БРОНЕКАТЕР ПРОЕКТА 1124
ARMORED BOAT OF PROJECT 1124

12 ноября 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание (ТЗ) на создание двух типов бронекатеров. Большой бронекатер, предназначавшийся для Амура, предполагали вооружить двумя 76-мм пушками в двух башнях, а малый бронекатер — одной 76-мм пушкой в одной башне. Также на бронекатера планировали установить две малые башни с 7,62-мм пулемётами. Осадка большого бронекатера должна была быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Катера должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке на платформе.
22 июня 1932 года техническое задание (ТЗ) выдано проектировщику «Ленречсудопроект». Для бронекатеров выбраны башни и пушки танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.
В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» закончил проектирование катеров. Большой бронекатер назван «проект 1124»; малый — «проект 1125». Эти катера схожи по конструкции. Главный конструктор проектов 1124 и 1125 — Ю.Ю Бенуа.

Бронекатера пр. 1124 первой серии имели: водоизмещение 41,7 т; длину наибольшую 25,3 м; длину по ватерлинии 25 м; ширину по привальным брусьям 3,74 м; ширину по ватерлинии 3,6 м; осадку 0,75 м. 2 мотора ГАМ-34БП мощностью обоих 1440 л.с (при 1770 об/мин) обеспечивали скорость 22 узла (при дальности 520 км). Запас спиртово-бензиновой смеси для двигателей 4200 кг (на 12,2 часа хода), запуск на грозненском бензине 1 сорта. Вооружение: две 76-мм пушки и 2 спаренных 7,62-мм пулемета ДТ в двух башнях от танков Т-28. Кроме этого — 1 ДТ в башенке ПБ-3 на рубке. Противопульное бронирование — борта 7 мм: палубы 4 мм; рубки и крыши 7 и 4 мм.
Большой и малый бронекатера проектов 1124 и 1125 близки по конструкции, в основном различаясь количеством орудийных башен — 2 и 1, количеством главных двигателей — 2 и 1 и немного размерами.
Задание на «амурский» бронекатер (проект 1124) в 1932 году: водоизмещением 47,3 т; длиной 25,3 м; шириной 4,06 м; осадкой 0,7 м; высота борта 1,9 м; дальность экономическим ходом (11 узлов) 500 морских миль (926 километров). Для снижения осадки корпусу придать полноту, обеспеченную бортами с прямыми стенками с небольшими радиусами закруглений у скул, плоским днищем и, в корме, открытыми тоннелями гребных валов. Скорость полного хода 21,6 узлов (40 км в час). Для бронирования жизненно важных частей применялась 8-мм броня (позже у бензиновой цистерны толщину брони довели до 14 мм), палубы — 4, орудийных башен — 20, пулеметных — 7—8 мм. Неброневую часть корпуса планировали сваривать, броневую — склёпывать (в Великой Отечественной полностью перешли на сварку).
Плоскодонный корпус с поперечным набором девятью водонепроницаемыми переборками разделялся на 10 отсеков, между ними в переборках устанавливали люки. Конструкция корпуса смешанная: бронированная часть клёпаная, небронированная — сварная. Сварные детали соединены встык. К броне набор приклепывался, к обшивке вне цитадели — приваривался. В средине корпуса бронированная цитадель, в которой подбашенные отсеки, моторное отделение, топливные баки и радиорубка. В районе топливного отсека броня двойной толщины — склепывали 2 бронелиста. Бронированные и палубный настил и бортовая обшивка цитадели, опускаясь на 200 мм ниже уровня ватерлинии. Так броня участвовала общей прочности корпуса.
Для уменьшения веса корпуса уменьшением площади бортовой обшивки, уменьшения метацентрической высоты и хорошей остойчивости, палуба в корме с уступом — опущена на 0,5 м. Кроме того, первоначально похожий уступ и в носу. Но это не обеспечивало мореходность и позже от носового уступа отказались.
Так как катера предназначены для рек в видимости берега, то средства управления минимальны — штурвал, машинный телеграф и шлюпочный компас; на катерах для озер и прибрежных районов морей за рубкой планировали установить 127-мм компас на нактоузе, иногда и сзади рубки — ходовой мостик. Ещё при проектировании встала проблема снижения силуэта катера и палубу опустили в рубке на 0,5 м, моряки в рубке на платформе над бензоцистерной в 4 т. Для уменьшения возможности взрыва бензиновых паров по идее инженера Шатеринкова внедрили систему противопожарной защиты — отработанные газы охлаждали в конденсаторе и подавали в цистерну из нескольких отсеков, после чего они удалялись за борт. Для снижения шума подводный использовался выхлоп. За всю войну не произошло ни одного взрыва бензоцистерн. Высоту жилых помещений вынужденно уменьшили — всего 1,55 м, вентиляция естественная. Они с водяным отоплением и элементарными удобствами и с естественным освещением через иллюминаторы. Рубка с переговорными трубами и машинным телеграфом.

На первых сериях бронекатеров проектов 1124 и 1125 12-цилиндровые V-образные реверсивные бензиновые двигатели ГАМ-34БП или ГАМ-34БС, созданные из авиамоторов АМ-34 Микулина. Моторы ГАМ-34, такие же на торпедных катерах типа Г-5, охлаждались по замкнутому циклу: в водомасляные радиаторы охлаждения забортная вода поступала самотеком. Моторное отделение с углекислотной системой пожаротушения.
Первоначально на бронекатера пр. 1124 планировали вооружение: два 76-мм танковых орудия ПС-3 длиной 16,5 калибров и 7,62-мм пулемёт Максима в башне на рубке. При постройке катеров пулемётные башни модернизировали, установив пулеметы ДТ для стрельбы по наземным и воздушным целям. В каждой башенке ПБК-5 по 2 амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками, пулемет вставлялся в гнезда шаровой опоры одной из амбразур. Но 7,62-мм пулеметы неэффективны при стрельбе по самолетам, поэтому в 1940 году их планировали заменить крупнокалиберными ДШК в двуствольных башнях ДШКМ-2Б конструкции Лещинского (толщина брони 10 мм). Башни ДШКМ-2Б делали круглыми (их модификацию ДШКМ-2БУ — шестигранными), наводили на цель через оптический прицел ШБ-1 с кольцевой сеткой, боекомплект 6 магазинов по 30 патронов на пулемет. Угол обстрела носового орудия до 300°, кормового — до 330° при возвышении 75 — 85°.
В 1933 или 1934 году Зеленодольскому заводу № 340 им. Горького заказаны речные бронекатера проектов 1124 и 1125; за 10 лет их построено 154 единицы.
В начале апреля 1937 года Зеленодольский завод сдал 28 катеров пр. 1124. Они пошли в Амурскую флотилию.
Бронекатер БК-433 серии 1124 (класс река – море) был заложен на заводе № 638 им. Сталина на основании решения Государственного Комитета Обороны от 26 октября 1942 г. Коллективом завода сдан во втором полугодии 1943 г. Катер был предназначен для высадки морского десанта и его огневой поддержки артиллерийским и пулеметным огнем, с него выполнялась установка дымовых завес и постановка минных заграждений.
Личный состав принял бронекатер 10 октября 1943 года в составе бригады бронекатеров Азовской военной флотилии. Ввиду сложной обстановки на фронте и необходимостью скорейшей отправки бронекатера на Волжскую военную флотилию, ни учебных задач, ни практических стрельб (если не считать ходовых испытаний) личный состав катера не проработал. Бронекатер прямо из стапелей вышел на первое боевое задание.

Приказом командующего Волжской военной флотилии от 17 апреля 1943 г. первым командиром бронекатера был назначен лейтенант Фомин Дмитрий Иванович. В ноябре – декабре 1943 г. бронекатер получил боевое крещение в ходе Керченско-Эльтингенской десантной операции. Неоднократно прорываясь через огонь фашистских батарей, он высадил на берег 570 десантников и перевез 20 тонн боеприпасов. В боях с кораблями противника экипаж лейтенанта Д.И. Фомина артиллерийским огнем потопил две быстроходные десантные баржи. В этой операции особенно отличились пулеметчик краснофлотец Лебедь, комендор носовой баши краснофлотец Циб, главный старшина мотористов Сафронов.
За годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. БК-433 участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10-11.12.1943 г., в боях на Азовском море, затем в Белградской 28.9-20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 г.-13.2.1945 г. и Венской 16.3-15.3.1945 г. наступательных операциях.
3 июня 1945 г. бронекатер БК-433 участвовал в параде Победы в г. Вена в составе кораблей Дунайской военной флотилии.
С окончанием войны корабли Дунайской военной флотилии продолжали траление и ограждение фарватера на Дунае и несли дозорную службу. В конце 1945 г. после расформирования бригады речных катеров БК-433 входил в состав кораблей резерва в Измаиле, впоследствии находился на консервации.
Историко-архивный поиск, проводившийся сотрудниками музея, позволил установить, что 10 октября 1965 г. БК-433 вошел в состав дивизии речных кораблей Амурской военной флотилии Краснознаменного Тихоокеанского флота (ТОФ). А в 1971 г. этот бронекатер был исключен из списков Амурской военной флотилии ТОФ и находился в г. Благовещенске.
В 1972 г. ветераны ВМФ обратились к Главкому ВМФ с просьбой о передаче бронекатеров в качестве исторических памятников музеям. Распоряжением Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова от 7 июля 1979 г. бронекатер БК-433 был передан с Краснознаменного Тихоокеанского флота в Центральный музей Вооруженных Сил СССР.
Боевой корабль бережно сохраняется для будущих поколений. В течение двух лет с октября 2014 г. по октябрь 2016 г. на бронекатере были проведены ремонтно-реставрационные работы. Находясь на смотровой площадке музея, отреставрированный бронекатер является напоминанием подвига членов экипажа бронекатера БК-433 в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Место постройки г. Усть-Ижора, Зеленодольск, Сталинград и Астрахань.
Автор проекта Речсудопроект г. Ленинград Ю.Ю. Бенуа
Тип судна артиллерийский бронированный катер со стальным корпусом
Район эксплуатации реки и озера
Водоизмещение стандартное 44,20 т
Водоизмещение полное 49,70 т
Длина 25, 30м
Ширина 4,04 м
Высота борта 1,90 м
Осадка 0,85 м
Экипаж 17 человек

ВООРУЖЕНИЕ

• Навигационное вооружение Шлюпочный, на некоторых и 127-мм компасы
• Радиоэлектронное вооружение радиостанция «Ёрш»
• Ракетное По одной ПУ 82-мм или 132-мм РС на некоторых бронекатерах; 1-4 7,62-мм пулемета ДТ или 1-3 ДТ и от 1 до 2 (спаренные) 12,7-мм пулемёт/ов ДШК
• Артиллерия 2 (на катерах с ПУ РС 1) пушки КТ-28 или Л-10 или Лендера или Ф-34
• Минно-торпедное вооружение до 8 морских мин заграждения

Источники: корабелыпобеды.рф, ru.wikipedia.org, russrivership.ru/ и др.

АСТРАХАНСКОЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОРВЕТЫ, МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ, КАТЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ