КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ЗАРНИЦА»

SHIP’S RADAR STATION «ZARNITSA»

Радиолокационная станция (РЛС) «Зарница» создавалась для торпедных катеров. Разрабатывалась согласно постановлению Совета Министров СССР от 10 июля 1946 г. в НИИ-10 под руководством А. К. Балояна, при активном участии офицера флота И. К. Сапожникова.
РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов.
По тактико-техническим требованиям станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт должна была обслуживаться одним оператором.
Аппаратура станции была выполнена в виде компактных блоков общей массой 57 кг. Антенное устройство размещалось на мачте, а основные блоки – на палубе катера.
РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.
Государственные испытания проводились в период апрель – июнь 1948 г. на Черноморском флоте и показали следующие результаты: дальность обнаружения эскадренного миноносца–75 каб, тральщика –58–93 каб, торпедного катера – 34 каб, подводной лодки в крейсерском положении – 26–27 каб, в позиционном положении – 20–25 каб, самолета на высоте 100–300 м – 90–170 каб (в зависимости от курса полета).

Максимальная ошибка определения координат по дистанции – 1,38 каб, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – 1,7 каб. Разрешающая способность станции по дальности – 0,85 каб, по направлению – 20°.
Приказом главкома ВМФ адмирала И. С. Юмашева РЛС «Зарница» была принята на вооружение как средство обнаружения торпедных катеров.
За разработку станции коллектив создателей был удостоен Государственной премии СССР.
РЛС «Зарница» устанавливалась на малые охотники проекта 201, спроектированые в ЦКБ-340 под руководством главного конструктора А.В. Кунаховича. Строились катера на заводе «Красный металлист» №340 в Зеленодольске. Головной катер вошёл в строй флота в 1955 году.
В дальнейшем РЛС «Зарница» оснащались малые охотники проекта 201К, которые стали корректированным вариантом катеров проекта 201 для серийного производства с увеличенной прочностью корпуса в системе силового набора днища. Так же изменения коснулись силовой установки и вооружения, из-за чего полное водоизмещение увеличилось до 200 тонн.

Строились катера проекта 201К на заводе «Красный металлист» №340 в Зеленодольске. Головной катер вошёл в строй флота в 1957 году.
РЛС «Зарница» устанавливалась на торпедные катера проекта 183, они спроектированы СКБ-5 НКВД под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса. В составе радиотехнического оборудования этих катеров были РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М», а также две радиостанции. Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде(220), на заводе №640 в Сосновке(54) и на Дальневосточном заводе №602 в г. Владивостоке(59). Головной катер вошёл в строй флота в 1949 году.
РЛС «Зарница» в дальнейшем устанавливалась на большие торпедные катера проекта 183Т. Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде. Головной катер вступил в строй флота в 1953 году.
С 1952 по 1960 год была выпущена большая партия торпедных катеров пр.183 «Большевик» – более 420 единиц.
На основе РЛС «Зарница» в начале 1950-х годов был создан корабельный радиолокационный дальномер «Штаг-Б».

Источники:
М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники,
http://and-kin2008.narod.ru/
https://ru.wikipedia.org
https://topwar.ru

КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «РАНГОУТ»
РАДИОДАЛЬНОМЕР «ШТАГ – Б»
КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «РЕЯ»
АЛЬТАИР МОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (МНИИРЭ «АЛЬТАИР»)