ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «СТОРОЖЕВОЙ» ПРОЕКТА 7У
DESTROYER «STOROZHEVOY» PROJECT 7U

Улучшенный эсминца проекта 7У с эшелонным расположением главной энергетической установки был разработан под руководством О.Ф. Якоба. Разрабатывался проект Центральным конструкторским бюро спецсудостроения ЦКБС-1 и КБ завода №190 под руководством главного конструктора Н.А. Лебедева. Окончательно проект был утверждён Наркоматом ВМФ 29 августа 1938 года.

Корпус корабля отличался от пр.7 расположением машинных и котельных отделений, а также наличием четвёртого котла, что незначительно увеличило водоизмещение. Носовую водонепроницаемую переборку 1 КО перенесли на 3 шпации вперед: с 61-го на 58-й шпангоут. Также на три шпации переместили и носовую надстройку вместе с КДП-4 и 130-мм орудиями. Носовая надстройка осталась двухъярусной с носовым мостиком. В нижнем ярусе носовой надстройки располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, пост гидроакустика, агрегатная, аккумуляторные и зарядная аккумуляторов. В верхнем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки, шифропост, пост секретной связи и радиорубка ближней связи. Кормовая надстройка одноярусная имела кормовой мостик. В кормовой надстройке расположили санитарные помещения младшего начсостава и команды, аккумуляторную, агрегатную, помещение дизель-генераторов и радиорубку дальней связи. От полубака и за первую дымовую трубу размещались кожух дымовой трубы, камбуз, посудомойка и сверху ростры для катеров. Возле второй дымовой трубы располагалась ещё одна надстройка с мастерской и химическим постом, а сверху ростры для шестивёсельных ялов, там же находился дальномер ДМ-3. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали. Ран¬го¬ут был пред¬став¬лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел острые обводы в носовой части и две наклонные, овальные дымовые трубы.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков.
Согласно расчетам эсминец гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков. При затоплении трех смежных отсеков сохранить плавучесть удавалось не всегда.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью по 25 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбины передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре шатровых вертикальных водотрубных котла с нефтяным отоплением. Паропроизводительность котлов составляла по 80 т/ч, поверхность нагрева каждого котла достигала 655 м2, а давление 27,5 кг/см2 при температуре 340°С. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство. Полная скорость корабля составляла 37 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 19 узлов составляла 2380 миль.
Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от двух турбогенераторов ПГ-3 мощностью по 100 кВт каждый и двух резервных дизель-генераторов мощностью по 50 кВт с распределительными станциями.

Артиллерия главного калибра (ГК) у эсминцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудия Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Согласно утвержденным чертежам на надстройках для защиты прислуги первой и четвертой артустановок должны были находиться газоотбойные козырьки, однако в ходе строительства от последних отказались, установив вместо них более легкие козырьки непосредственно на орудийных щитах. Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем.
Управление артогнём осуществлялось ПУАО «Мина», который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом командно-дальномерном посту (КДП-4).
Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, перемещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три малокалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой трубы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).
Число 12,7-мм пулемётов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещенным: с носовых курсовых углов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.
Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтировать 37-мм автоматы 70-К на надстройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.
В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс».
К концу войны балтийские эсминцы («Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).
К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» имели на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавливавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрельбы — пороховую и пневматическую. Скорость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что позволило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за палубу. Кроме того, в конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Использовались 533-мм торпеды 53-38, 53-38У и 53-39. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось применить своё вполне современное торпедное оружие в бою.
Минное и противолодочное вооружение эсминцев типа «Сторожевой» практически ничем не отличалось от используемого на предшественниках. На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.
Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.
На кораблях проекта устанавливались гирокомпас «Курс», шумопеленгатор «Посейдон», 2 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2, дымовые шашки МДШ, РЛС «Гюйс-1М» (на «Строгом» БФ).
Всего построено эсминцев с 1940 г. по 1942 г. – 18 единиц. Строились корабли на заводе №190(10) и на Балтийском заводе №189(3) в г. Ленинграде и на заводе №200(5 для ЧФ) в г. Николаеве.
Головной «Сторожевой» вступил в строй Балтийского флота в октябре 1940 года.

Заложен «Стойкий» 26 августа 1936 г. в Ленинграде на заводе № 190 (им. А.А. Жданова) по проекту 7, но в марте 1938 г был перезаложен по проекту 7у. Спущен на воду 26 декабря 1938 г., вступил в строй 18 октября 1940 г.
Эсминец «Стойкий» с первых дней войны активно включился в боевую деятельность Балтийского флота. В течение недели он выполнил несколько минных постановок в Ирбенском проливе, 4 раза открывал огонь по вражеским самолетам, трижды отражал атаки немецких торпедных катеров.
С 25 по 27 августа «Стойкий» совместно с «Сильным» поддерживал огнем артиллерии наши войска на побережье Выборгского залива.
С 15 сентября по 21 октября корабль находился в Ленинграде и принимал активное участие в обороне города. За это время он провел 54 стрельбы главным калибром, выпустив 576 фугасных снарядов. Неоднократно зенитчики «Стойкого» открывали огонь и по вражеским самолетам, израсходовав 12 130-мм, около 250 76-мм, более 100 45-мм, 78 37-мм снарядов и 440 12,7-мм патронов. 6 октября, во время одной из дуэлей с батареями противника немецкий 210-мм снаряд пробил насквозь оба борта корабля в районе 41-го шпангоута и разорвался в воде. Попадание было крайне опасным — снаряд прошел через погреба боезапаса главного калибра. К счастью, детонации боеприпасов не произошло, а хлынувшая через выходную пробоину вода быстро затопила оба погреба. Вспыхнувший пожар в кубрике был быстро ликвидирован силами личного состава. Ремонт корабля выполнил завод № 189 (Балтийский завод); потери экипажа составили 9 человек ранеными.
В ночь на 1 ноября «Стойкий» вместе с эсминцем «Славный», минным заградителем «Марти», несколькими тральщиками и морскими охотниками вышел из Кронштадта к полуострову Ханко. Поход проходил в тяжелых погодных условиях, «Стойкий» искусным маневрированием избежал подрыва на сорванной мине. Утром 2 ноября корабли прибыли на рейд осажденной крепости. Неприятельская артиллерия непрерывно вела по ним огонь; чтобы не дать врагу пристреляться, эсминцам приходилось постоянно маневрировать, переходя с места на место. Вечером «Стойкий» принял на борт 500 бойцов эвакуируемого гарнизона и благополучно доставил их в Кронштадт.
29 ноября «Стойкий» вместе со «Славным», тральщиками, катерами и турбоэлектроходом «Иосиф Сталин» вновь отправился на Ханко. Под огнем противника эсминец взял около тысячи солдат с полной боевой выкладкой и двинулся в обратный путь. 5 декабря он находился на траверзе маяка Сейвисто, когда с берега по нему открыли огонь 8-дюймовые вражеские батареи. Ситуация осложнялась тем, что «Стойкий» находился среди сплошных льдин толщиной 12 — 15 см и не мог маневрировать. Эсминец ответил главным калибром, выпустив 68 снарядов, после чего неприятельские пушки замолчали.
Корабли благополучно вернулись в Ленинград, и 9 декабря «Стойкий» встал на ремонт на заводе № 194 («Адмиралтейские верфи»).
Всего за кампанию 1941 года «Стойкий» прошел 7530 миль, в том числе 4055 миль после 22 июня. Корабль выставил 280 мин и минных защитников, сбросил 124 глубинные бомбы, выпустил более 1200 снарядов главного калибра, перевез 1,5 тысячи бойцов гарнизона Ханко.
За успешное выполнение поставленных задач 3 апреля 1942 года эсминец «Стойкий» был удостоен гвардейского звания. Интересно, что в день присвоения ему гвардейского звания из крупнокалиберного пулемета был сбит немецкий бомбардировщик.
13 февраля 1943 года в память о погибшем командующем эскадрой «Стойкий» был переименован в «Вице-адмирал Дрозд».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
• стандартное 1854 т,
• полное 2404 т
Длина 112,0 м
Ширина 10,2 м
Осадка 4,1 м
Двигатели 2 × ТЗА «Метро-Виккерс» или «ГТЗА-24» Харьковского завода или «Парсонса»
Мощность 4 000 л. с. импортные механизмы 60 000 л. с. отечественные
Движитель 2 винта
Скорость хода эконом.: 17,8 узла макс.: 36,8 узл. с импортными механизмами, 39 с отечественными
Дальность плавания
• эконом.: 1490 морских миль
• полный: 700 миль
Экипаж 271, в том числе 15 офицеров

ВООРУЖЕНИЕ

артиллерийское: 4х1 130-мм артустановки Б-13 от ПУАО «Мина-7″
зенитное: 2х1 76-мм орудия 34-К, 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК, 3х1 45-мм полуавтомата 21-К.
торпедное: 2х3 533-мм поворотных ТА 1-Н с ПУТС «Мина».
минное: 65 якорных мины обр. 1926 г.
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 10 бомб ББ-1.
гидроакустическое: 1 шумопеленгатор «Посейдон»
радиотехническое: передатчик «Шквал-М», приёмник «Метель», 1 приёмопередатчик УКВ «Рейд».
навигационное: 1 гирокомпас «Курс-2″, 4 127-мм маг. компаса ЗМИ, 1 лаг ГО-3
химическое: 2 комплекта ДА №1, 1 комплект ДА №2, дымовые шашки МДШ

Источники: корабелыпобеды.рф, ru.wikipedia.org, and-kin2008.narod.ru и др.

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ГНЕВНЫЙ» ПРОЕКТА 7
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
НЕВСКОE ПРОЕКТНО – КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭСМИНЦЫ, ЛИДЕРЫ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ