ЭСКАДРЕННЫЕ ТРАЛЬЩИКИ ПЕРЕОБОРУДОВАННЫЕ ИЗ МИНОНОСЦЕВ

SQUADRON MINESWEEPERS CONVERTED FROM DESTROYERS

Опыт русско-японской войны 1904-1905 гг. показал, что помимо заблаговременного уничтожения мин в районах гаваней и портов, обеспечиваемого «портовыми судами», необходима также защита от мин сил флага на переходах за пределами указанных районов. Решение такой задачи стало возможным после появления в 1907 г. щиткового трала, обеспечивавшего траление мин при скорости хода до 12 уз.
Решение указанной задачи предполагалось в случае необходимости возложить на миноносцы, которые ввиду интенсивного развития корабельной энергетики, артиллерии и торпед устаревали морально значительно быстрее, чем физически. Для начала в 1908 г. было принято решение о довооружении миноносцев второго дивизиона Балтийского флота (типа «Украина») щитковыми тралами, причем корабли эти организационно не были связаны с тралящим каpa валом. В дальнейшем для тралящего каравана на Балтийском ТВД, где возможность использования противником мин была особенно высокой, на базе устаревших миноносцев начали создаваться специальные корабли, получившие в дальнейшем наименование «эскадренные тральщики». Так. в 1909 г. прошел соответствующее переоборудование устаревший миноносец «Чека», в 1910 г. – миноносец № 212, в 1911 г. – миноносец № 213. В июле 1914 г. тралящему каравану (именуемому с сентября 1914 г. «тралящей партией») было передано восемь переоборудованных миноносцев типа «Циклон» (№ 214-220, № 222), а в конце 1916 г. – восемь типа «Сокол» (»Прыткий», «Прочный», «Подвижный», «Послушный», «Прозорливый», «Ретивый», «Резвый», «Рьяный»). Дополнительное переоборудование прошли два устаревших миноносца Черноморского флота.

ТИПЫ ПЕРЕОБОРУДОВАННЫХ МИНОНОСЦЕВ

Тип «Чека» «№212″. «213″ «Циклон» «Сокол»
Число кораблей 1 2 8 9
Водоизмещение, т: полное 98 186 150 235-250
Главные размерения. м 35,6×4.8×1,3 52,3×5,3×1,4 45,0×4,6×2,7 57.9×5.6×2,3
Мощность энергетической установки, л.с 2×1000 2×2100 2×1900
Скорость полного хода, уз 16 24 22 26
Дальность плавания полным ходом, мили 500 400 500 550
Вооружение:
артиллерийское 1×1-47-мм 2×1-47-мм 2×1-47-м м 2×1-75-мм
противоминное морские тралы щитковый и змейковый

В конце 1911 года миноносец № 223 исключили из состава флота. Остальные, типа «Циклон» прошедшие капитальный ремонт корпусов, котлов и механизмов, продолжали оставаться в строю. 30 июля оставшиеся в строю корабли передали в состав партии траления и оборудовали щитовыми и змейковыми тралами. В начале кампании 1915 года из них образовали 1-й дивизион тральщиков дивизии траления. В годы войны они активно использовались в качестве тральщиков и посыльных судов. В апреле 1918 года оставшиеся в строю суда были интернированы в Гельсингфорсе и впоследствии проданы Финляндии па слом.
Корабли участвовали в первой мировой и гражданской войнах. «Чека», миноносцы № 212 и 213, а также все типа «Циклон» были захвачены белофиннами, но согласно Юрьевскому мирному договору 1922 г. возвращены РСФСР. Однако они оказались настолько изношенными, что их пришлось на месте продать как металлолом. Пять кораблей типа «Сокол» были захвачены белофиннами и включены в состав ВМС Финляндии, а три – прорвались в Кронштадт и оттуда по Мариинской водной системе были отправлены на речные ТВД. После окончания гражданской войны они были выведены в резерв и в 1922 г. переданы в ОФИ для разделки на металл.

Миноносец № 212, Россия 1903 г. – Строился на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге. Водоизмещение нормальное 205 т. Длина по ватерлинии 52,3 м, ширина 5,25 м, осадка средняя 1,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3500 л.с., скорость 24 узла. Вооружение: три торпедных аппарата, три 37-мм пушки Гочкиса. Всего построено две единицы: № 212 и № 213. В 1914 г. перевооружены: вместо 37-мм пушек установлены две 47-мм и два пулемета. В 1917 г. переклассифицированы в тральщики. В 1918 г. № 212 захвачен Финляндией и переименован в S-6; в 1922 г. возвращен РСФСР и сдан на слом. № 213 в 1919 – 1922 гг. служил в качестве тральщика в составе Морских сил Балтийского моря, в 1925 г. был сдан на слом.

ТИПА «ЦИКЛОН»:
• № 214 – Залож. в 1901 г. Спущ. в 1902 г. Вст. в стр. 18.11.1903 г. С 16.08.1914 г. тральщик № 214. С 15.04.1915 г. посыльное судно № 214.
• № 215 – Залож. в 1901 г. Спущ. в 1902 г. Вст. в стр. 18.11.1903 г. С 16.08.1914 г. тральщик, с 15.04.1915 г. посыльноесудно.
• № 216 – Залож. в 1901 г. Спущ. в 1902 г. Вст. в стр. 18.11.1903 г. С 16.08.1914 г. тральщик. С 15.04.1915 г. посыльноесудно.
• № 217 – Залож. в 1901 г. Спущ. в 1902 г. Вст. в стр. 18.11.1903 г. С 16.08.1914 г. тральщик, с 15.04.1915 г. посыльноесудно.
• № 218 – Залож. в 1901 г. Спущ. в 1902 г. Вст. в стр. 18.11.1903 г. С 16.08.1914 г. тральщик, с 15.04.1915 г. посыльноесудно.
• № 219 -Залож. в 10.1901 г. Спущ. 16.04.1903 г. Вст. в стр. 18.11.1903 г. С 16.08.1914 г. тральщик, с 15.04.1915 г. посыльное судно.
• № 220 -Залож. в 10.1901 г. Спущ. 19.06.1903 г. Вст. в стр. 18.11.1903 г. С 16.08.1914 г. тральшик, с 15.04.1915 г. посыльное судно.
• № 221 -Залож. в 1901 г. Спущ. 17.09.1901 г. Вст. в стр. 12.02.1903 г. Получив серьезные повреждения во времяшторма, опрокинулся и затонул 25.02.1904 г. в Средиземном море недалеко от греческого порта Пирей.
• № 222 – Залож. в 1901 г. Спущ. 2.10.1901 г. Вст. в стр. 31.08.1902 г. С 16.08.1914 г. тральщик, с 15.04.1915 г. посыльное судно.
• № 223 – Залож. в 1901 г. Спущ. 20.11.1901 г. Вст. в стр. 12.02.1902 г. Сдан к порту 10.11.1911 г. ввиду крайнейненадежности механизмов.

ВТС «БАСТИОН», 26.03.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://torpedoes-weapon.blogspot.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ