ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПС-90А

PS-90A TURBOJET TWO-CIRCUIT AIRCRAFT ENGINE

31.10.2020

В годовом отчете АО «ОДК-Авиадвигатель» за 2019 год сообщается, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшилось производство новых двигателей и количество отремонтированных двигателей. Всего за 2019 год было выпущено 11 новых двигателей (8 ПС-90А, 1 ПС-90А1, 2 ПС-90А-76), отремонтировано 11 (7 ПС-90А, и 4 ПС-90А-76). При этом количество двигателей, прошедших неплановое техническое обслуживание увеличилось с 7 двигателей в 2018 году до 11 в 2019 году.
В 2019 году в регулярной эксплуатации находилось 66 самолетов (16 Ту-204 различных модификаций, 19 Ту-214, 15 Ил-96-300/400 и 16 Ил-76). Суммарная наработка всех типов двигателей уменьшилась с 1 13 033 часов в 2018 году до 89 696 часов в 2019 году, отмечается в отчете АО «ОДК-Авиадвигатель».
Так же в отчете сообщается, что в 2019 году на АО «ОДК-Авиадвигатель» продолжились работы, направленные на совершенствование технических характеристик и обеспечение безотказности двигателя ПС-90А2. Осуществлялось конструкторское сопровождение ведения конструкторской документации и были продолжены работы по испытаниям двигателя ПС-90А2, основной целью которых является проверка параметров и работоспособности двигателя.
В 2019 году были продолжены работы по созданию камеры сгорания для двигателя ПС-90А3М, удовлетворяющей требованиям норм ИКАО 2014 года.
Турбореактивный двигатель ПС-90А относится к классу турбовентиляторных двигателей. Является одним из важных достижений российской авиационной промышленности девяностых годов ХХ века. Позволил почти вдвое повысить экономичность самолетов нового поколения и обеспечил их соответствие мировым нормам по экологии. Конструктивно: турбовентиляторный, двухконтурный, двухвальный, со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом в наружном контуре и системой шумоглушения, информирует ВТС «Бастион».
ПС-90А стал первым российским авиадвигателем, отработавшим более девяти тысяч часов без съема с крыла. На борту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот» двигатель наработал 9 936 часов.
ВТС «Бастион»

04.10.2022

Заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев отметил также, что кроме ПД-14 и ПД-8 будет резкий рост производства двигателей ПС-90А.
«Потому что загубленный в нулевые годы великолепный самолёт Ту-214… «руководитель» принял решение: делать их срочно 70 самолётов до 30-го года. Мы выходим на 120 двигателей ПС-90А в год. Это вместе с военными заказами. Это тоже огромный объём. Это двигатель, который попал в самую переделку… Мы получили сертификат типа 3 апреля 92-го года… И слава богу, что он оживает и будет делаться в таких же количествах, как ПД-14», – рассказал генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель».
А в зависимости от двигателя оживает и незаслуженно загубленная машина Ту-214 – среднемагистральный лайнер, способный беспосадочно летать на 6-7 тысяч км, например из Москвы в Хабаровск. Также этот лайнер используется в специальных целях в качестве самолёта-разведчика и наблюдения. «Сохранена оснастка, сохранены технологии. Теперь надо просто убрать военный салон и поставить кресла красивые, и будет великолепный пассажирский самолёт», – сказал А. Иноземцев.
https://aviation21.ru/a-inozemcev-rasskazal-o-sovremennyx-aviacionnyx-dvigatelyax-i-ix-perspektivax/


ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПС-90А

В 1980-е годы ППО «Моторостростроитель» успешно освоило производство двигателя 4 поколения ПС-90А (для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76) и приступило к его серийному выпуску, что позволило России на рубеже 20 и 21 веков на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями авиационной техники и лучшими двигателями своего класса – PW2000 (Пратт энд Уитни, США), RB211 (Роллс-Ройс, Великобритания).
Турбореактивный двигатель ПС-90А (ПС – Павел Соловьев) относится к классу турбовентиляторных двигателей. Является одним из важных достижений российской авиационной промышленности девяностых годов ХХ века. Позволил почти вдвое повысить экономичность самолетов нового поколения и обеспечил их соответствие мировым нормам по экологии.
Конструктивно: турбовентиляторный, двухконтурный, двухвальный, со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом в наружном контуре и системой шумоглушения.
Сертифицирован в 1992 году.
В 1997 году на двигатель получено дополнение к Сертификату типа о переходе на эксплуатацию двигателя по состоянию без фиксированных межремонтных ресурсов.
Устанавливается на:
• самолет Ил-96-300ПУ Президента РФ;
• дальнемагистральный самолет для пассажирских перевозок Ил-96-300;
• среднемагистральные самолеты для пассажирских и грузовых перевозок Ту-204, Ту-214 и их модификации.
На начало 2010 года в эксплуатации находились 200 двигателей ПС-90А и его модификаций в 24 авиакомпаниях, включая «Cubana de Aviacion S. A.», «Silk Way Airlines», «Air Koryo» .
Общая наработка всех двигателей на пассажирских и грузовых перевозках с начала серийной эксплуатации по состоянию на 01.08.2010 г. достигла 2 430 809 часов.
Наработка лидерного двигателя – 34 013 часов.
Планомерно продолжаются работы по повышению надежности и безотказности авиационного двигателя, которые дали заметные результаты.
Высокая надежность и ресурс двигателя обеспечиваются:
-применением новых методов проектирования деталей и узлов на заданный ресурс;
-всесторонней доводкой основных элементов на специальных стендах на полный ресурс;
-эффективной диагностикой состояния двигателя в эксплуатации.
Авиационный двухконтурный двигатель ПС-90А имеет модульную конструкцию. Число модулей – 11. Отдельные модули могут быть заменены в эксплуатации.
Авиадвигатель оборудован двухканальной электронной системой управления и контроля параметров, обеспечивающей своевременное выявление неисправностей и эксплуатацию по состоянию.
ПС-90А стал первым российским авиадвигателем, отработавшим более девяти тысяч часов без съема с крыла. На орту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот» двигатель наработал 9 936 часов.
Завершен комплекс работ по внедрению звукопоглощающих конструкций второго поколения (ЗПК-2) на серийных двигателях ПС-90А, что обеспечило самолетам Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300 соответствие требованиям Главы 4 норм ИКАО по шуму.
В конце 2006 года для самолета Ил-96-300 с двигателем ПС-90А получен сертификат № СШ167-Ил-96-300-04 от 27.12.2006 на соответствие Главе 4 норм ИКАО по шуму.
В 2008 году для самолёта Ту-204 с двигателями ПС-90А получен аналогичный сертификат типа по шуму на местности №СШ170-Ту-207/Д01 от 18.07.2008 на соответствие Главы 4 норм ИКАО по шуму.
В 2007 году получено Дополнение к сертификату типа №16Д/Д25 о соответствии авиационного двигателя ПС-90А требованиям по выбросу (эмиссии) нормам 2008 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тяга, кгс:
- взлетный режим (tн< +30°C, Pн > 730 мм рт.ст., H=0) 16 000
- крейсерский режим (Н=11 км, М=0,8) 3 500
Удельный расход топлива (с реальным соплом), кг/кгс ч 0,595
Высота полета, м до 13 100
Температура воздуха у земли для запуска и работы,оС -47…+45
Высотность аэродромов, м До 3 500
Длина двигателя, мм 4 964
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм 1 900
Cухая масса, кг 2950
Поставочная масса, кг 4 160

Источники: www.pmz.ru и др.

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПС-90А2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПС-90А1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПС-90А-76
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПД-35
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПД-14
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ТУ-214
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ТУ-204-300
ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-96-300
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76ТД-90А
АВИАДВИГАТЕЛЬ ОАО
АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ