МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА
MUSEUM OF THE WORLD OCEAN

25.11.2018

Процесс передачи в дар от Роскомоса Минобороны РФ последнего сохранившегося судна «звездной флотилии», обеспечивавшей прием телеметрической информации и управление космическими аппаратами, может завершиться к январю 2019 года. Об этом сообщил журналистам в пятницу на церемонии 40-летия подъема на корабле вымпела Академии наук СССР замкомандующего Балтийским флотом вице-адмирал Сергей Елисеев.
«Ожидаем в ближайшее время приказ директора департамента имущественных отношений Министерства обороны [о приеме судна в дар], далее оформляем дарственную и комиссия от Роскосмоса, АО «Измерительная техника» и Балтийского флота осуществляет прием – передачу. <...> Я думаю, что даже до 1 января 2019 года юридический процесс [передачи] должен завершиться», – сказал Елисеев.
Вице-адмирал сообщил, что в течение прошедших двух месяцев была проведена полная инвентаризация судна, определено состояние оборудования судна и его возможное дальнейшее использование. После завершения юридического процесса судно будет закреплено за Балтийским флотом, но останется у пирса Музея Мирового океана в Калининграде, где находится в настоящее время. По словам Елисеева, для судна будет сформирован экипаж, проведены необходимы работы по обеспечению жизнеспособности судна, решены вопросы формирования на его борту выставочной экспозицией. Планируется обеспечения возможности пребывания на судне кадетов или курсантов военно-морских училищ.
«В первую очередь нужно обеспечить его безопасную стоянку возле причала, потому что корабль более 15 лет не доковался, а корабли такого класса должны проходить доковый осмотр и доковый ремонт не реже, чем раз в два года», – отметил Елисеев, не став уточнять какие средства потребуются для проведения ремонта корабля.
«Космонавт Виктор Пацаев» использовался для поддержания связи с космическими аппаратами, в том числе с МКС до сентября 2017 года. На его борту параллельно была развернута экспозиция, рассказывавшая о кораблях «Звездной флотилии». В настоящее время экспозиция демонтирована и перенесена в один из выставочных центров Музея Мирового океана, экскурсии проводятся только по верхним палубам корабля. Жизнедеятельность судна обеспечивает экипаж из 15 человек, включая четверых специалистов следящих за сохранением работоспособности радиотехнического комплекса корабля.
ТАСС

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 1929 «СЕЛЕНА-2»

13.02.2021
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413 ПРОЕКТА 641 В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018

В Музее Мирового океана в г. Калининград находится большая дизель-электрическая подводная лодка (ПЛ) Б-413 проекта 641. Это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде.
По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект 641 был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР. Работы по проекту 641 велись под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина.
Подводная лодка проекта 641 имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке — каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке — койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом «Ленинград-641″.
В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.
Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей «Флаг», гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих «асдиков», «Арктика-М», действовавшая в активном режиме, аппаратура «Свет-М», фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки «Накат».

Напомним историю корабля. Большая подводная лодка заложена по проекту 641 на эллинге Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в городе Ленинграде 28 июня 1968 года. 7 октября 1968 года субмарина была спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 24 ноября на Б-413 был поднят военно-морской флаг СССР, а на следующий день включена в число кораблей ВМФ.
8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в Полярный. В ходе военной службы подводная лодка неоднократно совершала дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море. Участвовала в уникальном дальнем походе 96-й бригады подводных лодок, длившемся более года без замены экипажей. Б-413 неоднократно заходила в иностранные порты с официальными визитами. До июня 1990 года ПЛ проходила службу на Северном флоте.
9 июля 1990 же года лодка переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (22-я бригада подводных лодок 14-й эскадры подводных лодок) с базированием в порту Лиепая. В конце 1993 года Б-413 под буксиром была переведена в Кронштадт для продолжения ремонта.
23 декабря 1993 года субмарина была зачислена в состав Ленинградской военно-морской базы (25-я бригада подводных лодок 4-й учебной дивизии кораблей) с базированием в городе Кронштадт.
В декабре 1997 года министр культуры Российской Федерации Н. Л. Дементьева обратилась к премьер-министру B. C. Черномырдину с предложением передать подводную лодку Б-413 в Музей Мирового океана с размещением в Калининграде.
С 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• надводное положение — 1945 1952 т;
• подводное положение — 2472 – 2475 т.
Главные измерения:
• длина — 91,3 м;
• ширина — 8,5 м;
• осадка — 5 – 5,1 м;
Главная энергетическая установка дизель-электрическая, трёхвальная.
• Три дизеля 37Д по 2000 л. с.,
• 1 эл. мотор ПГ102 2700 л.с., 2 ПГ101 по 1350 л.с.,
• Электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л. с.
• АКБ: 4 группы по 112 элементов типа 46СУ
Скорость полного хода:
• надводное положение —16,8 узлов;
• подводное положение — 16 узлов.
Глубина погружения:
• предельная — 280 – 400 м;
• рабочая — 250 м;
• перископная — 9 м.
Автономность плавания — 90 суток;
Дальность плавания экономической надводной скоростью 8 – 8,1 узлов —30 000 миль или 3600 миль при 15 узлах, под РДП – 16000 миль при 7 узлах, под водой 400 миль при 2 узлах.
Экипаж — 77 – 80 человек, в том числе:
• офицеры — 13;
• мичманы — 11;
• старшины — 16;
• рядовые — 40

ВООРУЖЕНИЕ:
• шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов;
• четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.
Боезапас:
• торпедный вариант загрузки — 22 торпеды;
• минный вариант загрузки — 22 мины и 12 торпед;
Глубина стрельбы — до 100 м.
ПУТС «Ленинград-641″.
ГАС МГ-200 «Арктика-М»
ГАС шумопеленгования МГ-10 «Кола»
ГАС связи МГ-15 «Свияга»
Станция обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) МГ-13 / МГ-13М «Свет-М»
РЛС обнаружения надводных целей «Флаг»
Станция радио-технической разведки «Накат»
Радиопеленгатор «Рамка» или «Завеса»
Станция госопознавания «Хром-К»
Радиостанция ВЧ «Ива-МВ»
Гирокомпас 2 х «Курс-5″,
Лаг ЛР-2,
Эхолот НЭЛ-5,
Эхоледомер ЭЛ-1
Перископ командирский ПК-8.5,
Перископ зенитный ПЗНГ-8
ВТС «БАСТИОН», 13.02.2020

ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413 ПРОЕКТА 641 В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413 ПРОЕКТА 641 В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641

13.05.2021
ФОТОРЕПОРТАЖ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ВИТЯЗЬ» В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018

В Музее Мирового океана в г. Калининград находится научно-исследовательское судно (НИС) «Витязь».
НИС «Витязь» — легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Одновинтовой двухпалубный теплоход. Имеет прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.
Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных — погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.
Решение о сохранении этого судна и создании на его борту музейной экспозиции было принято в 1990 году. С «Витязя» начинался Музей Мирового океана, и сегодня это судно по-прежнему главный экспонат музея и центральный объект Набережной исторического флота.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
• наибольшая длина — 109,44 м;
• ширина по грузовой ватерлинии — 14,56 м;
• высота борта до верхней палубы по миделю — 8,75 м;
• осадка с полными запасами — 5,86 м;
• водоизмещение — 5710 тонн;
• автономность плавания — 18 500 миль;
• мощность главного двигателя — 3000 л. с.;
• скорость хода —14 узлов;
• рабочие глубины для постановки на глубоководный якорь, траления дна, взятия проб грунта — 11 000 м.
Личный состав
• экипаж — 66 человек;
• научный состав — 70 человек.

ВТС «БАСТИОН», 14.05.2020

ФОТОРЕПОРТАЖ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ВИТЯЗЬ» В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ВИТЯЗЬ» В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ВИТЯЗЬ»


МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА

Музей Мирового океана организован решением Правительства РСФСР 12 апреля 1990 года.
Согласно Уставу Музей Мирового океана является республиканским центром научных исследований и научно-методической работы в области изучения истории исследования и природы океана.
В Музее Мирового океана создана единственная в стране Набережная исторического флота, у причала которой ошвартованы: самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь», единственная в стране подводная лодка-музей на плаву «Б-413», единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», имеющее музейную экспозицию, единственное в стране рыболовное судно-музей «СРТ-129». Набережная исторического флота протянулась до Санкт-Петербурга, где ошвартован старейший в мире ледокол «Красин», являющийся филиалом музея. На музейных судах представлена история исследования и освоения Мирового океана.

В состав музейного берегового комплекса в Калининграде входят: главный корпус, где представлена экспозиция «Мир океана. Прикосновение…» с удивительными морскими аквариумами, коллекциями раковин морских моллюсков и кораллов, геологических и палеонтологических образцов, крупнейшим в стране скелетом кашалота; экспозиционно-выставочные корпусы «Морской Кенигсберг-Калининград», «Пакгауз» и другие объекты.
Музею Мирового океана принадлежат возрожденные памятники архитектуры XIX века:«Королевские ворота», в которых разместился историко-культурный центр «Великое посольство», а также «Фридрихсбургские ворота» историко-культурным центром «Корабельное воскресение».

Единиц хранения:
41492, из них 28480 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Уникальная коллекция образцов янтаря – 1371 ед. хр.
Уникальная коллекция графики Е.В.Войшвилло и Б.М.Стародубцева с изображением исторических судов – 105 ед. хр.
Коллекция палеонтологических образцов – 2758 ед. хр.
Коллекция раковин морских моллюсков – 4493 ед. хр.
Коллекция нумизматики – 1382 ед. хр.
Коллекция моделей исторических судов – 59 ед. хр.
Коллекции: скелетов кораллов, геологическая, картографическая, филателистическая
Коллекции документов, образцов техники и мемориальных предметов, живописи и графики, скульптуры,
изделий декоративно – прикладного искусства, предметов быта и этнографии

Научно-исследовательское судно «Витязь»

«Витязь» – флагман науки»
Вы узнаете о вкладе судна «Витязь» в изучение Мирового океана, о работе ученых на его борту, об оборудовании лабораторий и палуб, уникальных открытиях мирового масштаба и рекордах, благодаря которым «Витязь» занесен в скрижали океанографии!

«Маршрутами морских экспедиций»
Вы перенесетесь в эпоху Великих географических открытий, увидите дальние страны глазами средневековых мореплавателей, художников и ученых, пройдете по маршрутам экспедиций 4-х русских кораблей с именем «Витязь», познакомитесь с историей изучения океана.

«Путешествие по морскому дну»
Совершив путешествие в бывший трюм корабля, можно узнать об исследовании глубин океана, о работе морских археологов, заглянуть в батисферу Биба-Бартона, побывать на борту знаменитого «Калипсо» Жака Ив Кусто и совершить виртуальный спуск в Марианскую впадину.

«Судьба корабля»
Вы узнаете о необыкновенной истории легендарного судна, о сложном организме, в котором все взаимосвязано. Восстановленные интерьеры познакомят с жизнью экипажа – от матроса до капитана.

«От киля до клотика»
Пройдя этим маршрутом, вы познакомитесь с конструктивными особенностями судна первой половины XХ века – судна «Марс»-«Витязь», с работой судовых механизмов; сможете посетить «сердце корабля» – машинное отделение, трюм, радиорубку и другие помещения судна, не доступные для обзора на других маршрутах.

Подводная лодка Б-413

«Из истории подводного флота России»
Оказавшись в отсеках настоящей субмарины, вы будете удивлены тому, насколько мало жизненное пространство моряков-подводников. Отсеки до предела насыщены приборами и устройствами, с помощью которых ведется управление движением лодки, погружением и всплытием, оружием. Воспользуйтесь возможностью побывать в ходовой рубке субмарины и взглянуть на город через перископ!

БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641

Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев»

«Космическая Одиссея»
Экскурсия познакомит вас с историей освоения космоса, с плеядой выдающихся российских космонавтов, международными космическими программами. У вас есть возможность увидеть кадры фильма о первом полете человека в космос, узнать о судьбе легендарного космического флота нашей страны.

«Сотворение мира»
Попробуйте вместе с нами ответить на вопросы, которые во все времена волновали человечество. Откуда взялся этот мир, каковы основные этапы его становления? Как возникла Земля? Когда зародилась Вселенная? Эта экскурсия – попытка рассказать о стремлении человека к пониманию устройства мироздания с древнейших времен.

Рыболовное судно «СРТ-129»

«Пионеры океанического лова»
Экскурсия рассказывает о героическом труде рыбаков, об истории становления рыбной промышленности в Калининградской области и стране в целом.

Эксклюзивная интерактивная экскурсия «Большая рыбалка»
Воспользуйтесь возможностью почувствовать себя членами экипажа рыболовного траулера «СРТ-129»! Станьте матросом, боцманом, тралмастером, рыбообработчиком… Вы совершите своеобразный «выход на промысел», познакомитесь со всеми сторонами многотрудной работы рыбаков.

Ледокол «Красин»

Обзорная экскурсия по ледоколу «Красин»
Узнайте об истории ледокольного флота, об исследованиях Арктики, о подвигах экипажа судна «Красин», о знаменитой спасательной экспедиции У. Нобиле 1928 года и участии в полярных конвоях в годы Великой Отечественной войны.

МОРСКОЙ АРКТИЧЕСКИЙ ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» («СВЯТОГОР»)

Главный корпус музея

«Мир океана. Прикосновение…»
Вы узнаете об истории возникновения жизни на Земле, познакомитесь с удивительным миром морских обитателей, лицом к лицу столкнетесь с акулами и пираньями, перенесетесь на загадочный коралловый риф. Экскурсия приблизит вас к разгадкам тайн крупнейших обитателей океана – китов, а вы-ставка «Берега» познакомит с разнообразием морских побережий.

«Океан в стеклянных берегах»
Специалисты-биологи познакомят вас с уникальным аквариальным комплексом музея, расскажут о специфике содержания морских аквариумов. Вы узнаете интересные факты из истории аквариумистики, из жизни морских организмов в искусственной среде, увидите экзотических обитателей тропических вод океана.

Морской Кёнигсберг-Калининград

«Морской Кёнигсберг-Калининград»
Экспозиция посвящена морской истории города. В центре – археологическая находка «Корабль XIX века» как связующая нить между прошлым и настоящим. Уникальные предметы, карты, модели кораблей, живописные работы позволяют раскрыть морскую сущность старого города, уверенно смотрящего в будущее.

Королевские ворота

«Великое посольство»
Экскурсия о возникновении и развитии города-крепости, о посещении Кёнигсберга выдающимися людьми и Великим посольством Петра I, о зарождении здесь российской дипломатии, посольствах и консульствах, о давних связях этой земли с Россией. На втором этаже разместилась коллекция кирпичей XIII-XIX веков, найденных на раскопках Королевского замка, со строительства которого начался отсчет города более семи с половиной веков тому назад.

«Кёнигсберг на дрожжах»
Маршрут, составленный на основе записок караульного XIX в., включает прогулку по Королевским воротам и тайному ходу в земляном валу, а также дегустацию в бродильном цеху ресторана «Редюит». Мы предлагаем вместе с нами совершить обход караула, увидеть, что кроется за неприступными фасадами и под землей, понаблюдать, как готовится живой напиток, и сделать нелегкий выбор между светлым и темным…

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания – 12.04.1990
дата открытия – 12.07.1994
18 мая - Международный день музеев

22 марта - Всемирный день воды

19 марта - День подводника

25 сентября - День моря

19 февраля - Всемирный День кита

11 апреля - День Селедки в Музее Мирового океана

12 апреля - День рождения музея

c 16 по 17 мая - Музейная ночь в Королевских воротах состоится в ночь с 15 на 16 мая

5 сентября - Праздник «Лавка Боцмана»

6 сентября - «Миля «Витязя» – традиционная гребная и парусная регата

c 1 по 8 октября - Космическая неделя

c 30 октября по 1 ноября - Музыкальный детский фестиваль «Услышь нас, море»

Адрес: 236006, Калининградская область, г. Калининград, Набережная Петра Великого, 1
Проезд: Все виды транспорта до Дворца спорта «Юность»
Телефон: (4012) 53-17-44
(4012) 34-02-11
http://world-ocean.ru

ФОТОРЕПОРТАЖ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ВИТЯЗЬ» В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ВИТЯЗЬ» В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413 ПРОЕКТА 641 В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413 ПРОЕКТА 641 В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА. КАЛИНИНГРАД. ФОТОРЕПОРТАЖ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 1929 «СЕЛЕНА-2»
МУЗЕИ