ТРАЛЬЩИК ТИПА «ГАРПУН» (ПЕРЕОБОРУДОВАННЫЙ ТРАУЛЕР)

MINESWEEPER TYPE «HARPOON» (A CONVERTED TRAWLER)

Корабли прошли капитальное переоборудование на Путиловской верфи в Петрограде. Участвовали в первой мировой войне на Балтике. Отличались хорошими мореходными качествами и положительно зарекомендовали себя как ПЛ.
Бывшие норвежские китобойные суда, купленные в Швеции и зачисленные в тральщики 14.07.1915 г. Построены в Христиании (ныне Осло) в 1910 – 12 гг. Вступили в строй после переоборудования весной 1916г. Однако оказались непригодными для траления, фактически использовались как сторожевые суда.

«Китобой» был построен в Кристиании по заданию Управления кораблестроения России в 1912 г. Судно было названо Gama, длина которого составляла 32,4 м, полное водоизмещение — 310 т. В движении судно приводила паросиловая установка мощностью 450 л.с. Использовался как траулер.
В 1912 году «Китобой» был куплен Англией и переименован в Erris, где в 1915 г. приобретён через подставное лицо Российским Императорским флотом.
Пройдя капитальное переоборудование на Путиловской верфи в Петрограде, на траулер были установлены две 75-мм пушки Канэ, 7,62-мм пулемет Максима, а так же трал Шульца. Судно получило название «Китобой» и было официально зачислено в тральщики Российского Императороского флота. «Китобой» отличался хорошими мореходными качествами и положительно зарекомендовал себя как тральщик.
Он был оснащен 2-мя 75-мм пушками Канэ, разработанных французским конструктором Густавом Канэ. Пушка, в основном, применялась как противоминная, из-за чего на тральщиках шутливо называлась «мухобойка». Вспомогательная артиллерия была представлена 7,62-мм пулеметом Максима.
Противоминное вооружение: Морской трал конструкции лейтенанта русского флота К. Ф. Шульца был принят на вооружение в 1898 г. Он состоял из двух смычек тралящей части, соединенных буксирами с парой тралящих кораблей. Положение трала на определенной глубине обеспечивалось специальными грузами и плавучими буями.
Наиболее известен так называемый «большой балтийский» трал Шульца, активно использовавшийся в годы первой мировой войны. Он имел на своей тралящей части 48 трехлапых кошек и мог очищать полосу шириной 183 м со скоростью до 7 узлов. Основными недостатками трала Шульца были малая скорость, сложность в очистке трала от мин и необходимость в двух тралящих кораблях.
«Гарпун» затонул 15.05.17 при столкновении с ПЛ, в 1918 г. был поднят и отремонтирован, после чего активно участвовал в гражданской войне как ТШ и минный заградитель.
Ввиду изношенности в 1922 г. был поставлен в порт на долгосрочное хранение и в 1925 г. исключен из состава ВМФ. «Китобой», «Намет», «Невод» и «Якорь» перешли 15.10.17 на сторону Советской власти, совершили Ледовый переход и участвовали в гражданской войне.
«Китобой» был в 1919 г . захвачен белогвардейцами, уведен в конце 1919 г. на Черное море и в 1920 г. угнан врангелевцами.
«Намет» был в мае 1918 г. захвачен белофиннами и включен в ВМС Финляндии.
«Невод» после боевого траления в 1921 – 1922 гг. был поставлен в 1923 г. в порт на долговременное хранение, в 1926 г. переклассифицирован в спасательное судно, а в 1939 г. использовался как отопительное судно и перед началом войны исключен из списков флота.
«Якорь» после окончания боевого траления в 1921 – 1922 гг. был поставлен в 1923 г. в порт на долговременное хранение, в 1930 г. расконсервирован и переклассифицирован в посыльное судно, с 1938 г. использовался как отопительное судно, с началом Великой Отечественной войны использовался как плавбаза ПЛ.

СЕРИЯ:
• Гарпун – Бывший «Роняшилл». Сдан к порту 8.03.1922 г. Сдан на слом 18.08.1926 г.
• Китобой – Бывший « Эррис». 13.07.1919 г. экипаж увел корабль к белогвардейцам. В конце 1919 г. переведен в Белыйфлот на Черное море. Ушел из Крыма 14.11.1920 г. в составе эскадры Врангеля. Входил в состав Русскойэскадры в Бизерте в качестве посыльного судна.
• Намет – Бывший «Мяай». Захвачен в Котке в 05.1918 г. финскими белогвардейцами.
• Невод – Бывший «Карстен Брюн». С 30.05.1926 г. посыльное судно МСБМ. В конце 1938 г. сдан на слом.
• Якорь (второй) – Бывший «Рио Кунене». В 1923 – 30 гг. был сдан к порту. С 27.11.1930 г. посыльное судно завода«Коминтерн». С 1938 г. опытовое судно КБФ. В годы В.О.В. использовался в качестве плавбазы подводныхлодок.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант переоборудования Путиловская верфь. Санкт-Петербург
Заводы-строители строились в Норвегии по заданию Управления кораблестроения России
Годы постройки 1912-1915
Год переоборудования 1915
Число кораблей в серии, ед 5 (»Гарпун», «Китобой», «Намет», «Невод», «Якорь»)
Водоизмещение, т: полное 310
Главные размерения, м:
• длина наибольшая 32,4
• ширина наибольшая 6,0
• осадка 3,3
Главная энергетическая установка:
тип паросиловая общая мощность, л.с 450
Скорость хода, уз:
• полная 11
• экономическая 8
Дальность плавания экономическим ходом, мили 2100
Экипаж (в т.ч. офицеров), чел 24 (I)

ВООРУЖЕНИЕ:

артиллерийское 2х1-75-мм,
1-7,62-мм (пулемет)
противоминное трал Шульца

ВТС «БАСТИОН», 26.03.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Боголюбов Н. А. «Китобой». На страже чести Андреевского флага. — Цитадель, 2000.
Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг.. — Харвест, 2000.
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://voennaya.academic.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ