БОЛЬШИЕ МОРСКИЕ ОХОТНИКИ ПРОЕКТА 122А
BIG SEA HUNTERS OF PROJECT 122A

Во время войны несли конвойную и дозорную службу, осуществляли артиллерийскую поддержку десантов, постановку мин.
Малые противолодочные корабли проекта 122-А типа «Кронштадт» – противолодочные корабли, являются модификацией проекта 122, который разрабатывался во время Великой Отечественной войны. Эти корабли, дополнившие флот малых охотников, предназначались для несения патрульной и охранной службы.

Корабли этого проекта строились в СССР с 1940 по 1946 годы. В 1940-1943 годах строилась I серия проекта (на заводе № 340), а в 1942–1946 годах II серия (на заводе № 402 и заводе № 199). Всего было построено 38 кораблей этой модификации.
В 1939-1940 гг. на заводе №340 для Морпогранохраны заложено 4 ед. по пр. 122 (ОХТ-1 – ОХТ-4, позже переименованные в “Топаз”, “Янтарь”, “Алмаз” и “Яхонт”). “Топаз” и “Янтарь” вошли в строй в 1941 г. “Топаз” погиб 28.8.1941 во время Таллинского перехода. “Алмаз” и “Яхонт” в 1941 г. переименованы в “Артиллерист” и “Минер” (позже БО-101 и БО-102) и достраивались по пр. 122а с усиленным противолодочным вооружением.
Остальные катера строились для ВМФ по пр. 122а. В 1940 г. начата постройка 8 ед. на з-де №340 в Зеленодольске (БО-103 – БО-110) и 4 ед. на з-де №300 в Киеве (не успели получить названий, уничтожены на стапелях в 1941 г.); в 1941-1942 гг. заложили 16 ед. на з-де №402 в Молотовске (БО-131 – БО-146); в 1944- 1945 гг. – еще 6 ед. на з-де №199 в Комсомольске-на-Амуре (БО-122 – БО-127). При строительстве катеров на з-де №402 вместо сварки использовалась клепка, что вызвало увеличение водоизмещения и длины, снижение скорости хода до 18 уз. (кратковременно – до 22,4 уз.); кроме того, они вступали в строй с измененным составом вооружения.
БО-101 – БО-106 вступили в строй в 1941-1944 гг. и вошли в состав КВФ, а с 30.6.1944 – в состав ЧФ. БО-107 с 4.7.1943 входил в состав ОВФ, с 16.7.1944 – в состав ЧФ.
БО-108 – БО-110 вступили в строй в 1945 г. и вошли в состав КВФ.
БО-131 – БО-142 вступили в строй в 1944-1944 гг. и вошли в состав СФ. Боевых потерь не имели. Еще 17 ед. достроено после войны.
За время Великой Отечественной войны по кораблестроительной программе передано флоту 8 кораблей больших охотников проекта 122А, построенных на заводе №402 (сегодня ПО «Севмаш»).

Во время войны выполняли задачи по обеспечению воинских и народнохозяйственных перевозок, несли конвойную и дозорную службу, осуществляли артиллерийскую поддержку десантов, постановку мин.

СЕРИЯ:
I серия:
• ОХТ-1 “Топаз” 1939 / 1940 / 1.1941
• ОХТ-2 “Янтарь” 1939 / 1940 / 1.1941
• БО-101 “Артиллерист” (быв. “Алмаз”) 1939 / 21.4.1940 / 11.1941
• БО-102 “Минёр” (быв. “Яхонт”) 1939 / 1940 / 11.1941
• БО-103 “Торпедист” 1939 / 1940 / 6.1942
• БО-104 “Зенитчик” 1939 / 1941 / 9.1942
• БО-105 “Боцман” 1940 / 1941 / 9.1942
• БО-106 “Дальномерщик” 10.1941 / 27.4.1942 / 11.1942
• БО-107 “Марсовый” 1940 / 1941 / 7.1943
• БО-108 “Прожекторист” 1940 / 1941 / 1.1945
• БО-109 “Наводчик” 1940 / 1941 / 8.1945
• БО-110 “Огнемётчик” 1940 / 1941 / 8.1945
II серия:
• БО-131 “Штурман” 10.1941 / 25.9.1943 / 4.1944
• БО-132 “Кировец” (быв. “Рулевой”) 10.1941 / 5.10.1943 / 6.1944
• БО-133 “Механик” 10.1941 / 20.5.1944 / 6.1944
• БО-134 “Машинист” 10.1941 / 26.5.1944 / 6.1944
• БО-135 “Моторист” 1942 / 19.8.1944 / 11.1944
• БО-136 “Турбинист” 1942 / 19.8.1944 / 11.1944
• БО-137 “Электрик” 1942 / 30.9.1944 / 11.1944
• БО-138 “Трюмный” 1942 / 28.9.1944 / 11.1944
• БО-139 “Инженер” 2.1944 / 18.5.1945 / 6.1945
• БО-140 “Кочегар” 2.1944 / 21.5.1945 / 7.1945
• БО-141 “Лётчик” 1.1944 / 10.1.1945 / 6.1945
• БО-142 “Пилот” 12.1943 / 15.1.1945 / 6.1945

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
• стандартное 218 тонн,
• полное 235 тонн
Длина наибольшая 50,3 метра
Длина по КВЛ 47 метров
Ширина наибольшая 5,75 метра
Ширина по КВЛ 5,4 метра
Высота борта на миделе3,4 метра
Высота борта у форштевня 4,2 метра
Высота борта у транца 3,5 метра
Осадка по корпусу 1,89 метра
Силовая установка 3 дизеля «Дженерал Моторс» по 1200 л.с., 3 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая система 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт, постоянный ток 220 В
Скорость хода
• полная 21 узел,
• экономическая 12 узлов
Дальность плавания 1200 миль при 12 узлах
Мореходность6-7 баллов
Автономность 7 суток
Экипаж 41 человек (5 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
• 1х1 85-мм универсальное орудие 90-К,
• 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК
Противолодочное
• 2 бомбосбрасывателя,
• 16 бомб ББ-1 и 40 бомб БМ-1
Противоминное 1 размагничивающее устройство РУ
Гидроакустическое 1 ГАС «Тамир-3″
Радиотехническое
• 1 радиопередатчик «Бриз»,
• 1 радиоприёмник «Вихрь»,
• 1 радиостанция «Рейд-И»
Навигационное
• 2 127-мм магнитных компаса ГУ,
• лаг ГО-3,
• 1 радиопеленгатор «Градус-К»
Химическое дымаппаратура ДА-3 или 10 дымовых шашек МДШ

Источники:
• корабелыпобеды.рф
• https://war-book.ru/bolshie-ohotniki-tipa-artillerist-pr/

БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ ОХОТНИК ПРОЕКТА 122
ГИДРОЛОКАТОР «ТАМИР-1»
СЕВМАШ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
МАЛЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОРВЕТЫ, МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ, КАТЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ