СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «УРАГАН»
GUARD SHIPS TYPE «URAGAN»

Сторожевые корабли (СКР) типа «Ураган» — первые после Октябрьской революции боевые надводные корабли, спроектированные (первый советский проект надводного корабля) и построенные советскими кораблестроителями. Головной корабль серии — «Ураган» — в историю российского судостроения вошел как пионер советского надводного флота.
Они предназначались для несения дозорной и разведывательной службы, сопровождения и охранения крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, ведения борьбы с самолётами противника, при необходимости их предполагалось использовать как быстроходные тральщики.
Оперативно-тактическое задание на проектирование первого советского СКР определяло его назначение: несение эскадренного охранения; дозор и разведка; поиск и уничтожение подводных лодок; противодействие авиации; выполнение функций эскадренных быстроходных тральщиков, предполагало водоизмещение 400 т, вооружение: 2×100 мм и 4×37-мм орудия; 1—3 спаренных пулемёта; 1—3-трубный ТА; параван; тральные лебёдки; глубинные бомбы.

Первоначально предполагалось разработать проект СКР, аналогичный английскому с лёгкими быстроходными дизелями, английской фирмы «Бирдмор». Однако вследствие возникших сложностей с покупкой этих дизелей в Англии (советское дизелестроение, на тот период, не было готово к выпуску судовых дизелей большой мощности) проработка различных вариантов дизельной энергетической установки показала, что располагаемые тихоходные дизели слишком тяжелы, а подходящие быстроходные дизели ещё не освоены советской промышленностью. Вариант смешанной энергетической установки: для больших скоростей — паровые турбины, для экономического хода — дизели, себя не оправдал, поскольку обеспечивал слишком малые преимущества, ценой значительного усложнения силовой установки. В итоге, по предложению начальника Технического управления УВМС РККА Н. Власьева, было решено создать паротурбинный вариант СКР, несколько изменив проектный состав вооружения.
В ноябре 1926 года, разработку паротурбинного СКР поручена группе специалистов технической конторы Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Проектированием руководил молодой инженер-кораблестроитель Владимир Александрович Никитин. Проектирование осложнялось недостатком опыта, новизной и сложностью задачи. Предварительно был выполнен большой комплекс расчётно-экспериментальных работ по определению наивыгоднейшей архитектурной формы и главных размерений корабля. В опытовом бассейне было испытано 18 различных моделей. Был принципиально решён вопрос о типе и основных характеристиках главной энергетической установки (ГЭУ). Конструкторы ГЭУ, во главе с одним из основоположников советского корабельного энергомашиностроения — инженером А. Сперанским, решили много проблем. В течение 1926—1928 гг. группа Сперанского разработала оригинальную конструкцию паротурбинной установки, применив впервые в практике русского-советского кораблестроения вместо тяжёлых и громоздких низкооборотных турбин, соединённых напрямую с гребным валом (на эсминцах типа «Новик»), более лёгкие, экономичные и компактные высокооборотные паровые турбины, вращавшие гребной винт через зубчатый редуктор. Проектированием главного котла занималась группа котельщиков во главе с Э. Папмелем, известным также своими исследованиями в области теории и практики судовых движителей. Научным консультантом проекта являлся видный учёный-теплотехник Л. Рамзин. Для обеспечения турбин перегретым паром впервые был разработан судовой водотрубный котёл шатрового (треугольного) типа с перегревателем производительностью 20 т перегретого пара в час, рабочим давлением 21 кгс/см², температурой 280 °С (котлы эсминца «Новик» вырабатывали только насыщенный пар давлением 17 кгс/см²). Спроектированная силовая установка корабля получилась рекордно лёгкой, около 7 кг/л. с. и вполне надёжной. Конструкция первого советского судового парового котла оказалась настолько удачной, что впоследствии её использовали для многих надводных кораблей более поздней постройки. В частности, для первого советского эсминца «Проект 1», типа «Ленинград», для всех последующих советских эсминцев и крейсеров с котлотурбинными силовыми установками.

В июне 1927 года заказчик принял двенадцатый по счёту вариант проекта СКР с двухвальной турбинной установкой общей мощностью 7500 л. с., обеспечивающей проектную скорость хода не ниже 29 уз. После уточнений и детальной разработки проекта по этому варианту были заложены 8 ед. СКР 1-й серии: «Ураган» (головной); «Тайфун»; «Смерч»; «Циклон»; «Гроза»; «Вихрь»; «Шторм» и «Шквал».
СКР «Ураган», по архитектуре — 2-трубный, полубачный корабль с острыми обводами корпуса. Прочность и непотопляемость корабля обеспечены продольно-поперечной системой набора клёпанного корпуса, наличием двойного дна под машинным и котельным отделениями, разделением корабля главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 14 основных отсеков. При затоплении двух смежных отсеков СКР оставался на плаву и не терял остойчивости. В целях максимально возможного снижения веса корпуса и его связей толщина наружных листов обшивки корпуса составляла всего 4 мм, не имея запаса на коррозию. Для защиты от коррозии все детали корпуса подлежали оцинкованию. В. Никитин одним из первых в отрасли рискнул применить сварку корпусных конструкций, к которой многие судостроители и военморы в те годы относились с недоверием, предпочитая проверенную временем клёпку. Живучесть корабля обеспечивалась эшелонным расположением котлов и агрегатов главных механизмов (котёл-турбина-котёл-турбина) в четырёх водонепроницаемых отсеках, побортной прокладкой главного паропровода и силовых электрокабельных трасс, дублированием ряда вспомогательных механизмов, внедрением ряда прогрессивных конструктивно-технических решений.

Паротурбинная энергетическая установка, общей мощностью 6400 л. с., в которой впервые в советском кораблестроении применили два турбозубчатых агрегата (ТЗА), каждый из которых включал в себя две турбины (высокого и низкого давления) частотой вращения соответственно 8400 и 4200 об/мин. Проектная мощность одного ГТЗА составляла 3750 л. с. при частоте вращения гребного вала 630 об/мин. Носовой ГТЗА работал на гребной вал правого борта, а кормовой — левого борта. В состав главной энергетической установки (ГЭУ) входили (впервые применённые) паровые водотрубные котлы «Треугольного» («Шатрового») типа, пароперегреватели (давление перегретого пара — 21 кгс/см²), пароструйные эжекторы (отдельно на каждую ступень паровых турбин).

В состав вооружения входили две 102-мм пушки, первоначально четыре 45-мм и одно 37-мм зенитных орудия (впоследствии 45-мм орудия заменены на три 37-мм зенитных автомата), три крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта, один палубный 3-трубный торпедный аппарат калибра 450-мм, в поздних модификациях СКР устанавливались два кормовых бомбомёта типа БМБ-2. На борту можно было разместить до 50 якорных мин и 30 глубинных бомб (предусматривалась возможность транспортировки мин заграждения, до 30 больших корабельных мин КБ или до 48 мин М-26). Для траления мин использовались два комплекта параван-тралов К-1.
В канун Великой Отечественной войны на СКР типа «Ураган» в целях повышения боевых возможностей дополнительно были установлены по одной 37-мм пушке и шумопеленгаторная станция «Посейдон» для обнаружения подводных лодок.
На некоторые сторожевые корабли с 1942 года вместо 102-мм орудий при капитальных ремонтах и модернизациях устанавливались 100-мм пушки Б-24-БМ. До конца войны ими перевооружили «Ураган», «Смерч» (СФ), «Тучу», «Тайфун» и «Вихрь» (КБФ) (СКР проекта 39 («Снег» и «Туча») вступили в строй уже с орудиями Б-24-БМ).
Артиллерийское вооружение кораблей могло использоваться с нормальной скорострельностью при углах крена до 12°, а с пониженной скорострельностью при крене до 20 — 25°. Время приема боезапаса — 3 часа. Приборов управления зенитным огнем СКР не имели. Стрелковое вооружение включало 2 пулемёта ДП, 4 автомата ППШ, 20 винтовок Мосина, 7 револьверов.
По проекту должно состоять из 30 глубинных бомб по 130 кг. В 1933 году на вооружение флота поступили большие (Б-1, массой 165 кг) и малые (М-1, массой 41 кг) глубинные бомбы. Сторожевики получили 20 Б-1 и 20 М-1. Большие бомбы хранились в стеллажах в районе комового мостика, малые — в стеллажах на корме.
Состав противолодочного вооружения изменялся в зависимости от театра боевых действий. На Чёрном море немецкие подводные лодки появились только в 1943-м, а основным противником кораблей была авиация. Поэтому со «Шквала» и «Шторма» в 1942 году сняли бомбометы для установки зенитного вооружения, а количество бомб сократили до десяти больших и столько же малых.
В конце 1943 года СКР принимали уже 34 Б-1 и 20 М-1. Североморские сторожевики, основной задачей которых являлась охрана конвоев, несли увеличенный запас бомб: 20 Б-1 и 36 М-1; тихоокеанские «Метель» и «Вьюга» — 30 Б-1 и 20 М-1.
В послевоенный период службы на СКР типа «Ураган» дополнительно устанавливались гидролокационная и радиолокационная станции.

Всего было создано 18 кораблей этой серии: из них 14 было построено на Ленинградском ССЗ № 190 (Северная верфь).
СКР типа «Ураган» строились в четырёх сериях, по трём, несколько отличающимся проектам (серия I — «Проект 2», серия II — «Проект 4», серии III и IV — «Проект 39»). На Ленинградском ССЗ № 190 всего заложено 14 ед., из них секционной сборки: «Вьюга», «Метель» — II-й серии, и «Молния», «Зарница» — III-й серии, были перезаложены на Дальнем Востоке. На Николаевском ССЗ № 198 всего заложено 4 ед., из них: «Гром» и «Бурун» — II-й серии, секционной сборки, были перезаложены на Дальнем Востоке.
Первые 8 ед. СКР типа «Ураган» I-й серии (шесть единиц для Балтики и две для Чёрного моря), после утверждения первого варианта проекта («Проект 2»), подлежали постройке в соответствии с шестилетней программой военного судостроения на 1926—1932 гг., принятой Советом Труда и Обороны в ноябре 1926 года. Заложены в августе-октябре 1927 года. На Ленинградском ССЗ для Морских Сил Балтийского моря (МСБМ): «Ураган» (головной); «Тайфун»; «Смерч»; «Циклон»; «Гроза»; «Вихрь» и на Николаевском ССЗ для Морских сил Чёрного моря (МСЧМ): «Шторм» и «Шквал». Спущены на воду в 1928—1931 гг., введены в строй в 1930—1932 гг. Первые шесть СКР для МСБМ первоначально составили дивизион, именуемый моряками, с учётом названий кораблей, — «Дивизион плохой погоды». В 1933 году, «Ураган», «Смерч» и «Гроза» были переведены в состав Северной военной флотилии
История службы сторожевых кораблей типа «Ураган» на первый взгляд неприметна. Им не доводилось участвовать в классических морских сражениях, выходить в лихие торпедные атаки, уничтожать вражеские надводные корабли или подводные лодки. На их счет не записано громких побед. 18 сторожевиков «дивизиона плохой погоды» воевали на всех четырех флотах, но остались в тени своих более крупных собратьев.
В действительности СКР типа «Ураган» стали настоящими «рабочими лошадками» флота, без устали выполнявшими тяжелую, полную опасностей работу. Они несли дозорную службу, обеспечивали охранение крупных боевых кораблей кораблей, конвоирование транспортов, артил¬лерийскую поддержку сухопутных войск и десантов, отражали воздушные налеты, перевозили личный состав и военные грузы. Таким образом первенцы совет¬ского военного кораблестроения, в тяжелые годы Великой Отечественной войны оказа¬лись одними из самых востребованных боевых единиц нашего флота.

В годы войны на сторожевики ставились получаемые по ленд-лизу 20-мм автоматические зенитные орудия системы «Эрликон» и пулеметы «Кольт-Браунинг». Первые имели один ствол, угол возвышения 85°, досягаемость по горизонтали — 7 км, по вертикали — 4 км. Спаренные «кольт-браунинги» оснащались водяным охлаждением стволов.
Зенитное вооружение продолжало совершенствоваться в течение всей войны.
В 43 году утверждены новые нормы средств ПВО кораблей советского ВМФ. СКР типа «Ураган» должны были иметь 3 37-мм автомата и 6 стволов 12,7-мм пулемётов.
На «Шторме» (ЧФ) в 43 году 2 21-КМ, 3 37-мм 70-К (за счет снятых бомбометов), 2 ДШК и один «Кольт-Браунинг».
«Туча» (КБФ) в 1944-м вооружена 3 ДШК и 3 «кольт-браунингами» — всего девятью 12,7-мм стволами.
На «Вьюге» (ТОФ) в 1945-м вместо одного ДШК установлен автомат «Эрликон».
К концу войны пулемёты ДШК и «Кольт-Браунинг» заменялись спаренными ДШКМ.
Самый известный боевой корабль типа «Ураган» — сторожевик «Метель» Тихоокеанского флота. Ему довелось участвовать в освобождении целого города от японских захватчиков. 18 августа 1945 г. совместно с шестью торпедными катерами он высадил 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты (300 человек), доставив шесть 45-мм орудий и шесть 82-мм минометов в г. Одецин. К вечеру десант завладел городом. За участие в освобождении Кореи от японских захватчиков 67 матросов, старшин и офицеров получили правительственные награды, а командиру корабля капитан-лейтенанту JI. Н. Балякину было присвоено звание Героя Советского Союза. 26 августа 1945 г. приказом НКВМФ СССР СКР «Метель» удостоили гвардейского звания.

СЕРИЯ:
• УРАГАН – Заложен 13.08.1927 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 4.09.1928 г., вст. в строй 16.12.1930 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 18.05.1933 г. ушел по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 5.08.1933 г. вошел в состав Северной флотилии. С 11.05.1937 г. входил в состав СФ. С начала войны до 9.09.1942 г. находился в капитальном ремонте. В 1943 г. участвовал в эскортировании и обеспечении конвоев. В апреле – июле 1944 г. находился в ремонте.
• ТАЙФУН – Заложен 13.08.1927 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 1.06.1929 г., вст. в строй 14.09.1931 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Потоплен 23.09.1941 г. немецкой авиацией, впоследствии поднят и восстановлен. В конце войны переоборудован в быстроходный эскадренный тральщик.
• ШКВАЛ – Заложен 24.10.1927 г. (з-д №198, Николаев), спущен в 1930 г., вст. в строй 5.03.1932 г. и вошел в состав ЧФ. С марта 1939 г. до 24.05.1942 г. находился в капитальном ремонте. Участвовал в эскортировании судов и обстрелах береговых целей.
• ЦИКЛОН – Заложен 13.08.1927 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 27.11.1929 г., вст. в строй 3.07.1932 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в оборудовании Восточно-Гогландской минной позиции, минных постановках в Таллиннском порту. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 29.08.1941 г. от подрыва на мине в р-не м. Юминда.
• ГРОЗА – Заложен 13.08.1927 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 22.09.1934 г., вст. в строй 22.07.1932 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 26.07.1933 г. ушел на Север по Беломорско-Балтийскому каналу и 21.09.1933 г. вошел в состав Северной флотилии. Участвовал в огневой поддержке войск, эскортировании и обеспечении конвоев. 10.09.1942 г. повредил подводную лодку противника. С 25.11.1943 г. до конца 1944 г. находился в ремонте.
• ВИХРЬ – Заложен 13.08.1927 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 12.10.1930 г., вст. в строй 12.09.1932 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 22.09.1941 г. поврежден авиабомбой в Кронштадте и лег на грунт. По одной версии в 1943 г. поднят, в 1944 г. вновь введен в строй, а в конце войны переоборудован в быстроходный эскадренный тральщик. По другой версии восстановление было признано нецелесосбразным, а механизмы были использованы для восстановления однотипного корабля «Пурга».
• СМЕРЧ -Заложен 13.08.1927 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 22.07.1929 г., вст. в строй 13.09.1932 г. 18.05.1933 г. ушел на Север по Беломорско-Балтийскому каналу и 5.08.1933 г. вошел в состав Северной флотилии. В июле 1941 г. оказывал огневую поддержку войскам в р-не губы Зап. Лица. Потоплен 8.12.1942 г. у пос. Роста авиабомбой противника. Поднят 24.12.1942 г. и с 22.05.1943 г. по 8.09.1944 г. прошел восстановительный ремонт. 13.10.1944 г. поврежден при подрыве на мине и до 23.01.1945 г. находился в ремонте. В конце марта 1945 г. получил повреждения во время шторма и до 5.05.1945 г. находился в ремонте.
• ШТОРМ – Заложен 24.10.1927 г. (з-д №198, Николаев), спущен 4.04.1930 г., вст. в строй 1.10.1932 г. и вошел в состав Морских сил Черного моря. С 5.03.1939 г. до 24.061942 г. находился в капитальном ремонте. С конца июля 1942 г. участвовал в эскортировании транпортов между портами Кавказа и обстрелах береговых целей. Торпедирован 11.05.1944 г. германской подводной лодкой «U-9″ на переходе Сухуми – Туапсе, но остался на плаву и был отбуксирован в порт.
• ВЬЮГА – Заложен 26.12.1931 г. (з-д №190, Ленинград). Секциями перевезен на Дальний Восток, спущен 5.07.1934 г., вст. в строй 18.11.1934 г. и вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. Участвовал в высадке десанта в Сейсин 14.08.1945 г. 5.10.1945 г. переклассифицирован в учебный сторожевой корабль.
• МЕТЕЛЬ (с конца 1954 г. «Тугур») – Заложен 18.12.1931 г. (з-д №190, Ленинград). Секциями перевезен на Дальний Восток, спущен 15.06.1934 г., вст. в строй 18.11.1934 г. и вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. Участвовал в высадке десантов в Сейсин (Чхонджин) 14.08.1945 г. и Оденцин (Одэчжин) 18.08.1945 г. 26.08.1945 г. удостоен гвардейского звания. 5.10.1945 г. переклассифицирован в учебный сторожевой корабль.
• ГРОМ – Заложен 17.06.1932 г. (з-д №198, Николаев). Секциями перевезен на Дальний Восток, спущен 22.09.1934 г., вст. в строй 22.07.1935 г. и вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. Обеспечивал боевые действия подводных лодок ТОФ.
• БУРУН – Заложен 22.04.1932 г. (з-д №198, Николаев). Секциями перевезен на Дальний Восток, спущен 27.09.1934 г., вст. в строй 7.10.1935 г. и вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. Участвовал в постановке минного заграждения на подходах к Владимиро-Ольгинской ВМБ.
• ПУРГА – Заложен в июне 1934 г. (з-д №190, Ленинград), спущен в ноябре 1935 г., вст. в строй 4.09.1936 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в создании Восточно-Гогландской минной позиции 4.07.1941 г. 20.07.1941 г. перешел на Онежское оз., участвовал в высадке десанта севернее Видлицы и был оставлен в составе Ладожской флотилии. Потоплен 1.09.1942 г. германской авиацией в р-не маяка Осиновецкий. Поднят 22.07.1943 г. Восстановлен после войны.
• МОЛНИЯ – Заложен 23.03.1934 г. (з-д №190, Ленинград). Секциями перевезен на Дальний Восток, спущен 24.11.1934 г., вст. в строй 20.09.1936 г. и вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. В боевых действиях не участвовал. 5.10.1945 г. переклассифицирован в учебный сторожевой корабль.
• БУРЯ – Заложен в июне 1934 г. (з-д №190, Ленинград), спущен в ноябре 1935 г., вст. в строй 27.10.1936 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в минных постановках в устье Финского залива (июнь 1941 г.), Ирбенском пр. (июль 1941 г.), Таллиннском порту (август 1941 г.). Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 24.08.1942 г. от подрыва на мине.
• ЗАРНИЦА – Заложен 21.03.1934 г. (з-д №190, Ленинград). Секциями перевезен на Дальний Восток, спущен 6.11.1934 г., вст. в строй 6.11.1936 г. и вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. 14 – 20.08.1945 г. участвовал в обеспечении минных постановок в Татарском пр., высадке войск в порту Торо (Шахтерск), высадке десанта в Маока (Холмск).
• СНЕГ – Заложен 27.04.1935 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 14.07.1936 г., вст. в строй 25.09.1938 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в минных постановках в устье Финского залива (июнь 1941 г.), в Ирбенском пр. (июль 1941 г.), в Таллиннском порту (28.08.1941 г.). Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. от подрыв на мине в р-не м. Юминда.
• ТУЧА – Заложен 27.04.1935 г. (з-д №190, Ленинград), спущен 20.10.1936 г., вст. в строй 25.09.1938 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в минных постановках в Ирбенском пр. (июль 1941 г.). В сентябре 1943 г. обеспечивал траление на Восточном Гогландском плесе. В сентябре – октябре 1944 г. обеспечивал перебазирование подводных лодок в Хельсинки. В конце войны переоборудован в быстроходный эскадренный тральщик.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
полное 534—638 тонн (в зависимости от серии и периода эксплуатации)
Длина 71,5 м (наибольшая)
Ширина 7,4 м
Осадка 2,1 – 3,6 м (в зависимости от серии и периода эксплуатации)
Двигатели 2 паровых турбины (котлотурбинная ГЭУ)
Мощность наибольшая:
• 7040 л. с. («Ураган»);
• 6290 л. с. («Метель»)
Движитель 2 четырёхлопастных винта с обтекателем
Скорость хода
• проектная — 29 узлов;
• на испытаниях — 26 узлов;
• фактическая — 24—23 узла;
• экономическая — 14 узлов
Дальность плавания1200-1500 миль при экономическом ходе 14 узлов
Экипаж 85-120 человек (в зависимости от периода эксплуатации)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерия
• 2 102-мм пушки
Зенитная артиллерия
• 4 45-мм полуавт. пушки; (позже 3 37-мм авт пушки);
• 3×1 12,7-мм пулемёта ДШК (состав изменялся)
Минно-торпедное вооружение
• 1 × 3 450-мм ТА,
• 2 бомбомёта;
• до 48 мин;
• 30 глубинных бомб;
• параванный трал
http://корабелыпобеды.рф/ships/164/

Источники: Сторожевые корабли типа «Ураган». А. Б. Морин А. А. Чернышев. М.: «Моделист-констуктор», «Морская коллекция» № 4, 2005, Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою 1941—1945 . А. Б. Морин А. А. Чернышев. М.: «Моделист-констуктор», «Морская коллекция» № 5, 2005, В. Балабин. Первенец советского кораблестроения // «Морской сборник». — 1990, корабелыпобеды.рф, ru.wikipedia.org и др.

СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ