РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «КАСАТКА»
RADAR STATION «KASATKA»

В целях обеспечения обнаружения самолетов противника в секторах противовоздушной обороны со стороны моря в марте 1955 г. Постановлением Совета Министров СССР ЦКБ-18 было поручено переоборудование подводной лодки проекта 613 в подводную лодку радиолокационного дозора. Этим же Постановлением для этой ПЛ НИИ-49 был определен головным разработчиком мощной РЛС «Касатка» для сверхдальне¬го обнаружения самолетов.
Высокие требования, предъявленные ВМФ в тактико-техническом задании на разработку РЛС «Касатка», поставили перед институтом не¬обходимость решения ряда сложных научно-технических и технологических проблем.
Освоение техники СВЧ сверхмощных колебаний в процессе разработки РЛС «Касатка» позволило создать в институте научно-технический задел в области мощных приемопередатчиков 10-сантиметрового диапазона. Опыт разработки был с успехом использован в последующих НИОКР института и других проектно-конструкторских организаций.
При разработке станции была создана остронаправленная антенна в виде параболического сетчатого отражателя с большим коэффициентом направленного действия и узкой диаграммой направленности в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
С целью уменьшения гидродинамического сопротивления при движении погруженной подводной лодки рефлектор антенны выполнен складывающимся. При разработке станции были созданы специальные приборы измерения параметров качки корабля и гидравлической стабилизации оси антенны.
Разработка РЛС «Касатка» осуществлялась группой специалистов НИИ-49 под руководством главного конструктора С.А. Онущенко.
Особое внимание было уделено защите личного состава, находящегося на ходовом мостике и радиоэлектронных устройств от воздействия мощного высокочастотного излучения станции «Касатка». С этой целью по рекомендации ЦНИИ-49 на ограждении рубки была установлена экранная решетка из вертикально расположенных металлических труб диаметром 12 мм с расстоянием между их центрами не более 25 мм.
Высота защитной решетки не превышала высоту козырька ограждения рубки. Государственные испытания показали, что экранная решетка обеспечивает безопасное длительное пребывание личного состава на мостике при работе станции «Касатка». При этом обеспечивается также одновременная работа аппаратуры средств связи, штурманских приборов, средств радиолокации, за исключением работы станции «Накат» в десятисантиметровом диапазоне, когда происходило выгорание кристаллов аппаратуры этой станции при одновременной ее работе со станцией «Касатка».
Предэскизный проект был закончен в ноябре 1955 года и по результатам его разработки было откорректировано ТТЗ, утвержденное заместителем Главнокомандующего ВМФ Н.В.Исаченковым в январе 1956 года
В первой половине 1956 года, минуя стадию эскизного проекта, был разработан технический проект. Главным конструктором проекта 640 был Я.Е.Евграфов, его заместителем – Г.В.Соловьев.
Для переоборудования в лодку радиолокационного дозора была выделена ПЛ пр.613 С-149, зав. № 305, постройки завода «Красное Сормово».
Размещение радиолокационной станции обнаружения самолетов «Касатка» было произведено за счет снятия одной группы аккумуляторной батареи (IV отсек), запасных торпед, кормовых торпедных аппаратов, зенитной артиллерийской установки 2М-8, устройства РДП и некоторой перекомпоновки размещения оборудования в отсеках и надстройке. Для ПЛ радиолокационного дозора не менее важное значение, чем обнаружение самолетов, имело своевременное и надежное оповещение противовоздушной обороны (ПВО) об обнаруженных целях. Для этого на лодке устанавливалась дополнительная аппаратура радиосвязи, в том числе и быстродействующая аппаратура, а также командно-трансляционная установка «Нерпа» в сокращенной комплектации для связи оператора станции «Касатка» с командиром корабля и рубкой радиосвязи. По произведенным расчетам установленный состав средств связи обеспечивал надежную круглосуточную связь на расстоянии до 300 миль.
Поворотное устройство антенны «Касатка» размещалось в отдельной прочной рубке, которая имела общее ограждение с боевой рубкой лодки. Камбуз был перенесен из IV отсека в VII, а трубы кормовых торпедных аппаратов были использованы в качестве провизионки. Были произведены и другие более мелкие изменения. Особое внимание было уделено защите личного состава, находящегося на ходовом мостике и радиоэлектронных устройств от воздействия мощного высокочастотного излучения станции «Касатка». С этой целью по рекомендации ЦНИИ-49 на ограждении рубки была установлена экранная решетка из вертикально расположенных металлических труб диаметром 12 мм с расстоянием между их центрами не более 25 мм.

В период с декабря 1957 г. по февраль 1958 г. станция успешно прошла на Каспийском море Государственные испытания, результаты которых подтвердили выполнение требований ТТЗ ВМФ. Постановлением Совета Министров СССР в октябре 1958 г. станция «Касатка» была принята на вооружение ВМФ и размещена на ПЛ проекта 640.
Проведенные государственные испытания ПЛ С-149 показали, что ее тактико-технические данные соответствуют спецификационным, что опытный образец станции «Касатка» достаточно надежен и выдержал испытания по всем пунктам программы. При волнении 6-7 баллов система стабилизации антенны работала надежно, поворотное устройство антенны работало устойчиво. Успешное проведение государственных испытаний ПЛ-149 и размещение на ней радиолокационной опытной станции «Касатка» позволили комиссии Государственной приемки рекомендовать «переоборудовать первую партию подводных лодок проекта 613 по проекту 640.
ПЛ проекта 640 переоборудована из проект пр.613 в ПЛ радиотехнической разведки с РЛС «Касатка» (код НАТО QUAD LOOP) со стабилизацией до волнения в 7 баллов, всего переоборудовано 4 ПЛ (головная – С-149, а так же С-151, С-62 и С-73) начиная с 1957 г.
Фактически это была всплывающая РЛС, предназначенная для развертывания в позиции радиолокационного дозора на морских угрожаемых направлениях в единой системе ПВО страны.
С включением РЛС большой мощности, лодка через 3-4 ч. разряжала аккумуляторную полубатарею и должна была заряжать ее в надводном положении. На жаргоне подводников лодка-РЛС именовалась как «лопата». Имела автономность всего 10 суток. Боевая устойчивость ее была крайне малой. Использованием торпед с ядерной боевой частью на этой подводной лодке не предусматривалось.

Источники: Коржавин А. Г. Научные проблемы создания радиоэлектронных средств освещения надводной и воздушной обстановки и их решение. Роль российской науки в создании отечественного подводного флота. — 2008, Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров, www.dogswar.ru, militaryrussia.ru и др.

СРЕДНЯЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613
ГРАНИТ-ЭЛЕКТРОН КОНЦЕРН