СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА НА КОРАБЛЬ ССП-К-20380

SATELLITE SYSTEM HELICOPTER LANDING ON THE SHIP THE SSP-K-20380

Спутниковая система посадки (ССП) вертолета на корабль создана в ОАО «МКБ «Компас» (Москва). Она была представлена на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в Жуковском.
Аппаратура спутниковой системы посадки (ССП) реализует относительный режим работы космических навигационных систем (КНС) – дифференциальный режим с относительными координатами для обеспечения инструментальной посадки вертолетов на авианесущие корабли, гражданские суда и платформы морского базирования.
В корабельной и бортовой части ССП предусмотрен автономный режим функционирования (без использования аппаратуры приема-передачи данных), позволяющий определять геодезические координаты местоположения и скорости корабля и вертолета в системах координат ПЗ-90.2, WGS-84, СК-42.

В корабельной и бортовой части ССП предусмотрен режим, позволяющий прогнозировать местоположение вертолета и корабля соответственно при кратковременных сбоях и пропаданиях сигналов линии передачи данных (ЛПД).
Основные задачи, решаемые ССП:
Информационное обеспечение посадки вертолета на корабль в автоматизированном, директорном и ручном режимах управления;
Расчет и построение заданных (расчетных) траекторий захода на посадку вертолета на корабль;
Определение прямоугольных (в системе Гаусса-Крюгера) и цилиндрических (дальность, азимут, высота) координат вертолета относительно корабля (центра взлётно-посадочной полосы (ВПП)), а также расчет дальности вертолета до заданной точки посадки (зависания), скорости сближения вертолета, уклонений от заданной траектории по данным, полученным от корабля;
Формирование и выдача информации и сигналов управления в цифровой и аналоговой форме для управления и контроля процессом посадки вертолета на корабль.
* Для инозаказчика предоставляется ВТ код в соответствии со специальным разрешением Правительства РФ.
Основные особенности изделия ССП:
ССП формирует заданные траектории захода на посадку вертолета на корабль, выдачу ее параметров на индикаторы вертолета, САУ и корабль при взаимодействии с системами и комплексами корабля;
ССП обеспечивает определение относительных навигационных параметров движения и передачу данных параметров движения с передачей их как с вертолета на корабль, так и с корабля на вертолет;
ССП обеспечивает непрерывное автоматическое определение и выдачу потребителям географических координат местоположения и 3-х составляющих путевой скорости вертолета и корабля во всем диапазоне географических координат;
ССП обеспечивает функционирование при пропадании информации от КНС ГЛОНАСС/GPS за счет резервного контура, реализованного от бортовых инерциальных систем и по информации от БРЛС;
ССП формирует и выдает на индикацию и в САУ информацию для управления вертолетом в следующих режимах:
- полет по траектории возврата и предпосадочного маневра в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
- полет по траектории маневра в горизонтальной и вертикальной плоскостях при уходе на второй круг.

ССП состоит из:
бортовой части (изделие ССП-В-27М);
корабельной части (изделие ССП-К-20380).
Состав аппаратуры ССП:
Бортовая часть:
1. Модернизированный приемник ГЛОНАСС/GPS
(изделие ССП-В-27М);
2. Антенна приемника ГЛОНАСС/GPS (блок АВ);
3. Аппаратура приема-передачи ИРС-929Д;
4. Блок сопряжения БС-252;
5. Блок переключения сигналов БПС-252.

Корабельная часть:
1. Блок выдачи относительных координат (БВОК) со спутниковым навигационным приемником (СНП);
2. Аппаратура приема-передачи данных 929М1И1;
3. Блок АС;
4. Запасное имущество и принадлежности (ЗИП).

Корабельная часть ССП установлена на сторожевых кораблях (корветах) типа «Стерегущий» проекты 20380, ее предполагают установить на модернизированных корветах проекта 20385. Бортовая часть спутниковой системы посадки размещается на корабельных вертолетах типа Ка-27М.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аппаратура (бортовая и корабельная) имеет: 24 параллельных канала приема сигналов КНС ГЛОНАСС СТ, L1* и GPS С/А, L1.
Рабочая зона и дальность действия аппаратуры ССП-К-20380 (без учета условий размещения на корабле):
- угловой сектор по азимуту: 350°;
- по углу места от минус 15° до минус 30° относительно горизонтальной плоскости;
- максимальная дальность действия линии передачи данных не менее 100 км в пределах прямой видимости.
Погрешность определения относительных навигационных параметров вертолета в пределах рабочей зоны и действия корабельной части ССП (1σ):
-по относительным координатам (X, Y, Z) в корабельной стабилизированной системе координат – не более 1 м;
- по составляющим вектора относительной скорости (VX, VY, VZ) –
не более 0,1 м/с.
ССП обеспечивает свое функционирование и выполнение требований на стопе, на ходу и при качке корабля, характеризующейся параметрами:
- бортовая качка до 10° с периодом от 8,5 с до 18 с;
- килевая качка до 3° с периодом до 8 с;
- вертикальное перемещение кормового среза ВПП до 4,5 м
с периодом 8 с;
- рысканье до 3° с периодом 20 с.

Источники: mkb-kompas.ru, стенд ОАО «МКБ «Компас» на МАКС-2011 и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-27М
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385
МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20380 ТИПА «СТЕРЕГУЩИЙ»
МОСКОВСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «КОМПАС» (МКБ «КОМПАС»)