ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ P79В-300

DUAL-CIRCUIT R79V-300 TURBOJET ENGINE

Двухконтурный турбореактивный двигатель P79В-300 (изделие 79) создан Авиамоторным научно-техническим комплексом «Союз» (ОАО АМНТК «Союз»), главный конструктор О.Н. Фаворский.
Двигатель спроектирован по двухвальной модульной схеме со смешением потоков. Впервые в мире конструкторам-двигателистам удалось осуществить в поворотном реактивном сопле форсажный режим (отклонение газового потока возможно и на форсаже).
Система регулирования электронная трехканальная. При работе с горизонтальным соплом она дублируется гидромеханическим регулятором подачи топлива.
Двигатель двухконтурный с форсажной камерой, с противоположным направлением вращения роторов, с повышенной газодинамической устойчивостью компрессоров, с уникальными вихревыми горелками в основной камере сгорания. Для двигателя разработано принципиально новое поворотное сопло с регулируемой площадью критического сечения, отклоняющее вектор тяги в вертикальной плоскости в диапазоне 95 гр. независимо от режима двигателя
Состоит из следующих элементов:
• Входное устройство
• Компрессор низкого давления (пять ступеней)
• Компрессор высокого давления (шесть ступеней)
• Камера сгорания (двухзонная)
• Турбины низкого и высокого давлений (по одной ступени) с охлаждаемыми лопатками
• Форсажная камера
• Осесимметричное поворотное сопло с регулируемой площадью критического сечения
Для сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141 создан подъемно-маршевый двигатель (ПМД) Р79В-300. В 1987 году выполнены первые испытательные полеты сверхзвукового самолета вертикальных взлета и посадки Як-141 с подъемно-маршевым двигателем Р79В-300.
На первом самолёте (изделие 48-1), предназначенным для испытаний силовой установки, был установлен двигатель с уменьшенной до 15000 кгс максимальной тягой (такой же двигатель использовался для испытаний на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ). На втором и третьем образцах (изделия 48-2 и 48-3), предназначенных для лётных испытаний использовались двигатели уже с полной максимальной тягой в 15500 кгс.
Выпущен малой серией в 1984 – 1992 гг.
В 1993 г. 12 построенных двигателей отработали около 3500 часов, из которых 500 в полете.
Двигатель устанавливался на СВВП Як-141, на котором было установлено 12 мировых рекордов скоро- и грузоподъемности.

МОДИФИКАЦИИ:
• Р79В-300 — базовая версия для СВВП Як-141
• Р134-300 — ТРДД на базе Р79В-300, предназначенный для использования на сверхзвуковых деловых самолётах
• Р179В-300 — форсированный вариант двигателя с тягой 18500тс, планировался устанавливаться на проектируемые самолёты ОКБ Сухого изд. С-32 и изд. 54С. На выставке «Двигатели-2002″ был представлен полноразмерный макет с плоским соплом разработанным ФГУП НПП «Мотор»
• ГТЭ-30-300 — газотурбинная энергетическая установка мощностью 30 МВт

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тяга 154 КН
Сухая масса 1850 КГ
Максимальный диаметр 1,39 М
Длина 4,78 М
Степень двухконтурности 0,81
Удельный расход топлива 0,169 (КГ/Ч) / Н
Расход воздуха 180 КГ/С
Степень повышения давления 22
Температура газа перед турбиной 1630 К

Источники: www.amntksoyuz.ru, ru.wikipedia.org и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЁТ ВЕРТИКАЛЬНОГО/КОРОТКОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ ЯК-41М (ЯК-141)
СОЮЗ АМНТК ОАО
АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ