БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА «ОБЪЕКТ 781″

ARMORED COMBAT VEHICLE «OBJECT 781″

Разработка нового типа машины была поручена конструкторскому бюро ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода. Работами руководил главный конструктор В.Л. Вершинский. Проектные работы стартовали в 1986 году.
Толчком к началу работ по перспективной тематике стал первый опыт боев в Афганистане. Войскам требовалась новая бронемашина с высоким уровнем защиты, вооруженная пушками, пулеметами и ракетами, способная поражать живую силу и технику в различных условиях. Челябинские инженеры учли требования военных и решили создать сразу два варианта «горного танка», отличающиеся разным набором вооружения.
Вооружение боевой машины разрабатывало Тульское Конструкторское бюро приборостроения под руководством А.Г. Шипунова. Общую компоновку и испытание опытных образцов выполнял 38 НИИИ БТ. Одним из разработанных вариантов была боевая машина поддержки танков «Объект 781» (иногда именуется как «Объект 781 вариант А», «Объект 781 сборки 6»). Параллельно с ней разрабатывался и другой вариант: «Объект 782». Обе машины должны были использовать одинаковое шасси. Основой для последнего стал танк Т-72Б, в конструкцию которого внесли заметные изменения.

Главным отличием шасси первых БМПТ от базового Т-72Б стал более высокий корпус. Для размещения вооружения, боекомплекта и экипажа корпус танка получил новую лобовую часть с иными углами расположения броневых листов и крупные высокие надгусеничные полки. Кроме того, была заметно поднята крыша корпуса. Уровень защиты корпуса остался прежним: лобовая проекция выдерживала попадание артиллерийских снарядов, а борта и крыша защищали экипаж от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберных пушек.
Шасси «горных танков» изготавливались из агрегатов серийных Т-72Б, что должно было сказаться на их силовой установке и ходовой части. Доработанное шасси, по-видимому, оснащалось дизельным двигателем В-84-1 мощностью 840 л.с. Ходовая часть на каждом борту имела в своем составе по шесть опорных катков с торсионной подвеской, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, а также три поддерживающих ролика.

Экипаж машины составлял 7 человек. В передней части корпуса размещались места для механика-водителя и двух гранатомётчиков. В средней части находилось боевое отделение с местами для наводчика и командира машины. Для прикрытия машины с флангов по бортам корпуса устанавливались места для двух пулемётчиков. Теоретически два гранатомётчика имели возможность спешивания с машины, однако на практике эта функция была сложно реализуемой. Для реализации всех поставленных задач, корпус машины был существенно изменён. На ходовой частью были сконструированы герметичные отсеки, для размещения в них гранатомётов.

На крыше корпуса объекта 781 устанавливались два независимых боевых модуля. В каждом модуле размещалась 30-мм малокалиберная автоматическая пушка 2А72, способная бороться с укрытыми целями, и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект составлял 1100 выстрелов калибра 30-мм, 2000 патронов к каждому пулемёту и по 300 выстрелов для каждого 40-мм автоматического гранатомёта. На правом боевом модуле дополнительно устанавливались 6 пусковых установок с ПТУР«Конкурс-М» или «Корнет». В дополнение к модулям, на корпусе боевой машины устанавливались две курсовые автономные установки с 7,62-мм пулемётами ПКТ и 40-мм автоматическими гранатомётами «Балкан», позволявшими уничтожать живую силу противника, представляющую опасность для танковых подразделений. Кроме того устанавливалась одна независимая установка в 7,62-мм пулемтом ПКТ. Машина обеспечивала ведение огня одновременно по шести целям.

Объект 782 имел более скромное вооружение, хотя не менее серьёзное: 100-мм пушку и спаренную с ней 30-мм орудие, 5 пулемётов ПКТ и два автоматических гранатомёта. Многих может ввести в заблуждение башня от БМП-3, и многие могут подумать что это маразм ставить на танк башню с противопульной бронёй. На самом деле это не так. Башня, на башню БМП-3, похожа только внешне.
В 1987 году были изготовлены два опытных образца машины. Совместно с «Объектом 782» машина проходила испытания в Чебаркульском учебном центре. По результатам испытаний для дальнейшей работы был выбран вариант «Объект 781». Объект 782, просто, не удовлетворил требования заказчика, и был отклонён. А вот на вооружение должен был быть принят Объекту 781. Однако наступил 1991 год и с развалом Советского Союза все работы по «Объекту 781» были прекращены.

В сборочном цехе Уралвагонзавода на финишный этап вышли работы по восстановлению «объекта 781» – первой советской опытной боевой машины поддержки танков, разработанной в середине 80-годов ХХ века в КБ Челябинского тракторного завода (входит в корпорацию УВЗ).
После реконструкции машина займет свое место в экспозиции Музея Танкпрома, который корпорация УВЗ планирует открыть в Нижнем Тагиле в 2020 году.
БМПТ, созданная на базе танка Т-72, поступила в Нижний Тагил со значительными повреждениями и частично разукомплектованной. Это связано с тем, что на протяжении десятилетий на ней, как на опытном изделии, челябинские специалисты проводили различные испытания. Учитывая, что «объект 781» был создан в 1988 году и никогда не производился серийно, перед уралвагонзаводцами стояла непростая задача по реставрации машины.
На первом этапе специалисты КБ механизации и автоматизации производства головного предприятия корпорации УВЗ провели большую работу по восстановлению чертежей машины. Сейчас по ним идет воссоздание внешнего облика изделия. Основная задача по «оживлению» будущего экспоната лежит на сборочном цехе Уралвагонзавода, где непосредственно устанавливают недостающие узлы и детали, и на экспериментальном цехе, где производят эксклюзивные запчасти для «объекта 781».
«На данном изделии совмещены образцы вооружения, прицелов и оборудования танка Т-72 и БМП. На Уралвагонзаводе есть возможность восстановить или изыскать только серийное танковое оборудование, а оборудование боевых машин пехоты приходится изготавливать в единичном экземпляре, индивидуально», – отметил Дмитрий Вахрушев, мастер сборочного цеха Уралвагонзавода.
Сейчас работы вышли на завершающий этап. Реконструкция «объекта 781» должна закончиться в начале 2017 года.
В Выставочном комплексе Уралвагонзавода подчеркивают, что очень заинтересованы в этой машине. «Объект 781» существует всего в двух экземплярах, один из которых находится в музее БТТ на Кубинке, а второй сейчас – на Уралвагонзаводе. Челябинский прототип БМПТ по своей задаче – противостоять пехоте, вертолетам и легкобронированной технике, представляющей угрозу для танков на поле боя – схож с тем, что сейчас производят на Уралвагонзаводе, однако по компоновке и комплектации составных частей – принципиально с ним расходится. Отличия касаются, в том числе, и системы вооружения: на «объекте 781» два независимых боевых модуля. Экипаж – 7 человек.
«Объект будет экспонироваться в музее «Танкпрома», который на данный момент создается в корпорации УВЗ. Это первая ласточка от наших предприятий – машина, которая изготавливалась не на УВЗ, но с использованием нашей танковой базы Т-72Б», – подчеркнул директор Выставочного комплекса Алла Пислегина.

Источники: Маральский А. Судьба Терминатора // «Арсенал. Военно-промышленное обозрение.» : Журнал. — Издательский дом А4, 2012. — № 1. — С. 28—39., К истории создания БМПТ // «Арсенал отечества» : Журнал / В. И. Мураховский. — 2012. — № 2. — С. 69—72, topwar.ru, alternathistory.com, ЦАМТО и др.

БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ БМПТ «ТЕРМИНАТОР» И «ТЕРМИНАТОР-2″
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД