СТАРТОВАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА СПУ-143
КОМПЛЕКСА «РЕЙС» С БЛА ТУ-143
НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018
LAUNCH PAD SPU-143 OF THE
REIS COMPLEX WITH A TU-143 UAV
ON THE FORUM ARMY-2018

СТАРТОВАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА СПУ-143 КОМПЛЕКСА «РЕЙС» С БЛА ТУ-143 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: А.В.Карпенко

Во время работы Международного военно-технического форума «Армия – 2018» можно было посетить Объединенный сектор Воздушно-космических сил, который является частью парта «Патриот». Здесь была представлена стартовую пусковую установку СПУ-143 комплекса «Рейс» (ВР-3) с БЛА Ту-143.
Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА Ту-143 предназначен для ведения тактической воздушной разведки на глубину в 60-70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной и радиационной бортовой аппаратуры. Он обеспечивает обнаружение площадных и точечных целей, инженерно-технических и других сооружений, а также слежение за состоянием радиационной обстановки по маршруту полета в условиях низкой облачности и характеризуется высокой скрытностью подготовки и пуска БПЛА с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономностью боевого применения, возможностью получения разведывательной информации в масштабе времени, близком к реальному.
СПУ-143 создана на базе тягача БАЗ-135МБ. С помощью СПУ-143 производились прицеливание и пуск самолета-разведчика. В транспортном положении БПЛА Ту-143 в СПУ-143 размещался на опорах. В СПУ-143 БПЛА Ту-143 перевозился с состыкованным СПРД-251.
Предстартовая подготовка, занимавшая около 15 мин, осуществлялась боевым расчетом СПУ-143. Непосредственно перед стартом запускался турбореактивный маршевый двигатель ТРЗ-117 с максимальной тягой 640 кгс, и беспилотный разведчик запускался с помощью твердотопливного ускорителя СПРД-251 под углом 15° к горизонту. Безопасное отделение СПРД-251 обеспечивалось специальным пиропатроном, срабатывавшим по падению давления газов в стартовом ускорителе.
Компанией «Туполев» еще в 2007 году были подготовлены и направлены в министерство обороны предложения по применению на модернизированных беспилотных летательных аппаратах (БЛА) Ту-143 и Ту-243 новых материалов. Помимо замены бортового (целевого) оборудования, предлагалось облегчение конструкции за счет применения композиционных материалов.
Находящиеся на вооружении беспилотные авиационные разведывательные комплексы создавались на базе технологий, которые уже морально устарели. Поэтому были подготовлены предложения по глубокой модернизации этих комплексов не только в части замены целевой нагрузки и бортового оборудования, но и самого летательного аппарата.
Уже в 2008 году было принято решение о модернизации находящихся на вооружении беспилотных комплексов воздушной разведки «Рейс» и «Рейс-Д», а так же объявлен конкурс на проведение модернизации стоящих на вооружении комплексов воздушной разведки «Рейс» и «Рейс-Д» с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) Ту-143 и Ту-243, соответственно. Однако, в проекте тематического плана ОАО «Туполев» на 2009 г. уже не предусматривалась тематика по модернизации стоящих на вооружении беспилотных комплексов воздушной разведки и наблюдения.
На вооружение комплекс «Рейс» был принят в начале 1970-х годов и получил широкое применение в строевых частях. В его состав входят разведывательный БПЛА Ту-143, стартовая пусковая установка, транспортно-заряжающая машина и контрольно-проверочное оборудование.
БЛА Ту-143 имеет стартовую массу 1230 кг. В составе силовой установки один маршевый двигатель тягой 640 кг и один твердотопливный ускоритель типа СПРД-251. Скорость полета – до 950 км/ч. Дальность – до 180-360 км. Максимальное время полета 13 минут; глубина разведки – 70-80 км. Время подготовки к пуску – 15 минут, к повторному пуску – 4 часа. Ту-143 может использоваться до 5 раз.
В период с 1976 по 1989 г. выпущено 950 Ту-143. Подобной серийности не имел ни один «беспилотник» мира. Ранее на вооружении Советской Армии имелось до 25 эскадрилий с 12 БЛА каждая. Помимо советских вооруженных сил, комплекс ВР-3 «Рейс» состоял на вооружении в Болгарии, Сирии, Ираке, Румынии и Чехословакии.
Комплекс «Рейс-Д» был принят на вооружение в конце 1980-х годов и является дальнейшим развитием «Рейса», превосходя его по техническим характеристикам и эффективности.
Стартовая масса Ту-243 – 1600 кг. Скорость полета – 850-940 км/ч. Дальность полета – 360 км. Площадь, разведываемая за один вылет, – до 2100 кв. км.
ВТС «БАСТИОН», 07.05.2020

ТАКТИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТУ-143 «РЕЙС» (ВР-3) И ТУ-243 «РЕЙС-Д» (ВР-ЗД)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ «АРМИЯ-2018″. ФОТОРЕПОРТАЖ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ»