ЛЕГКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ СУ-38
LIGHT AGRICULTURAL AIRCRAFT SU-38

19.08.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕГКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ СУ-38Л НА МАКС-2017

На международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 была представлена историческая экспозиция “Легенды Авиации”. Ее организовали Научно-инженерная компания “НИК” и Благотворительный фонд “Легенды Авиации” при поддержке Администрации города Жуковский, ОАО “Авиасалон” и Клуба Героев города Жуковский.
В ней был показан легкий сельскохозяйственный самолет Су-38, предназначенный для распыления жидких и сыпучих химикатов при авиационных агрохимических работах. Он является первым самолетом такого типа, спроектированным и построенным в ОКБ им.Сухого.
В конструкции Су-38Л предусмотрен ряд элементов, значительно повышающих безопасность пилота даже в аварийных ситуациях, связанных с малой высотой полета во время выполнения сельскохозяйственных работ. Кабина пилота оснащена специальным креслом, уменьшающим ударные нагрузки. Жесткий каркас безопасности препятствует смятию кабины при столкновении с препятствием. Имеется также металлический отбойник перед лобовым стеклом.
ВТС «БАСТИОН», 19.08.2017

ЛЕГКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ СУ-38Л НА МАКС-2017
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017


ЛЕГКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ СУ-38

Опыт мировой авиации показывает, что для работы в сельском хозяйстве нужен сравнительно небольшой самолет с гермокабиной, обладающий высокой маневренностью, экономичностью и, конечно же, надежностью. Именно эти качества присуши Су-38Л, созданному ОКБ им. П.О. Сухого.
Су-38Л — легкий сельскохозяйственный самолет, предназначенный для распыления жидких и сыпучих химикатов при авиационных агрохимических работах. Главный конструктор Су-38Л – Борис Ракитин, Директор программы – Александр Коваленко.
Су-38Л сконструирован как свободнонесущий одноместный моноплан с нижним расположением крыла, на котором размещается традиционное навесное оборудование для распыления химикатов американской фирмы «Трансленд». Предполагается в последующем заменить его на отечественное, выгодно отличающееся от американского своей простотой, надежностью и существенно меньшей стоимостью – так сообщалось в 2000-2001 годах. В августе 2002 года было объявлено, что на самолете размещается традиционное навесное оборудование для распыления АРЖВ-38, разработку которого «ОКБ Сухого» проводит в настоящий момент совместно с российскими партнерами.
Конструкция планера самолета выполнена из композиционных материалов, обеспечивающих необходимые прочностные и весовые характеристики при заданном ресурсе, пожаробезопасность, коррозийную стойкость, требуемый комфорт и безопасность.
В конструкции Су-38Л предусмотрен ряд элементов, значительно повышающих безопасность пилота даже в аварийных ситуациях, связанных с малой высотой полета во время выполнения сельхозработ (1-15 м). На этой высоте велика вероятность столкновения со столбами линий электропередач, проводами, деревьями. Так из международной статистики аварий самолетов сельхозавиации следует, что 70 процентов аварий связано с этими причинами.
Поэтому кабина Су-38Л оснащена специальным креслом, уменьшающим ударные нагрузки. Жесткий каркас безопасности препятствует смятию кабины при столкновении с препятствием. Имеется также металлический отбойник перед лобовым стеклом. Его верхняя часть соединена стальным тросом с верхней частью киля, что позволяет перебрасывать через самолет внезапно возникший электрический провод.
Так как химработы зачастую проводятся с применением высокотоксичных ядов, то кабина пилота герметизирована. Она имеет систему наддува с избыточным давлением, исключающую попадание химреактивов в организм летчика. Внешний воздух предварительно проходит фильтрацию. Специальный испаритель воздуха внутри кабины создает комфортные условия для пилота.
Первоначально объявленный ресурс самолета – 10000 часов (проект с М-14П), однако с 1999 года назначенный ресурс сообщался как 3000 часов при расчетном налете 300 часов в год. Таким образом, календарный ресурс – 10 лет (данные на август 2002 года).
Су-38Л проектируется по новой технологии с максимальным привлечением компьютерного проектирования и передачи проектных данных на магнитных носителях.
Проектом легкого сельскохозяйственного самолета Су-38Л предусмотрена возможность его широкого многоцелевого использования при сохранении базового назначения в качестве сельскохозяйственного. Разработчик имеет много предложений по оборудованию распыления отечественной разработки, но все предложенные варианты пока являются опытными образцами.
Узкая специализация самолета предопределила возможность Су-38Л базирования в полевых условиях на площадках с земляным покрытием.
Первоначально самолет планировалось оснащать двигателем М-14П мощностью 360 л. с. и воздушным винтом MTV-3. Однако, начиная с 1999 года, самолет начал проектироваться под двигатель LOM М337АК.1 чешского производства мощностью 210 л.с., работающий на автомобильном бензине (А-76,А-92), и трехлопастной воздушный винт изменяемого шага LOM B-546.
До середины 2002 года в качестве силовой установки Су-38Л использовался двигатель воздушного охлаждения M337A чешской фирмы LOM «Прага» мощностью 235л.с.. В августе 2002 года было сообщено, что на самолете Су-38Л используется двигатель М337С, разработанный той же фирмой, мощностью 250 л.с. Двигатель имеет российскую и международную сертификацию.
Ресурс двигателя составляет 3000 часов и межремонтный (до первого ремонта) – 1200 часов, что обеспечивает эксплуатацию в течение 3-4 лет, сводя техническое обслуживание к замене свечей и проведению, при необходимости, несложных регулировочных работ.
Винт самолета трехлопастный изменяемого шага.
Важнейшим преимуществом M337C является то, что он работает на автомобильном бензине А-95. Ранее, когда в качестве силовой установки указывался двигатель M337A, в качестве топлива называлась смесь автомобильных бензинов А-76 и А-92 в соотношении 1:2 и отмечалось, что обе марки бензина имеются в сельской местности в достаточных количествах и к тому же значительно дешевле авиабензина.
Сельскохозяйственные угодья обрабатываются по технологии малообъемного мелкокапельного распыления химических препаратов, что значительно повышает качество работ при реальной экономии вносимых препаратов. Нормы внесения составляют 5-30 л жидких химикатов на гектар.

Испытания Су-38Л будут проводиться в сотрудничестве с АСК «Дельта», имеющем сертификат эксплуатанта самолетов такого типа. «Дельта» успешно отработала «Программу технологических испытаний сверхлегких летательных аппаратов на выполнении мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков» в Волгоградской области.
Назначенный ресурс самолета — 3000 ч., при календарном сроке эксплуатации 10 лет. Стоимость одного часа работы Су-38Л около 300 долл. США, что делает машину привлекательной для потенциальных покупателей. Ориентировочная цена Су-38Л составляет 120 тыс. долл. США.
Самолёт имеет бак для химикатов объёмом 500 л (первоначальный проект с двигателем М-14П — 1050 л) и адаптирован для установки распылительного оборудования ведущих стран мира (по данным на 1999 год — предусматривается установка распылительного оборудования фирмы «TRANSLAND», США). В апреле 2000 года сообщалось, что на самолёт будет устанавливаться 600 л стеклопластиковый бак для химикатов; 210-л топливные баки; основная и переносная аварийная радиостанции; посадочно-рулежная фара.
Подготовка к освоению серийного производства Су-38Л велась на АО «Смоленский авиационный завод».
Первый полет самолёта состоялся в июле 2001 года. Летчик-испытатель — Евгений Фролов.
В августе 2001 года во время проведения авиасалона МАКС-2001 самолет был представлен на статической стоянке, а также принимал участие в демонстрационных полетах.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
-пустого: 1050
-максимальная взлетная: 2100
Топливо, л: 210
Размах крыла, м: 11,53
Длина, м: 8,10
Высота, м: 2,66
Тип двигателя: 1 х ПД М337А (М-14П)
-мощность, л.с.: 1 х 207 (360)
Максимальная скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 220
Рабочая скорость, км/ч: 150-180
Практическая дальность, км: 800
Потребная длина ВПП: 300 м
Диапазон допустимых перегрузок: +4,4/−1,9
Экипаж, чел: 1

Полезная нагрузка:
бак для химикатов объемом 1050 л. или 500 л.

Источники: авиару.рф, ru.wikipedia.org, www.aviaport.ru и др.

ЛЕГКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ СУ-38Л НА МАКС-2017
ОКБ «СУХОГО»