ДИЗЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ТИПА «МУДЬЮГ»

DIESEL-POWERED ICEBREAKER TYPE MUDYUG

07.07.2017

Как сообщает архангельская газета «У Белого моря» в материале Виктора Рыбина «Диксон» опробует ноу-хау. В Архангельской области пройдут испытания судового лазера», на ледоколе «Диксон» в предстоящую зимнюю навигацию в Белом море и в устье Северной Двины пройдут морские испытания экспериментальной лазерной установки для разрушения льда. Ранее все исследования проводились в лабораторных условиях. Лазерная установка мощностью 30 кВт разработана по федеральной целевой программе «Гражданское судостроение» для ледоколов в Национальном центре лазерных систем и комплексов «Астрофизика» совместно с учеными Арктического и антарктического НИИ Санкт-Петербурга.
Конечной задачей проекта является создание судового лазера на 200 кВт, который предполагается использовать для проводок ледовых караванов по трассе Северного морского пути. По словам разработчиков, такая установка позволит открыть круглогодичную навигацию в высоких широтах для ледоколов среднего уровня, которые в обычном режиме работают только 3 месяца в году. С применением мощного лазера 4-метровые льды перестанут быть помехой при морской транспортировке грузов в Заполярье. Арктические проводники смогут обеспечить движение караванов судов в бескрайних ледовых полях со скоростью 2–3 узла в час.
К настоящему моменту смоделировано оборудование мощностью 30 кВт, эффективность действия которого пока подтверждена только лабораторно.
http://bmpd.livejournal.com

МОРСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ЛАЗЕРНОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ ЛЕДОКОЛОВ БУДУТ НАЧАТЫ В НОЯБРЕ 2017 ГОДА
КОРАБЕЛЬНАЯ ЛАЗЕРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА


ДИЗЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ТИПА «МУДЬЮГ»

Ледокол типа Мудьюг представляет собой двухпалубное судно с удлиненным баком, со смещенной в нос 6-ярусной надстройкой, с двойным дном и двойными бортами в средней части, ледокольным носом и транцевой кормой.
Ледокол «Мудьюг» Перевод этого названия с фино-угорского — «извилистая река». Название, в общем-то, соответствует нынешней работе вспомогательного ледокола. Построен он был в 1982 году на известной финской верфи «Вяртсиля» (ледоколы Финляндии ломают льды во всех ледокольных флотах мира), как и два других ледокола — «Диксон» и «Магадан» — после него. Ледокол был заложен на верфи под строительным номером 436. Построен 29 октября 1982 года.
Ледокол «Мудьюг» («Mudyug») IMO: 8009181, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, был построен 29 октября 1982 года, строительный номер 436. Судостроитель: Stx Finland Helsinki, город Хельсинки, Финляндия. Владелец и оператор: ФГУП «Росморпорт», Северо-Западный бассейновый филиал, город Санкт-Петербург, Россия.
Начал свой трудовой путь «Мудьюг» с работы в Мурманском пароходстве, потом был передан в Архангельск. В конце 1982 г. в состав флота Северного пароходства вошел многоцелевой ледокол «Мудьюг» с ограниченной осадкой, предназначенный для обслуживания судов на подходах к портам в замерзающих неарктических морях, выполнения спасательных работ в ледовых условиях и морской буксировки судов и плавучих средств по чистой воде.
Вместимость топливных танков на судне при осадке 6,5 м около 2400 м3, танков пресной воды около 100 м3. Автономность судна по топливу и питьевой воде при работе энергетической установки на мощности 7,35 МВт и при осадке 6,0 м составляет 20 сут, а при осадке 6,5 м — 30 сут.

Ледокол имеет одноотсечную непотопляемость, но обе оконечности его — двухотсечную. Корпус судна разделен шестью поперечными переборками на водонепроницаемые до главной палубы отсеки.
Судно построено по продольной системе набора, имеются промежуточные рамные шпангоуты. Второе дно выполнено в виде платформы, флоры установлены с шагом 800 мм. В районе ледового пояса установлены продольные ребра жесткости с шагом 400 мм. Подводная часть наружной обшивки и ледовый пояс выполнены из судостроительной стали повышенной прочности.
Якорно-швартовное устройство судна включает в себя 2 носовых электрических якорно-швартовных шпиля с тяговым усилием 117 кН и кормовой электромеханический трехскоростной шпиль — 50 кН.
В корме, на верхней палубе, установлена двухбарабанная буксирная лебедка «Норвинч» с тяговым усилием 250 кН, с вместимостью накопительного барабана 1000 м каната диаметром 62 мм.

Ледокол имеет 2 полубалансирных руля площадью 6 м2 каждый. Съем пера руля возможен без демонтажа баллера. Электрогидравлические рулевые машины «Вяртсиля» ДС 250/350 имеют номинальный вращающий момент 250 кН/м.
В кормовой части баковой палубы установлен электромеханический палубный кран грузоподъемностью 30 кН с вылетом стрелы от 4 до 14 м. Кран имеет отапливаемую кабину закрытого типа.
Ледокол снабжен двумя моторными спасательными шлюпками закрытого типа из стеклопластика вместимостью по 55 чел.
Наружная обшивка до высоты около 7 м от основной линии окрашена ледоустойчивой краской «Инерта-160».
Для размещения экипажа предусмотрено 5 блок-кают с кабинетом и спальней и 27 одноместных кают. Все каюты имеют индивидуальный санузел с душем, а 2 блок-каюты — с ванной. Кроме того, на ледоколе есть 11 резервных спальных мест (пульмановские койки) и каюта лоцмана. На судне предусмотрены необходимые общественные и бытовые помещения: кают-компания, столовая рядового состава, салоны командного и рядового состава, амбулатория, финская баня, спорткаюта и др.
Для защиты откружающей среды от загрязнения на ледоколе имеется установка обработки фановых и сточных вод, сепаратор льяльных вод типа «Фрам» и печь типа «Голар Металл» для сжигания нефтяных и твердых отходов.
Впервые для отечественных ледоколов энергетическая установка состоит из четырех главных среднеоборотных дизелей типа 8R32 фирмы «Вяртсиля». Двигатели 8-цилиндровые, 4-тактные, тронковые с газотурбонаддувом, попарно работающие через суммирующие редукторы фирмы «Ломан и Штольтерфохт» и разобщительные муфты типа «Пневмофлекс» той же фирмы на 2 ВРШ фирмы «КаМеВа».

Начал свой трудовой путь «Мудьюг» с работы в Мурманском пароходстве, потом был передан в Архангельск. В 1987 году «Мудьюг» был переделан по швейцарскому проекту немецкой фирмы «Thyssen-Nordseewerke». Передняя половина ледокола была полностью перестроена, и сейчас его нос напоминает гигантских размеров калошу. Бак судна стал очень просторным, но ухудшились маневренность и новый нос, который был изначально разработан для тонкого льда швейцарских озер, не смог разбивать толстые льды Арктики. И вспомогательный ледокол передали в Санкт-Петербург в Северо-Западный филиал Росморпорта.

Владельцем вспомогательного ледокола «Мудьюг» является Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», приписан он в порту Санкт-Петербурга. Суда «Росморпорта» обеспечивают безопасное судоходство в акваториях российских портов на Балтийском море и на подходах к ним. Ледокол с мощностью хода 7,3 МВт развивает скорость хода на чистой воде в 16,5 узлов. Его длина составляет 111,6 метров, ширина – 22,2 метра, осадка – 6,8 метров, высота – 38 метров. Полное водоизмещение ледокола – 8,154 тысячи тонн, ледопроходимость – 115 сантиметров. Ледопроходимость – это способность ледокола продвигаться в сплошных льдах при полной мощности двигателей, она показывает ледовые качества судна и измеряется максимальной толщиной льда, в которой судно может непрерывно с минимальной скоростью двигаться.

Дизельный ледокол «Магадан» построен в 1982 году в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР. Владелец: Дальневосточное морское пароходство. Находится в эксплуатации. Водоизмещение: 6210 т. Главные размерения: длина — 88,5 м, ширина — 21,2 м, осадка — 6,5 м. Максимальная скорость хода: 16,5 узлов. Мощность: 7,3 МВт. Порт приписки: Владивосток.

Российский дизельный ледокол «Диксон» («Dikson») является последним в серии из трех ледоколов типа Мудьюг, которая была построена в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по заказу СССР. Головным ледоколом данной серии является ледокол «Мудьюг», построен 29 октября 1982 года. Вторым — ледокол «Магадан», построен 29 декабря 1982 года.
Ледокол «Диксон» был заложен 06 января 1981 года под строительным номером 438. Спущен на воду в 1983 году. Построен 17 марта 1983 года.
Ледокол «Диксон» IMO: 8009208, флаг Россия, порт приписки Архангельск, был построен 17 марта 1983 года, строительный номер 438. Судостроитель: верфь Wärtsilä (с 2012 года Arctech Helsinki Shipyard), город Хельсинки, Финляндия. Владелец и оператор: ФГУП «Росморпорт», Архангельский филиал.
Основные характеристики: Тоннаж 5342 тонны, дедвейт 2281 тонна. Длина 92 метра, ширина 21,4 метра, осадка 6,5 метра. Скорость хода 17,45 узла. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 28 человек. Ледокол может продвигаться во льду толщиной 0,9 метра со скоростью 1 узел.

До 1986 года портом приписки являлся Мурманск, а владельцем ледокола – ГП Мурманское морское пароходство ММФ СССР. С 1986 года портом приписки стал Архангельск, а владельцем – ГП Северное морское пароходство ММФ СССР. С 23 декабря 1992 года владельцем ледокола стало ОАО Северное морское пароходство. С июля 2006 года и до настоящего времени владельцем ледокола является ФГУП «Росморпорт», Архангельский филиал.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Полное водоизмещение 8154 т
Длина:
• наибольшая 92,00 м
• по КВЛ 78,51 м
Ширина:
• наибольшая 21,38 м
• по КВЛ 20,05 м
Высота борта до главной палубы 10,50 м
Осадка:
• по КВЛ 6,00 м
• при постановке в док с минимальными запасами 5,41 м
Мощность:
максимальная длительная на валах при работе на чистой воде 9,1 МВт
максимальная кратковременная при работе во льдах 9,1 МВт
длительная на валах при работе во льдах 7,0 МВт
Скорость хода ледокола на мерной линии при осадке 6,0 м и мощности на гребных валах 9,10 МВт составляет 17,4 уз. Тяга на швартовах при мощности на гребных валах 7,00 МВт равна 917 кН.
Радиус циркуляции ледокола на максимальной скорости при ходе вперед равен 0,13 мили. При реверсе на чистой воде с полного переднего хода на полный задний лопасти находились в нулевом положении через 4 с, двигатели набрали полную мощность через 8 с и лопасти винтов находились в положении «полный назад» через 29,5 с.
Ледокол построен на класс Регистра СССР КМ * 1 А2 «ледокол». Район плавания неограниченный. Диапазон эксплуатационных температур воздуха колеблется от —40 до + 35°С, забортной воды — от —2 до +27°С.

Источники: photoship.ru, fb.ru, www.korabli.eu, ru.wikipedia.org, sdelanounas.ru и др.