БУКСИР-ТОЛКАЧ ПРОЕКТА 81
THE PUSHER PROJECT 81

20.08.14 на ОАО «СНСЗ» спущен на воду головной буксир в серии из 6 буксиров проекта 81 для ООО «П.ТрансКо». Судно получило имя «Череповецкий металлург». Закладка головного судна буксиров проекта 81 состоялась 12 марта 2013 г., а сдача судов заказчику запланирована на весну 2015 года.
Буксир-толкач проекта 81 имеет полное водоизмещение 365 тонн, длину 25 м, ширину 10 м, высоту борта на миделе 5,15 м. Буксир предназначен для толкания и кратковременной (аварийной) буксировки барж проекта 82, грузоподъемностью 4300 т., полным водоизмещением около 5200 т. со скоростью 10 узлов. Экипаж судна 7 человек. Автономность 7 суток. Судно спроектировано в соответствии с требованиями к классу Российского Речного Регистра М3.0 (лед 10) А.
На судне установлено уникальное бортовое сцепное устройство типа ARTICOUPLER KVC3545 фирмы Taisei Engineering Consultant Inc. Благодаря винторулевым колонкам буксиры обладают высокой маневренностью и просты и удобны в управлении. Сдача судов заказчику запланирована на 2014 год в строго оговоренные контрактом сроки.
Судно предназначено для толкания и кратковременной (аварийной) буксировки барж проекта 82 грузоподъемностью 4300 тонн.
25 декабря 2014г. на ОАО «СНСЗ» спущен на воду третий буксир в серии из 6 единиц, строящихся предприятием по заказу ООО «П.Транс Ко».
Судно, получившее имя «Сириус», предназначено для толкания и кратковременной (аварийной) буксировки барж проекта 82 грузоподъемностью около 4300 т.

25 февраля 2015г. на ОАО «СНСЗ» спущен на воду четвертый буксир в серии из 6 единиц, строящихся предприятием по заказу ООО «П.Транс Ко». Судно с азимутальным принципом движения, получившее имя ВЕГА.
Наиболее интересной частью буксиров данной серии является патентованное бортовое сцепное устройство типа «Arcticoupler» фирмы «Taisei Engineering Consultant Inc» (Япония). За счет данных автосцепов соединение баржи с буксиром-толкачем может обеспечиваться практически при любой разнице в осадке между судами. Например, при проведении погрузо-разгрузочных работ баржа постепенно погружается в воду (или наоборот – всплывает), поэтому посредством дистанционного управления с мостика буксира производится перевод зуба на соединительном штыре в вышестоящее или нижестоящее приемное гнездо на барже.
При этом баржа и буксир связаны между собой одной осью, и на волнении состав имеет определенную свободу, поэтому уменьшается нагрузка на корпус.
Преимущество данной сцепки состоит в том, что в открытых водоемах, таких, как Ладожское озеро, Онежское озеро или Финский залив не требуется расцеплять состав и переходить на чистую буксировку, а можно продолжать толкание состава барж. Правилами Регистра, в данном случае, это разрешается.
Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в АО «ОСК»,) 27 апреля 2015 года передал заказчику буксиры «Череповецкий металлург» и «Стальной», построенные для нужд сталелитейной и горнодобывающей компании ОАО «Северсталь».
НА ОАО «СНСЗ» СПУЩЕН НА ВОДУ ЧЕТВЕРТЫЙ БУКСИР ПРОЕКТА 81

22 мая 2015 г. на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) спущен на воду последний буксир в серии из шести единиц, строящихся предприятием по заказу ООО «П.Транс Ко» для нужд одной из крупнейших в мире сталелитейных и горнодобывающих компаний «Северсталь».
Последний буксир в серии получил название «Толиман». Не секрет, что сегодня, в связи с большим износом флота на внутренних и смешанных (река-море) сетях, постоянно растущими объемами грузоперевозок и высокой потребностью в грузовых судах, создание буксиров-толкачей и барже-буксирных составов стало актуальной задачей на отечественном рынке. По сути, перевозка грузов водным путем при помощи барже-буксирных составов дешевле, чем перевозка на самоходных грузовых судах. По некоторым данным, потребности отечественного и зарубежного рынков в данного рода судах постоянно растет, и в ближайшее время потребуется от нескольких десятков до сотен подобных составов.
В целом, проработка технического проекта буксира проекта 81 велась совместными усилиями, как со стороны проектанта «Спецсудопроект» и заказчика, так и со стороны завода, в качестве консультанта, на стадии согласований с Регистром. Средне-Невский судостроительный завод предлагал свои конструктивные решения и технологии.
Напомним, что недавно завод передал заказчику буксиры «Череповецкий металлург» и «Стальной». Был спущен на воду пятый буксир – «Альтаир». Буксир «Вега» ближайшее время приступит к ходовым испытаниям, а буксир «Сириус» – будет передан заказчику.
«Это не просто суда, а целая барже-буксирная система, – уточняет генеральный директор завода Владимир Середохо. – В этом году мы сдаем заказчику шесть таких буксиров, и у нас получается уже отработанный проект, строительство которого мы готовы продолжать».

25.05.2015 Средне-Невский судостроительный завод передал заказчику буксир «Сириус». Третье судно в серии, строящейся по проекту 81 для нужд ОАО «Северсталь». Напомним, что ранее завод уже передал заказчику два первых буксира «Череповецкий металлург» и «Стальной». Буксиры «Альтаир» и «Толиман» – спущены на воду. Четвертый буксир «Вега» проходит ходовые испытания. После проведения ходовых испытаний начнется подготовка к передаче судна заказчику.

Средне-Невский судостроительный завод в конце октября 2015 года передал заказчику шестой буксир проекта 81 «Толиман», построенный для нужд ПАО «Северсталь». Таким образом, работы по строительству серии из 6 буксиров-толкачей проекта 81 на сегодняшний день завершены.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина габаритная, м 25
Ширина наибольшая, м 10
Осадка габаритная при полном водоизмещении, м 3,2
Водоизмещение, т 365
Тяговое усилие буксира при эскорте, кН 240
Автономность, сутки 7
Экипаж, чел 7
Главные двигатели, мощность 2x 746 кВт СATERPILLAR C32 (32,1л)
Движители Винто-рулевые колонки Rolls-Royce US 155P12 FP
Класс Регистра †М3.0 (лед 10)А

Специальное оборудование:
Сцепное устройство ARTICOUPLER KVC3545
Откидной буксирный гак номинальным усилием 240 кН

Источники: www.snsz.ru, Пресс-служба ОАО «СНСЗ» и др.

НА ОАО «СНСЗ» СПУЩЕН НА ВОДУ ЧЕТВЕРТЫЙ БУКСИР ПРОЕКТА 81
СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО