КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ФЛАГ»
SHIP’S RADAR STATION «FLAG»

К станциям послевоенной постройки (1950-е гг.) относятся: РЛС «Флаг» с дальностью обнаружения надводных кораблей до 130 каб. и СОРС «Накат». Дальность действия последней в 1,5 раза превышала дальность действия РЛС противника, что вполне обеспечивало своевременное уклонение от удара. Ими вооружались ПЛ пр.: 611, 613, 613В, 615, 617, 633, 640, 644, 665.
В 1947 г.началось создание радиолокационной техники. НИИ-49 определен головным разработчиком радиолокационных систем (РЛС) для подводных лодок (ПЛ). По этому направлению были созданы РЛС практически для всех типов и поколений ПЛ: «Флаг», «Альбатрос», «Касатка», «Молния», «Залив-Скала», «Чибис-Бухта» и РЛС с повышенной скрытностью работы за счет использования квазинепрерывного сигнала — «Корма», «Радиан», «Радиан-У».
Для решения этой задачи за период 1947-1950 гг. в НИИ-49 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 7 июня 1947 г. впервые в нашей стране была разработана и принята на вооружение для всех подводных лодок ВМФ СССР радиолокационная станция «Флаг».
Радиолокационная станция «Флаг» предназначалась для обнаружения надводных целей и обеспечения торпедной стрельбы подводной лодки по вражеским кораблям. Станция определяла координаты целей, свой курсовой угол и дальность и вводила их в прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС).
РЛС могла использоваться также в навигационных целях и работать как в надводном положении, так и в погруженном на перископную глубину.
Разработка станции проводилась согласно 3-летнему плану развития радиолокации на 1946–1948 гг.
В соответствии с тактико-техническими требованиями станция должна была работать в сантиметровом диапазоне, обслуживаться одним оператором, иметь мощность излучения 90 кВт и обнаруживать эсминцы на дальности не менее 5 миль, а самолеты на высоте 100 м – до 25 км, со срединными ошибками по дальности не более 25 м, по курсовому углу 3 д. у. Мертвая зона не должна превышать 300 м.
Создание первой РЛС для подводных лодок ВМФ потребовало решения целого ряда научно-технических проблем, так как радиолокационная станция для подводных лодок должна отличаться от обычных РЛС для надводных кораблей как в части конструктивного выполнения приборов станции, так и в их схемном решении. В частности, массогабаритные характеристики аппаратуры станции должны быть минимальными, а антенное устройство станции должно располагаться на выдвижном подъемно-мачтовом устройстве и выдерживать забортное давление на полную глубину погружения ПЛ.
Поэтому в ходе разработки станции «Флаг» в институте были созданы специальное устройство, обеспечивающее точную стыковку волноводного тракта при подъеме антенного устройства, и устройства герметизации для перекрытия волноводного тракта при нарушении герметич¬ности антенного устройства. Институтом совме¬стно с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») было разработано оригинальное устройство, позволя¬ющее осуществлять подъем, опускание и враще¬ние антенного устройства, а также его сканиро¬вание в заранее выбранном секторе. Разработанное устройство послужило прототипом для всех разрабатываемых впоследствии подъемно-мачтовых устройств РЛС и станций обнаруже¬ния радиолокационных сигналов (СОРС). Разра¬ботка станции и отдельных приборов велась под общим руководством главного конструктора А.С. Полянского специально сформированной для этого группой сотрудников института.

Аппаратура станции была выполнена в виде отдельных блоков, размещенных в рубке центрального поста подводной лодки. Командирский выносной индикатор кругового обзора (ВИКО) устанавливался в боевой рубке. Антенное устройство монтировалось на подъемно-вращающейся мачте.
Наблюдение за целью и выбор цели производились с помощью ИКО оператора и ВИКО командира лодки.
Средств защиты станции от помех в аппаратуре не предусматривалось, а для скрытности ее работы применялся одноразовый круговой поиск цели или поиск в узком секторе.
Государственные испытания РЛС «Флаг» проходили в 1950 г. на подводной лодке Северного флота и показали характеристики, соответствующие заданным требованиям. Государственная комиссия в составе председателя контр-адмирала М.П. Августиновича, членов комиссии офицеров флота М.И. Гликина, Э.В. Кубланова и главного конструктора А.С. Полянского рекомендовала принятие радиолокационной станцией «Флаг» на вооружение подводных лодок ВМФ.
На основании этих результатов приказом главкома ВМФ станция «Флаг» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.
В 1952 г. Постановлением Совета Министров СССР работа по созданию станции «Флаг» удостоена Государственной премии СССР 2-й степени. Постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1950 г. станция «Флаг» принята на вооружение всех строящихся и действующих подводных лодок. Многолетняя эксплуатация станции «Флаг» показала устойчивую и надежную ее работу.
Ведущие инженеры, участвовавшие в создании станции, А. С. Полянский, С. Т. Зайцев, Н. А. Илларионов, В. Д. Николаев, С. И. Портной, Д. Г. Фальков, М. А. Яковлев и В. П. Чижов, а также офицер флота М. И. Гликин были удостоены Государственной премий СССР
Вследствие исключительной важности оснащения подводных лодок средствами предупреждения о радиолокационном облучении Постановлением Совета Министров СССР от 6 февраля 1949 г. НИИ-49 было поручено начать работы по созданию первых отечественных образцов данного вида вооружения для подводных лодок ВМФ.

Источники: Коржавин А. Г. Научные проблемы создания радиоэлектронных средств освещения надводной и воздушной обстановки и их решение. Роль российской науки в создании отечественного подводного флота. — 2008, М.М.Лобанов «Развитие советской радиолокационной техники». «Воениздат». 1982 г. (hist.rloc.ru/lobanov/index.htm), www.granit-electron.ru/concern/history/, podlodka.info и др.

БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 611
СРЕДНЯЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613
РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ОБНАРУЖЕНИЯ НАДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАВИГАЦИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК МРК-50УЭ
СТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ «НАКАТ»
ГРАНИТ-ЭЛЕКТРОН КОНЦЕРН