НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ

СУДНО «ПИОНЕР-М» ПРОЕКТА 25700

RESEARCH VESSEL «PIONEER-M» PROJECT 25700

21.05.2019
НА СРЕДНЕ-НЕВСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ЗАЛОЖЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО

21 мая 2019 года на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в ОСК) состоялась торжественная церемония закладки научно-исследовательского судна «Пионер-М» проекта 25700. Строительство будет развернуто на производственных площадках трёх предприятий.
Средне-Невский судостроительный завод выполнит работы по формированию композитного корпуса. Совместно с специалистами крымского предприятия «Судокомпозит» будет создана надстройка. Филиал Центра судоремонта «Звёздочка» – Севастопольский морской завод (Входит в ОСК) осуществит работы по финальному монтажу, сборке и достройке судна.
«Пионер-М» будет представлять из себя маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом, выполненным из композитных материалов. Судно строится для выполнения широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах Черного моря, в том числе океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных работ. С таким широким спектром задач «Пионер-М» сможет справляться благодаря реализации на судне модульной системы научных лабораторий контейнерного типа, используемых поочередно. НИС «Пионер-М» станет первым в РФ судном, на котором будут отрабатываться технологии «безэкипажного» судовождения (БЭС). Проект предполагает круглогодичную эксплуатацию судна в акваториях Черного и Азовского морей, с удалением от места убежища до 20 морских миль.
Разработка проекта «Пионер-М» велась учёными Севастопольского государственного университета на базовой кафедре «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», созданной ЦКБ «Коралл». В проекте применена инновационная методология проектирования, основанная на идеологии жизненного цикла судна. Проект разрабатывался при поддержке Министерства образования и науки РФ.
В проекте научно-исследовательского судна «Пионер-М» Центр компетенций Национальной технологической инициативы СПбПУ «Новые производственные технологии» реализует новый подход в проектировании – создание цифрового двойника корпуса судна. Данная методология позволит сократить сроки проектирования и осуществлять мониторинг корпуса судна на этапе эксплуатации.
Стоит также отметить, что СНСЗ является участником проектного консорциума Центра НТИ СПбПУ, который объединяет лидеров науки, образования и промышленности с целью развития и трансфера технологий, разрабатываемых Центром, в их числе: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы (композиционные материалы, наноматериалы, метаматериалы, металлопорошки для аддитивного производства), аддитивные технологии, Smart-Manufacturing и гибридные производственные технологии.
Пресс-служба АО «СНСЗ»

24.09.2021
НА СНСЗ СПУСТИЛИ НА ВОДУ ИННОВАЦИОННОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ПИОНЕР-М»

На Средне-Невском судостроительном заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) состоялась церемония спуска на воду инновационного научно-исследовательского судна «Пионер-М», на котором будет применяться технология безэкипажного судовождения.
В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, генеральный директор ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор АО «СНСЗ» Владимир Середохо. Крестной матерью судна стала генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.
«Пионер-М» строится для Севастопольского государственного университета и представляет собой маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. НИС «Пионер-М» будет обладать технологиями «безэкипажного» судовождения благодаря интегрированной системе управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями. Планируется круглогодичная эксплуатация судна в акваториях Черного и Азовского морей.
После спуска на воду специалисты завода продолжат работы по достройке судна, выполнят насыщение системами и механизмами, внутренние отделочные и электромонтажные работы.
«Спуск на воду научно-исследовательского судна «Пионер-М» – знаковое событие Года науки и технологий, объявленного Президентом России Владимиром Путиным. Это уникальный корабль с технологией безэкипажного судовождения. Его проект разрабатывали студенты из семи вузов страны – Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока. Поддержка талантливых ребят и молодых ученых – наша приоритетная задача. Сам проект корабля наглядный пример кооперации высшего образования, науки и промышленности. Для Правительства России такая связка принципиально важна», – сказал Дмитрий Чернышенко.
«Судостроители Средне-Невского судостроительного завода освоили строительство кораблей и судов из четырех видов материалов. Это судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы, российские композиционные материалы. Предприятие также активно использует современную технологию вакуумной инфузии при изготовлении конструкций из композитных материалов», – отметил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
«Пионер-М» станет первым в России судном, на котором будут отрабатываться технологии безэкипажного судовождения. Мы видим его в ближайшем будущем «беспилотным автомобилем» на воде, – сказал глава ОСК Алексей Рахманов. – Корпорация шаг за шагом внедряет автоматизированные системы, появление которых все больше приближает нас к эре беспилотного судовождения. А это не только минимизация издержек при строительстве судов, удешевление перевозок, но и снижение экологической нагрузки на акватории рек и морей».
Проект реализован при поддержке Минобрнауки России и АСИ, стратегическим партнером выступил Центр судоремонта «Звездочка». При этом «Пионер-М» – первый федеральный проект по созданию НИС с участием талантливых студентов страны. В рамках конкурса студенческих инициатив на базе Севастопольского государственного университета команды ведущих кораблестроительных вузов страны предлагали идеи корабля, призванного определить будущее судостроения в Российской Федерации. В результате, межвузовская студенческая команда под руководством преподавателей и наставников из ОСК создала концепт НИС «Пионер-М».
Также на СНСЗ гостям мероприятия показали производство двух теплоходов «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев». Они позволят сохранить транспортную доступность населённых пунктов Красноярского края. Планируется, что судна будут курсировать по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск.

Научно-исследовательское судно «Пионер-М»:
Длина, м – 25,7
Ширина не более, м – 9,04
Осадка не более, м – 1,5
Водоизмещение, т – 114
Скорость максимальная, узл. – 10
Мощность ГД, кВт – 246х2
Мореходность: максимальная высота волны, м – 3,5
Автономность, сут. – 5
Дальность плавания, миль – 500
Экипаж, чел. – 4
Доп. персонал, чел. – 12
Класс судна – специальное, КМ⍟R3-RSN
Пресс-служба АО «СНСЗ»


НА СНСЗ СПУСТИЛИ НА ВОДУ ИННОВАЦИОННОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ПИОНЕР-М»

18.08.2022
СНСЗ ЗАВЕРШИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО НИС «ПИОНЕР-М»

Научно-исследовательское судно «Пионер-М» (НИС), построенное на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации),после подписания приемного акта вышлоиз Санкт-Петербурга к месту постоянного базирования – в Севастополь.
Переход завершится в первой половине сентября, после чего судно будет расконсервировано и выйдет в первые эксплуатационные рейсы.
Переход будет осуществляться по внутренним водным путям Российской Федерации. Протяженность маршрута составит около 1500 морских миль (2778 км). Судну предстоит пройти 27 шлюзов Волго-Балтийского и Волго-Донского водных путей. С учетом преодоления системы шлюзования расчетная длительность перехода составит 21 сутки.
Маршрут пролегает через города: Череповец — Рыбинск — Ярославль — Кострома — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Ульяновск — Тольятти — Самара — Саратов — Камышин — Волгоград — Волгодонск — Ростов-на-Дону — Азов — Керчь — Севастополь.
«Пионер-М» построен для Севастопольского государственного университета и представляет собой маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. В концепции НИС «Пионер-М» заложена технология безэкипажного судовождения (БЭС) благодаря интегрированной системе управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями.
Судно «Пионер-М» входит в состав научно-исследовательского комплекса (НИК), который предназначен для подготовки молодых специалистов по программам «Системы объектов морской инфраструктуры», «Проектирование судов с БЭС» и «Оператор систем управления безэкипажного судна». Также НИС будет использоваться для проведения учебно-методических мероприятий при подготовке инженеров-кораблестроителей, инженеров-механиков и электромехаников, специалистов по системотехнике, специалистов по системам управления, инженеров-исследователей в области океанографии, специалистов гидрографов, специалистов по проведению подводно-технических работ, судоводителей, штурманов, специалистов по морским исследованиям (археологов, биологов, геологов, экологов и т.д.).
Применение НИС «Пионер-М» возможно в режиме гидробиологических работ; океанографических работ; водолазных работ; отработки алгоритмов БЭС.
Для реализации этих целей на судне могут устанавливаться различные варианты мобильных научно-исследовательских лабораторий в зависимости от целей экспедиции. Планируется круглогодичная эксплуатация судна в акваториях Черного и Азовского морей.
Проект реализован при поддержке Минобрнауки России и Агентства стратегических инициатив, стратегическим партнером выступил Центр судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК). При этом «Пионер-М» – первый федеральный проект по созданию НИС с участием талантливых студентов страны. В рамках конкурса студенческих инициатив на базе Севастопольского государственного университета команды ведущих кораблестроительных вузов страны предлагали идеи корабля, призванного определить будущее судостроения в Российской Федерации. В результате межвузовская студенческая команда под руководством преподавателей и наставников из ОСК создала концепт НИС «Пионер-М».
Пресс-служба АО «СНСЗ»

СНСЗ ЗАВЕРШИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО НИС «ПИОНЕР-М»>

13.09.2022

Научно-исследовательское судно, построенное на СНСЗ (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) для отработки технологий безэкипажного судовождения, примет участие в исследованиях Черного моря.
Научно-исследовательское судно «Пионер-М» закончило переход от Средне-Невского судостроительного завода к месту приемки на «Севастопольский морской завод» (филиал Центр Судоремонта «Звездочка»). Специалисты АО «ОСК-Технологии» и СНСЗ в настоящее время ведут работы по расконсервации судна для передачи его заказчику – Севастопольскому государственному университету.
Проектирование «Пионер-М» началось в 2017 году. В сентябре 2021 года судно было спущено на воду, а в конце августа 2022 начался переход Санкт-Петербурга в Севастополь. Это первое построенное в России судно, на котором будут отрабатываться технологии безэкипажного судовождения, начиная от дистанционного управления и заканчивая полностью автономным управлением. В течение следующего года «ОСК-Технологии» дополнительно разработает и установит на судно ряд систем, позволяющих НИС перейти в разряд безэкипажного судна.
В реализации проекта принимал участие ряд предприятий и центров продуктовой специализации Группы ОСК. Головным исполнителем проекта выступило АО «ОСК-Технологии» (также разработчик и поставщик системы управления и оборудования навигации и радиосвязи для судна), в разработке проекта принимали участие АО «ЦКБ «Коралл», АО «ЦМКБ «Алмаз», «ОСК Интерьер», АО «НИПТБ «Онега».
Постройка судна велась силами предприятий АО «ОСК»: завод-строитель – АО «СНСЗ», изготовление винто-рулевого движительного комплекса – ООО «ЦПС «ОСК Движение» (НПО «Винт»), электромонтажные работы проводило АО «СПО «Арктика».
АО «ЦС «Звездочка» выступило индустриальным партнером. АО «Севморзавод» предоставило территорию для проведения расконсервации и проведения сдачи-приемки судна Заказчику.
НИС «Пионер-М» – судно катамаранного типа с корпусом из композитных материалов, предназначенное для подготовки специалистов по программам «Системы объектов морской инфраструктуры», «Проектирование судов с БЭС» и «Оператор систем управления безэкипажного судна», а также проведения научно-исследовательской деятельности в прибрежных районах Чёрного моря.
Объединенная судостроительная корпорация


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ

СУДНО «ПИОНЕР-М» ПРОЕКТА 25700

Судно «Пионер-М» предназначено для океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических исследований и водолазных работ. Проект предполагает круглогодичную эксплуатацию судна в акваториях Черного и Азовского морей, с удалением от места убежища до 50 морских миль.
Разработка проекта «Пионер-М» велась учёными Севастопольского государственного университета на базовой кафедре «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», созданной ЦКБ «Коралл». В проекте применена инновационная методология проектирования, основанная на идеологии жизненного цикла судна. Особенностями НИС «Пионер-М» станут внедрение режима безэкипажного управления движением и использование гибридной энергетической установки. Проект разрабатывался при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 72 – 82 т.
Длина – 25,7 м
Ширина- 9 м
Высота борта – 3,1 м
Осадка – 1,5 м
Скорость – 10 уз
Дальность – 500 миль
Автономность – 6 сут.
Мореходность – 3,5 балла.

Источники: ОСК, СНСЗ

СНСЗ ЗАВЕРШИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО НИС «ПИОНЕР-М»>
НА СНСЗ СПУСТИЛИ НА ВОДУ ИННОВАЦИОННОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ПИОНЕР-М»
СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД
ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОРАБЛИ, ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ СУДА
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА, ЛЕДОКОЛЫ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ