САМОЛЕТ – РАЗВЕДЧИК МИГ-25Р
RECONNAISSANCE AIRCRAFT MIG-25R

В начале 1960-х гг. из-за изменения концепции построения системы ПВО работы по системе перехвата «Ураган-5» были прекращены. Тем не менее, тогда же удалось начать проектирование принципиально нового комплекса перехвата С-155 с самолетом Е-155. Первоначально для отработки его элементов использовались опытный самолет Е-152А, а также Е-152, переоборудованный в модификацию Е-152М.
Учитывая возрастающую роль и сложность бортового комплекса Е-155, было принято решение назначить двух заместителей главного конструктора. М.И. Гуревич стал заместителем по самолету, Н.З. Матюк – по комплексу. В 1964 г., когда М.И. Гуревич ушел на пенсию, коллектив конструкторов, работавших над созданием Е-155, возглавил Н.З. Матюк.

Параллельно с перехватчиком Е-155П создавался самолет-разведчик Е-155Р, практически не отличавшийся от Е-155П по конструкции, но оснащавшийся вместо системы вооружения комплектом специального разведывательного оборудования.
Е-155П должен был обеспечивать перехват всех типов воздушных целей, в особенности высотных сверхзвуковых самолетов, а Е-155Р – вести разведку с использованием превосходства в высоте и скорости. Для решения этой задачи предстояло создать конструкцию самолета, обеспечивающую преодоление «теплового барьера» и длительный полет на сверхзвуковой скорости. В процессе создания Е-155 было решено множество проблем, связанных с длительными полетами на скорости, в 3 раза превышающей скорость звука. В его конструкции нашли широкое применение сталь и другие жаропрочные материалы. Е-155 был присущ высочайший уровень автоматизации, не достигнутый в то время ни на одном другом самолете мира. На Е-155Р впервые в отечественной практике были внедрены бортовые цифровые системы.
Постройка первого экземпляра разведчика Е-155Р завершилась несколько раньше, и 6 марта 1964 г. летчик-испытатель А.В. Федотов поднял его в первый полет. Облет прототипа перехватчика Е-155П выполнил спустя полгода, 9 сентября 1964 г., летчик-испытатель П.М. Остапенко.

Несколько ранее МиГ-25П в серийное производство был запущен и высотный самолет-разведчик МиГ-25Р, а с 1970 г. – созданный на его базе разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ, который помимо ведения фото- и радиоразведки мог наносить бомбовые удары по наземным целям: самолет мог принимать на борт до 5000 кг бомб.
Самолет-разведчик МиГ-25Р предназначен для ведения видовой воздушной разведки с больших высот.

МиГ-25Р — двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом, боковыми воздухозаборниками, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперениями. Самолёт изготовлен из высокопрочных нержавеющих сталей (около 80% по массе), а также алюминиевого (11%) и титанового (8%) сплавов. Основной вид соединений в конструкции — автоматическая и полуавтоматическая контактная и дуговая сварка. Фюзеляж — типа монокок с дополнительными нижними лонжеронами и балками. Представляет собой единый агрегат без эксплуатационных разъемов.
Воздухозаборник каждого двигателя автономный, прямоугольного переменного сечения. Оснащен двухстворчатым регулируемым клином, передняя створка которого имеет отверстия для отсоса погранслоя, а на задней установлен турбулизатор, а также регулируемой нижней створкой, которая может занимать три фиксированных положения.
Крыло — свободнонесущее, трапециевидное, имеет аэродинамическую крутку. Удлинение крыла — 2,94, сужение — 3,1, угол поперечного «V» — 5′. Стреловидность крыла по передней кромке — 4Г02′. Угол стреловидности по задней кромке — 9»29′. Консоль крыла крепится к фюзеляжу в пяти точках. Основными силовыми элементами консоли являются передний, средний и задний лонжероны, а также передний и задний стрингеры. Продольный набор, нервюры и обшивка выполнены в основном из стали и соединены с помощью сварки. Внутреннее пространство консоли представляет собой два герметичных отсека, образующих передний и задний крыльевые топливные баки.
Хвостовое оперение. Кили — трехлонжеронные, киль крепится к фюзеляжу в четырех точках. Руль поворота — клепаной конструкции, отклоняется на угол до 25′ в обе стороны. Горизонтальное оперение — цельноповоротное, дифференциально отклоняемое. Углы отклонения на взлете и посадке — от -32° до +13°, а при максимальной скорости — от -12,5° до +5°. Самолет оснащен двумя симметрично установленными подфюзеляжными аэродинамическими гребнями клепаной конструкции.
Шасси — трехопорное с носовым колесом, убирающееся по направлению полета. Передняя опора — полурычажного типа, управляемая, оснащена двумя спаренными колесами. Уборка и выпуск шасси производится от гидросистемы, аварийный выпуск — от воздушной системы.
Силовая установка самолётов ранних выпусков включала два турбореактивных двигателя Р-15Б-300. Позднее устанавливались Р-15БД-300. Двигатель — одновальный, с осевым пятиступенчатым компрессором, индивидуальными камерами сгорания в общем корпусе, одноступенчатой турбиной, форсажной камерой и двухстворчатым трехпозиционным эжекторным соплом. Топливо — керосин марок Т-6 и Т-7П, размещается в шести фюзеляжных и четырех крыльевых баках. Общее количество топлива на перехватчике — 14750 кг.
Оборудование, за исключением аппаратуры специального назначения, на перехватчиках и разведчиках унифицировано. Оно состоит из: связной KB-радиостанции Р-847РМ (позднее — Р-864); связной УКВ-радиостанции Р-832М «Эвкалипт»; радиостанции Р-802; радиокомпаса АРК-10; радиовысотомера больших высот РВ-19 (позднее — РВ-18); радиовысотомера малых высот РВ-4 (РВ-4А); станции предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» (позднее — СПО-15 «Береза»); маркерного радиоприемника МРП-56П; ответчика системы управления воздушным движением СО-63Б (позднее — СО-69); ответчика системы государственного опознования СР0-2П; радиосистемы ближней навигации РСБН-6С «Коралл»; антенно-фидерной системы «Пион-3П»; переговорного устройства СПУ-7; защищенного накопителя информации «Тестер УЗЛ»; аппаратуры речевой информации П-591 с магнитофоном РИ-65; магнитофона МС-6 «Лира»; приемника воздушного давления ПВД-7; системы автоматического и ручного управления воздухозаборником СРВМу-2А и др.
Разведывательно-бомбардировочные модификации оснащены прицельно-навигационной системой «Пеленг-Д» (или «Пеленг-ДР», «Пеленг-ДМ»), в состав которой входят: инерциально-курсовая система ИКС-8; доплеровский измеритель скольжения и угла сноса ДИСС-3с «Стрела» (позднее — ДИСС-7 «Поиск»); цифровая вычислительная машина ЦВМ-10-155 «Орбита-155». Самолеты несут станции постановки помех СПС-141, СПС-142, СПС-143 или СПС-151. На МиГ-25БМ установлен прицельный комплекс «Ягуар» со станцией обнаружения и целеуказания «Сыч-М».
Спецоборудование разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25Р: аэрофотоаппараты А-70М, А-Е/10, А-72, с45-АРЭ, ночной НА-75; станции общей радиотехнической разведки СРС-4А или СРС-4Б, или СРС-4В (на МиГ-25РБ) либо СРС-9 «Вираж» (на МиГ-25РБВ), либо «Тангаж» (на МиГ-25РБТ); станцию радиоэлектронной разведки «Куб-ЗМ» (на МиГ-25РБК); РЛС бокового обзора «Сабля» (на МиГ-25РБС) либо «Шомпол» (на МиГ-25РБШ); станцию детальной радиотехнической разведки «Шар-25» (на МиГ-25РБФ).

МОДИФИКАЦИИ
Е-155Р – прототип. Изготовлен в 1963 году.
Е-155РД – разведчик-носитель беспилотного доразведчика (проект). Разработан в 1961 году.
Е-155ШР – разведчик-штурмовик (проект).
МиГ-25БМ (»изделие 02М») – ударный самолёт для уничтожения РЛС противника. Разработан в 1972-1976 годах на базе разведчика-бомбардировщика. Оснащён ПРНК «Ягуар», аппаратурой РЭБ и 4 управляемыми ракетами Х-58У. Выпускался в 1982-1985 годах. Принят на вооружение в 1988 году.
МиГ-25Р (»изделие 02″) – первый вариант разведчика. Выпускался в 1969-1970 годах.
МиГ-25РБ (»изделие 02Б») – разведчик-бомбардировщик. От МиГ-25Р отличался оборудованием для подвески бомб. Мог нести ядерное оружие. Выпускался в 1970-1972 годах. Поставлялся в Алжир (30 самолётов), Ирак (8), Ливию (5), Сирию (8), Индию (6) и Болгарию (3).
МиГ-25РБВ (»изделие 02В») – вариант МиГ-25РБ со станцией СПС-9 «Вираж». Переоборудовались серийные самолёты, начиная с 1978 года.
МиГ-25РБВДЗ – опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце 80-х годов переоборудован 1 самолёт.
МиГ-25РБК (»изделие 02К») – самолёт радиотехнической разведки. Оснащался аппаратурой Куб-3 (Куб-3М). В выпускался в 1972-1980 годах. В 1981 году был модернизирован в вариант МиГ-25РБФ.
МиГ-25РБН (»изделие 02Н») – ночной разведчик-бомбардировщик. Отличался наличием ночного АФА НА-75 и станцией «Вираж». Переобрудовались МиГ-25РБ и МиГ-25РБВ.
МиГ-25РБС (»изделие 02С») – разведчик с РЛС бокового обзора «Сабля». Выпускался в 1972-1977 годах.
МиГ-25РБТ (»изделие 02Т») – разведчик-бомбардировщик со станцией радиотехнической разведки «Тангаж». Выпускался с 1978 года.
МиГ-25РБФ (»изделие 02Ф») – модернизированный. В 1981 году на самолётах МиГ-25РБК заменено бортовое радио-электронное оборудование.
МиГ-25РБШ (»изделие 02Ш») – разведчик-бомбардировщик с РЛС БО «Шар-25″. В 1981 году переоборудована часть МиГ-25РБС.
МиГ-25РБШДЗ – опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце 80-х годов переоборудован 1 самолёт.
МиГ-25РР – самолёт радиационной разведки. Переоборудовано несколько самолётов.
МиГ-25РУ (»изделие 39″) – учебный разведчик. Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1972 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 20500
нормальная взлетная 37000
максимальная взлетная 41200
Топливо, кг 15245
Размах крыла, м 13.42
Длина самолета, м 21,55
Высота самолета, м 6,00
Площадь крыла, м2 62,40
Тип двигателя 2 ТРДФ Р-15Б-300
Тяга, кН
нефорсированная 2 х 73.50
форсированная 2 х 100.1
Максимальная скорость, км/ч 3000
Скорость разведывательного полета , км/ч 2650
Практическая дальность действия, км
со сверхзвуковой скоростью без ПТБ 1635
с дозвуковой скоростью без ПТБ 1865
со сверхзвуковой скоростью с ПТБ 2130
с дозвуковой скоростью с 5300 л ПТБ 2400
Максимальная скороподъемность, м/мин 18000
Практический потолок, м 23000
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж, чел 1

Источники: www.migavia.ru, www.dogswar.ru, Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. – 1999. – №12. – С. 1-11, Гордон Е.И. МиГ-25 // Авиация и космонавтика. – 1994. – №3 и др.

САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ
ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-25П (МИГ-25ПД)
ИСТРЕБИТЕЛЬ – ПЕРЕХВАТЧИК Е-150 (Е-152, Е-152М)
РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»