РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИИ МР-105 «ТУРЕЛЬ»
MR-105 «TUREL» ARTILLERY CONTROL RADAR STATION

РЛС управления стрельбой МР-105 «Турель» предназначена для управления стрельбой корабельной зенитной артиллерии 76-мм калибра по воздушным, морским и береговым целям.
РЛС управления стрельбой МР-105 «Турель» дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать надводные, воздушные и береговые цели для управления стрельбой орудий универсального 76-мм калибра.
В состав системы входят:
- РЛС сопровождения целей;
- телевизир;
- аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты;
- приборы управления.
Система обеспечивает:
- прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения;
- точное измерение координат и параметров движения воздушных и морских целей;
- выработку углов наведения для двух артустановок;
- корректировку стрельбы по морской цели по всплескам;
- тренировку личного состава.
РЛС автоматически сопровождала цели на дальности до 55 км и позволяла проводить селекцию подвижных целей, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.
Для борьбы с легкими надводными кораблями и для усиления средств ПВО на корме по линейно-возвышенной схеме на ракетныйх крейсерах проекта 58 были установлены две башенные двухорудийные автоматические 76-мм артустановки АК-726 с общей радиолокационной системой управления «Турель».
Управление стрельбой осуществлялось 1 прибором управления артиллерийским огнём (ПУАО) «Турель-58″, который обеспечивал обработку исходных данных и решал задачи стрельбы по морским, береговым и воздушным целям. Сопровождение 1 цели осуществлялось с помощью РЛС управления МР-105 «Турель» и 2 автономных кольцевых прицелов «Призма».
Ракетные крейсера пректа 58 – разрабатывались в ленинградском ЦКБ-53 (сейчас Северное проектно-конструкторское Бюро) под руководством главного конструктора В.А. Никитина, за прототип был взят эскадренный миноносец проекта 56. Всего на Заводе № 190 ССЗ им. Жданова построено 4 единицы: «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко», «Варяг».
Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии «Турель-58″ включала:
 прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) «Турель-58″ состоял:
 Из центрального автомата стрельбы Д-67-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для двух 76-мм автоматов.
 Из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого ста¬билизировалась в пространстве траектория полета снарядов.

Артиллерийское вооружение БПК проекта 61 состояло из двух спаренных 76-мм башенных установок АК-726 и двух систем управления огнём «Турель-61».
РЛС управления артиллерии МР-105 «Турель-61″ сантиметрового диапазона волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов универсальной артиллерии 76-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания. Она автоматически сопровождала воздушные цели на дальности до 105 км, надводные цели на дальности до 33 км и позволяла проводить их селекцию, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.
Система управления огнем универсальной 76-мм артиллерии «Турель» включала:
 прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) «Турель-61″ состоял:
 Из центрального автомата стрельбы Д-67-1 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для двух 76-мм автоматов.
 Из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого ста¬билизировалась в пространстве траектория полета снарядов.
 Гировертикаль «Компонент» вырабатывала углы стабилизации артустановок.
 Гирокомпас «Курс-4″ выдавал данные о курсе самого корабля.
 Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
 Главным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-300 «Ангара».
 После получения целеуказания, цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 «Турель-61″ или от 2 автономных прицелов «Призма».
 Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления стрельбой.
 Станция трансформаторов.
Система «Турель» имела силовые электрические приводы дистанционного наведения, позволяла корректировать огонь артиллерии по всплескам, обеспечивала тренировку личного состава и стрельбу универсального калибра по двум схемам, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай выхода из строя основной системы управления огнём. Основная схема управления огнём универсального калибра работала от радиолокационных средств наблюдения. Одна РЛС МР-300 «Ангара» обнаруживала надводные цели, а вторая РЛС МР-300 «Ангара» – воздушные цели и выдавали целеуказания 2 РЛС управления МР-105 «Турель». РЛС МР-105 «Турель» брала одну цель на сопровождение в любых погодных условиях, при качке, плохой видимости, ночью, осуществляя автоматическое управление стрельбой одной башни универсального калибра по одной цели. Башенная схема управления огнём универсального калибра работала от 2 башенных приборов наблюдения расположенных на башнях. Для этого имелись прицельные визиры «Призма» в каждой башне. Скорость самого корабля при стрельбе не превышала 25 узлов.
Большие противолодочные корабли проекта 61 – проектировались в ЦКБ-53 г. Ленинграда под руководством главного конструктора Б. И. Купенского. Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку сторожевого корабля для противовоздушной и противолодочной обороны, было утверждено постановлением Совета Министров СССР 30 апреля 1957 года.
Строились корабли на заводе №445(200) в г. Николаеве(»Комсомолец Украины», «Сообразительный», «Проворный», «Отважный»), на заводе №190 в г. Ленинграде(»Огневой», «Образцовый», «Одарённый»). Головной «Комсомолец Украины» вступил в строй Черноморского флота 31 декабря 1962 года.
На СКР проекта 35 устанавливался прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) «Турель-35″ в состав которого входили: центральный автомат стрельбы Д-67 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-105 «Турель» управлял, 2 установками выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 76-мм артиллерии.
Сторожевые корабли проекта 35 – разрабатывались Зеленодольским ПКБ для борьбы с подводными лодками, как дальнейшее развитие СКР проекта 159. Сокращенный технический проект корабля был готов в 1957 году под руководством главного конструктора Н. Х. Желязкова. Строились корабли проекта 35 на заводе №820 в г. Калининграде. Головной СКР-7 вступил в строй Балтийского флота в 1964 году.
Артиллерийское вооружение проекта 1135 – арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105.
На БПК пр.1135 «Буревестник» непосредственно от управляющих данных средств РТС работала система управления (СУ) огнём универсальной 76-мм артиллерии «Турель». Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) «Турель-1135» состоял из центрального автомата стрельбы Д-67-2 (счётно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал дистанцию и направление до цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для двуствольных 76-мм артустановок АК-726, а также из универсального преобразователя координат (ПК), с помощью которого стабилизировалась в пространстве траектория полёта снарядов. При этом гировертикаль «Компонент» вырабатывала углы стабилизации артустановок АК-726, штурманский гирокомпас «Курс-5» выдавал данные о курсе корабля, лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости корабля, но главным средством целеуказания была РЛС общего обнаружения – знаменитая МР-310 «Ангара-А» (РТС).
После получения целеуказания от МР-310 «Ангара-А» (РТС), цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 «Турель-61» или от 2-х автономных прицелов «Призма» и артиллеристы БЧ-2 вели прицельный огонь снарядами из своих двуствольных орудий АК-726. В комплект оборудования управления стрельбой входили выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления стрельбой и станция трансформаторов. Стрельбовая система «Турель» имела силовые электрические приводы дистанционного наведения, позволяла корректировать огонь артиллерии по всплескам от снарядов, упавших в воду, обеспечивала тренировку личного состава и стрельбу универсального калибра АК-726 по двум схемам, в зависимости от обстоятельств ведения боя, характера цели или на случай выхода из строя основной системы управления огнём. При этом основная схема управления огнём универсального калибра АК-726 работала от радиолокационных средств наблюдения, то есть от средств РТС.
Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота — малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). Поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта “Буревестника” передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П.Соболев, главным наблюдающим от ВМФ – И.М.Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е.Юхнин.
РЛС «Турель» входила в состав вооружения БПК проекта 1134Б. Побортно от фок-мачты размещались антенны РЛС МР-105 «Турель» для управления огнем артиллерийских установок АК-726.
В апреле 1966 г. совместным решением МСП и ВМФ были утверждены основные элементы нового корабля ПВО-ПЛО проекта 1134Б на базе проекта большого противолодочного корабля 1134А, но с уси¬ленным зенитным ракетным и артиллерийском вооружением. Минуя стадию эскизного проекта, разработка технического проекта 1134Б была поручена Северному ПКБ. Главным конструктором был назначен В.Ф.Аникиев, его заместителем — А.Н.Кожевников.
Строительство БПК проекта 1134Б было развернуто на ордена Ленина заводе им.61 Коммунара Министерства судостроительной промышленности СССР в Николаеве. Всего в период с 1968-1976 г.г. было построено 7 кораблей проекта 1134Б («Беркут-Б»): «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент, «Таллин».
РЛС «Турель» устанавливалась на учебные корабли типа «Смольный» проекта 887, которые строились на польской верфи «Сточня Щецинская им. Адольфа Варского», по заказу ВМФ СССР, как большие специализированные учебные корабли и предназначались для прохождения морской практики курсантами Военно-Морских училищ ВМФ СССР.
Управление стрельбой осуществляется 1 прибором управления артиллерийским огнём (ПУАО) «Турель», который обеспечивает обработку исходных данных и решает задачи стрельбы по морской, береговой и воздушной целям. Сопровождение 1 любой цели в автоматическом режиме осуществляется с помощью 1 РЛС управления МР-105 «Турель-887″, в полуавтоматическом режиме от автономного призматического прицела «Призма» или вручную. Вес установки достигает 26 тонн.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Диапазон частот дециметровый
Сопровождение цели автоматическое
Дальность сопровождения, км:
- воздушных целей до 105
- надводных целей до 33
Калибр управляемых артустановок, мм 76
Количество управляемых артустановок 1-2
Инструментальная дальность системы, км 55
Масса системы, т 13,5

Источники:
http://and-kin2008.narod.ru/
А.С. Суворов «О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый»» https://www.proza.ru/2018/02/08/694
http://www.rusarmy.com/pvo/pvo_vmf/su_ak_mr-105.html
http://armedman.ru/korabli/1961-1990-korabli/bolshie-protivolodochnyie-korabli-proekta-1134b.html
https://seaspirit.ru
http://ркргрозный.рф
https://ru.wikipedia.org

УЧЕБНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «СМОЛЬНЫЙ» ПРОЕКТА 887
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134Б «БЕРКУТ-Б»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1135 «БУРЕВЕСТНИК»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «ГРОЗНЫЙ ПРОЕКТА 58
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ «ФУТ-Б»
РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЕЙ