ВМС Аргентины номинально продолжало числиться 11 самолетов Super Etendard, однако ни один из них не был летным.
Аргентина была единственным иностранным заказчиком самолетов Super Etendard, если не считать короткой эксплуатации в ВВС Ирака пяти арендованных французских самолетов в 1983-1985 годах. Следует отметить, что в авиации ВМС Аргентины самолеты Super Etendard всегда применялись почти исключительно с береговых баз, и их постоянное базирование на входившем до 1997 года в состав аргентинского флота авианосце V 2 Veinticinco de Mayo так и не было обеспечено.
Авиация ВМС Франции в 1978-1982 годах получила 71 серийный самолет Super Etendard. Самолеты этого типа были окончательно сняты с вооружения французской морской авиации 12 июля 2016 года, после чего несколько списанных самолетов были поставлены на хранение на базе хранения GERSA (Groupement d’Entretien Réparation et Stockage Aéronefs) на авиабазе ВВС Франции ВА279 в Шатодёне, откуда и будут взяты машины для передачи Аргентине.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

11.11.2017

После длительных переговоров правительства Аргентины и Франции подписали контракт на поставку ВМС Аргентины пяти палубных штурмовиков «Супер Этандар модернизе» (Super Etendard Modernise) из состава морской авиации Франции.
Как сообщает Jane’s Defence Weekly, контракт стоимостью 12,5 млн. евро (14,5 млн. долл.), помимо самолетов, включает поставку тренажера и запасных двигателей. Все поставки по контракту должны быть завершены к декабрю 2017 года.
Целью проекта является обеспечение пригодности к эксплуатации половины из 10 самолетов «Супер Этандар» ВМС Аргентины, которые в настоящее время непригодны к полетам, но являются единственным «сверхзвуковым активом». Правительство одобрило ускорение ремонта «Супер Этандар» для обеспечения защиты воздушного пространства страны в связи с предстоящим саммитом G20, который должен состояться в Аргентине в 2018 году. Самолеты будут поставлены 2-ой истребительно-штурмовой эскадрилье ВМС.
Это подразделение в течение некоторого времени будет использовать три поставленных самолета для переподготовки пилотов. Два самолета будут использованы в качестве источника запчастей для модернизации «Супер Этандар» ВМС Аргентины. После завершения этих работ первые три французских самолета также будут использованы для восстановления «Супер Этандар» ВМС Аргентины, налет которых существенно меньше.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

01.02.2018

26 января 2018 года президент Франции Эммануэль Макрон по итогам переговоров с находившимся в Париже с официальным визитом президентом Аргентины Маурисио Макри сообщил, что министры обороны двух стран, наконец, подписали контракт на приобретение Аргентиной пяти списанных из состава авиации ВМС Франции палубных истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard в варианте Super Etendard Modernisee (SEM). Согласно сообщениям СМИ, стоимость контракта составляет 12,5 млн долл.
Приобретаемые во Франции самолеты поступят на вооружение традиционно эксплуатирующей Super Etendard 2-й морской истребительно-штурмовой эскадрильи (2da Escuadrilla Aeronaval de Caza y Ataque) авиации ВМС Аргентины на авиабазе Эспора, что позволит хотя бы частично восстановить боеспособность этой эскадрильи. Напомним, что по контракту от июля 1979 года ВМС Аргентины приобрели у компании Dassault Aviation 14 самолетов Super Etendard новой постройки, поступивших на вооружение 2-й морской истребительно-штурмовой эскадрильи и с успехом применявшихся в 1982 году в ходе конфликта на Фолклендских островах против ВМС Великобритании. Сообщалось, что на 2017 год в составе 2-й морской истребительно-штурмовой эскадрильи авиации ВМС Аргентины номинально продолжало числиться девять самолетов Super Etendard, однако ни один из них не был летным.
Аргентина была единственным иностранным заказчиком самолетов Super Etendard, если не считать короткой эксплуатации в ВВС Ирака пяти арендованных французских самолетов в 1983-1985 годах. Следует отметить, что в авиации ВМС Аргентины самолеты Super Etendard всегда применялись почти исключительно с береговых баз, и их постоянное базирование на входившем до 1997 года в состав аргентинского флота авианосце V 2 Veinticinco de Mayo так и не было обеспечено.
Авиация ВМС Франции в 1978-1982 годах получила 71 серийный самолет Super Etendard. Самолеты этого типа были окончательно сняты с вооружения французской морской авиации 12 июля 2016 года, после чего несколько списанных самолетов были поставлены на хранение на базе хранения GERSA (Groupement d’Entretien Réparation et Stockage Aéronefs) на авиабазе ВВС Франции ERC279 в Шатодёне, откуда и будут взяты машины для передачи Аргентине.
http://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

15.05.2018

Аргентина, наконец, приняла решение о покупке пяти французских истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard с большим количеством запчастей, восемью дополнительными двигателями, тренажером на сумму 12,55 млн евро (15,03 млн долл США). Соглашение между правительствами обеих стран было достигнуто к концу 2017 года, но финансирование столкнулось с задержками.
«Супер Этандары» будут использоваться для воссоздания потенциала 2-й эскадрильи ВМС Аргентины. Подразделение в 1981-2013 годах имело эти самолеты на вооружении, затем они были поставлены на прикол из-за отсутствия запчастей.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

24.04.2019

18 апреля Scramble Magazine сообщил, что купленные Аргентиной истребители-бомбардировщики Super Etendard уже в пути в эту страну.
Грузовое судно Lily Auerbach вышло из порта Франции и следует курсом в Бахия-Бланка (Аргентина). Груз должен быть доставлен в порт заказчика 19 мая этого года.
Вместе с самолетами следуют 33 ящика с запасными частями. Программа призвана обеспечить возобновление летной эксплуатации самолетов «Супер Этандар» в составе эскадрильи EA32 ВМС страны.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ШТУРМОВИК

SUPER ETENDARD


Разработан на базе самолёта «Этендар» IVM. Вопрос о замене парка палубных штурмовиков и разведчиков «Этандар» IV встал уже в конце шестидесятых.
В январе 1973 года выбор сделали в пользу глубокой модернизации «Этандара». Выделенных на новую программу денег (1 600 000 000 франков или $320 000 000) хватало на 40 боевых и 10 учебных «Ягуаров» собственного производства, а при закупке техники в Америке — на 75 вновь построенных или 100 модернизированных А-4. Цена одного нового «Скайхока» получалась $1 560 000, а «Ягуара» — $2 860 000 без учета сопутствующих затрат. Ситуация была спорной и все же от закупок «Супер-Этандаров» было решено воздержаться.
После длительных закулисных баталий в ноябре 1972 года было объявлено, что проект «Супер-Этандара» окончательно выбран для перевооружения французских авианосцев. При этом подчеркивалось, что это простое, быстрое и дешевое решение — ведь по словам представителей фирмы машина имеет 95% общих деталей планера со старым «Этандаром» IVM.
Новая палубная машина, названная «Супер Этандар» в общих чертах унаследовала от предшественника аэродинамическую схему, но получила новый двигатель, кардинально обновленное БРЭО и расширенный спектр вооружения. Крыло было усилено в связи с возрастанием взлетной массы самолета, а также получило более развитую механизацию. В качестве силовой установки применили ТРД «Атар» 08К50 — модификациюдвигателя «Атар» 09К50, устанавливаемого на самолеты «Мираж» F1, лишенную форсажной камеры.
Super Etendard скомпонован по нормальной аэродинамической схеме. Среднерасположенное стреловидное двухлонжеронное крыло кессонной конструкции значительно отличается от крыла исходного самолёта Etendard IV. Оно имеет уступ по передней кромке, предкрылки, отклоняющиеся на 11 градусов при боевом маневрировании и на 2 градуса при взлёте и посадке, двухщелевые закрылки Фаулера с максимальным углом отклонения 47 градусов (на самолёте Etendard IV – 40 градусов) и интерцепторы. Отклонение предкрылков производится с помощью гидропривода, закрылков – электромеханизмом. Применённые усовершенствования позволили уменьшить скорость при заходе на посадку на 11 км/ч. При стоянке на палубе авианосца концы крыла отклоняли вверх.
Фюзеляж самолёта – типа полумонокок овального сечения, спроектирован с учётом «правила площадей». По сравнению с исходной машиной, конструкция фюзеляжа усилена, изменены формы носовой части для размещения РЛС и воздухозаборников, увеличен объём отсеков РЭО. На нижней поверхности средней части фюзеляжа установлены воздушные тормоза большой площади. Хвостовая часть фюзеляжа сделана отъёмной – для обеспечения установки и демонтажа двигателя.
Самолёт имеет стреловидное однокилевое оперение с управляемым стабилизатором. Руль направления имеет демпфер рыскания.
Шасси снабжено гидравлической системой уборки и выпуска. Носовая стойка шасси убирается движением её назад в фюзеляж, основные стойки – в крыло. Кабина пилота частично бронирована и оснащена катапультным креслом Martin-Backer SEMMB СМ4А.
Топливо размещается в крыльевых кессон-баках и баках фюзеляжа, расположенных вокруг воздушного канала двигателя. Суммарный объём топлива во внутренних баках – 3270 л.
Под крылом могут подвешиваться два дополнительных 1100-литровых топливных бака, под фюзеляжем на центральном узле подвески – 600-литровый бак. Заправка топливом внутренних и подвесных баков – централизованная и может быть осуществлена за 8 минут.
Перед кабиной пилота установлена убирающаяся штанга для заправки топливом в полёте по системе «шланг – конус». Самолёт может оснащаться подвесным контейнером для дозаправки топливом в воздухе других машин.
Основа силовой установки – ТРД SNECMA Atar 8К50 тягой 1 5010 кгс. Реактивное сопло – нерегулируемое. Имеются перепускные створки и регулятор гидромеханического типа, соединённый с электронным вычислительным устройством. Воздухозаборники ТРД – боковые, полукруглые, с отсекателями пограничного слоя. Длина двигателя – 3,94 м; диаметр – 1,02 м; масса – 1155 кг. Для защиты двигателя от воздействия морской воды первая ступень компрессора имеет силиконовое, а последняя – никель-кадмиевое покрытие.
Радиоэлектронное оборудование самолёта включает импульсную РЛС AGAVE, разработанную фирмами Thompson-CSF и EMD. РЛС позволяет: обнаруживать надводные и наземные цели; выдавать координаты целей для противокорабельных УР с активной радиолокационной системой наведения;
осуществлять радиолокационную съёмку местности (имеется режим «замораживания» на экране изображения радиолокационной карты местности); производить поиск воздушных целей; автоматически сопровождать воздушные и надводные цели и определять дальность до них. Диаметр зеркала антенны – 400 мм. Диапазон углов сканирования – 70 градусов. Масса РЛС – 45 кг, потребляемая мощность -1,1 кВт.
На самолёте применена комплексная ударно-навигационная система SAGEM ETNA, основным элементом которой является инерциальная платформа SAGEM SKN-2602. Для начальной юстировки платформы перед взлётом используется дистанционная система SNA, передающая на борт машины необходимую информацию от навигационной системы корабля по ИК-канапу связи.
В состав радиоэлектронного оборудования входят цифровая система воздушных сигналов, коллиматорный индикатор Thompson-CSF VEM 130 (на самолётах более раннего выпуска – VE120E), лазерный дальномер CGT/CSF, радиовысотомер фирмы TRT, автопилот, радионавигационная система TACAN фирмы LMT, приёмники систем VOR и ILS, система опознавания «свой – чужой» фирмы LMT, связное радиооборудование. Предусмотрена система предупреждения о радиолокационном облучении самолёта, а также средства постановки активных и-пассивных помех.
В ходе совершенствования Super Etendard на него установили новую моноимпульсную РЛС Anemon с низким уровнем боковых лепестков диаграммы направленности. Антенна РЛС представляет собой плоскую щелевую решётку. РЛС имеет дальность обнаружения целей в два раза выше дальности AGAVE, обладает возможностью перестройки по частоте и повышенной стойкостью к воздействию средств РЭБ противника.
Встроенное вооружение самолёта состоит из двух 30-мм пушек DEFA 552, установленных в носовой части фюзеляжа (боекомплект – 125 патронов на ствол, скорострельность -1200 – 1250 выстр./мин).

28 октября 1974 года в Истре летчик Жесберже начал снятие летных характеристик и проверку устойчивости и управляемости самолета с новым носом. В первом полете «Супер-Этандар» «01» достиг высоты 13 410 метров и скорости 1015 км/ч (М=1.18).
Прототип «02» (бывший «Этандар» IVM, борт «18») уже имел полный рабочий прицельно-навигационный комплекс. Помимо перечисленного, он включал встроенный ЛДЦ, позволявший применять перспективную тактическую ракету AS-30 «Лазер». Кроме того, самолет отличался усиленным шасси с удлиненной носовой стойкой, как и прежде, разработанным фирмой Испано-Бугатти-Месье. Машина впервые взлетела с аэродрома в Истре 28 марта 1975 года и предназначалась для опробования ИНС (этот пункт программы был выполнен с большой задержкой), оборудования TACAN, вооружения и взлетно-посадочных устройств.
В конце 1975 года «01» и «03» были возвращены на завод, где новое крыло переставили на «единичку», а «тройку» переделали обратно в обычный «Этандар» IVM и вернули в строевую часть.
В Бордо-Мериньяк началась постройка для Аэронаваль «Супер-Этандаров», сведенных в одну серию. 24 ноября 1976 года Жесберже поднял первый серийный самолет, получивший бортовой номер «1». Уже в этом полете продолжительностью 75 минут он набрал высоту 13 720 м и достиг числа Маха, равного 1.15.
В ноябре 1977 года была выпущена первая серийная машина. 28 июня 1978 года в Бордо прошли официальные торжества по случаю принятия самолета «Супер-Этандар» на вооружение морской авиации Франции.
До 1983-го построили 85 самолетов — 71 для ВМС Франции и 14 для Аргентины.
Во французских ВМС «Супер Этандарами» вооружили три боевые флотилии — 11F и 14F в Ландивизьо, а также 17F в Иере, и учебно-боевую эскадрилью 595. Их боевой дебют состоялся в Ливане. У берегов этой страны два французских авианосца, сменяя друг друга, находились в 1983-1984 годах. «Супер Этандары» осуществляли вылеты для прикрытия французских миротворческих сил в Ливане. При этом два самолета были сбиты сирийскими ЗРК. В 1990-е годы «Супер Этандары» периодически появлялись над Балканами, в частности, в 1999-м самолеты флотилии 11F наносили удары по наземным целям в ходе войны против Югославии, выполнив около 400 боевых вылетов. С декабря 2001 по июль 2002 года самолеты флотилии 17F С палубы авианосца «Шарль де Геллы, крейсирующего в Оманском заливе, наносили удары по целям в Афганистане. Снова над Афганистаном самолеты этой флотилии появились в 2008 году — два «Супер Этандара» с июня по октябрь базировались в Кандагаре, осуществляя вылеты для поддержки сил международной коалиции.
Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этендары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля: эсминец УРО «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик конвейр». использовавшийся в качестве авиатранспорта, не понеся потерь.
В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2015 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.
Восемь штурмовиков базировались на авианосце «Шарль де Голль», который в 2015 году дважды привлекался к операциям по борьбе с группировкой «Исламское государство» в Ираке и Сирии.
13 июля 2016 года самолет этого типа торжественно совершил последний полет на базе в городе Ландивизьо на побережье Атлантики после чего военно-морские силы Франции отказались от дальнейшей эксплуатации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого самолета 6445
• нормальная взлетная 9450
• максимальная взлетная 11900
Топливо, л
внутренние топливо 3270
ПТБ 1 х 600 и 2 х 1100
Размах крыла, м 9,60
• при расположении на авианосце 7,80
Длина самолета,м 14,31
Высота самолета,м 3,85
Площадь крыла,м2 28,50
Тип двигателя 1 ТРД SNECMA Atar 8K-50
Тяга, кН
• нефорсированная 1 x 49.03
Максимальная скорость, км/ч
• на уровне моря 1204
• на высоте 1190
Крейсерская скорость, км/ч 950
Практическая дальность, км 3300
Боевой радиус действия, км 700-850
Максимальная скороподъемность, м/мин 6120
Практический потолок, м 13700
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ:

две 30-мм пушки DEFA 553 с125 патронами на пушку (в низу передней части фюзеляжа)
Боевая нагрузка – 2100 кг на 5 узлах подвески
1 ядерная бомба AN-52 (15 кт) или
1 тактическая ракета ASMP (100-150 кт),
2 ПКР AS.39 Exocet
до 4 УР воздух-воздух Matra R550 Magic или
2 УР воздух-земля AS.30L
до 10x 400-кг бомб или 250-кг бомб или
3х9 бетонобойных бомб BAP-100 или BAP-120 или
4 кассетные бомбы Beluga или 6 бомб BM400 или
4 ПУ Matra 155 или LR 150 18×68-мм НУР
3 гранатомета Alkan 530

Источники: www.airwar.ru, warfor.me, ru.wikipedia.org, aviation-gb7.ru и др.

АВИАНОСЕЦ R91 CHARLES DE GAULLE ВМС ФРАНЦИИ