РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «НЕПТУН»
RADAR STATION «NEPTUN»

«Нептун» — навигационная станция корабельного базирования с антенным постом. Разработка РЛС «Нептун» велась в ЦНИИ-49 («Гранит») в г. Ленинграде. Судовая навигационная РЛС «Нептун» предназначалась для установки на судах водоизмещением не менее 600 т.
В 1946-1947 годах были начаты работы направленные на обобщение анализ материалов по отечественным и зарубежным радиолокационным средствам для выработки требований к системам радиотехнического оборудования обеспечивающего кораблевождение. Были разработаны тактико-технические требования на первую отечественную корабельную навигационную РЛС «Веха», которая создавалась в НИИ-49 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 февраля 1949 г.
Гос. Испытания РЛС «Веха» проводились в августе 1950 г. на Балтийском море. Испытания показали высокую разрешающую способность и высокую точность измерения дистанции.
Уже в мае — августе 1950 г. сконструированная импульсную 3–сантиметровую РЛС, получившая название «Нептун», успешно прошла заводские и Государственные испытания в Балтийском море и Финском заливе и была принята для установки на всех морских судах, включая промысловые и ледокольные.
В 1950 году судовая навигационная РЛС, получившая название «Нептун», успешно прошла государственные испытания и была принята для установки на судах.
Максимальная дальность обзора станции — 120 кабельтовых (20 км) для цели типа «крейсер» и 50 кабельтовых (9 км) для цели типа «средний морской буй». Рабочий диапазон частот — 3,2 см.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1950 года РЛС была принята на вооружение надводных кораблей ВМС под названием «Нептун». РЛС устанавливалась на всех находящихся в строю и строящихся крейсерах, эсминцах, тральщиках.
На крейсерах, находящихся в строю, РЛС «Нептун» действительно устанавливалась.
С 1952 года станция серийно производилась на заводе «Горизонт» в Ростове-на-Дону.
До 1968 г. морские тральщики пр. 266 вступали в строй с навигационной PЛC «Нептун», которую в процессе эксплуатации или проведения средних ремонтов заменяли РЛС «Дон».
РЛС «Нептун» отличалась продуманностью конструкции, достаточно высокой надежностью работы и ремонтопригодностью. Поэтому, несмотря на некоторое несовершенство эксплуатационных характеристик (сравнительно большая минимальная дальность, невысокая разрешающая способность и др.), она пользовалась популярностью и доверием со стороны судоводителей. После снятия РЛС «Нептун» с производства многие капитаны еще долгое время старались сохранить эту РЛС на судне.
РЛС «Нептун» и сконструированная несколько позднее для малотоннажных судов РЛС «Створ» сыграли большую роль в повышении безопасности мореплавания и практическом использовании радиолокационной техники в судовождении.
В 1957 г. взамен РЛС «Нептун» для крупнотоннажных и среднетоннажных судов коллективом радиоспециалистов во главе с главным конструктором М. Я. Бакшпун была разработана и в октябре 1957 г. прошла Государственные испытания новая судовая навигационная РЛС типа «Дон».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Диапазон частот 3,2 см
Макс. дальность 20 – 25 км

Источники: Заблоцкий В. Крейсера «холодной войны». — М.: Коллекция, Яуза, 2008, Апальков Ю.В. Десантные и минно-тральные корабли Часть 2, forums.airbase.ru, studfile.net и др.

МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 266
ГРАНИТ-ЭЛЕКТРОН КОНЦЕРН