ЛЁГКИЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЁТ MFI-395 SUPER MUSHSHAK (ПАКИСТАН)
LIGHT TRAINING AIRCRAFT MFI-395 SUPER MUSHSHAK (PAKISTAN)

06.10.2016
В течение следующих двух лет компания «Пакистан аэронотикал комплекс» (Pakistan Aeronautical Complex – РАС) экспортирует в Турцию 100 учебно-тренировочных самолетов «Супер Мушшак».
Об этом заявил председатель постоянного комитета по обороне Сената Пакистана генерал-лейтенант в отставке Абдул Кайюм (Abdul Qayyum).
В интервью «Ассошиэйтед Пресс оф Пакистан» генерал заявил, что соглашение станет самым крупным экспортным контрактом в истории PAC.
Ввиду неопределенности формулировки, на текущий момент сложно сказать о том, подписан ли уже официальный контракт.
Как сообщал ЦАМТО, в октябре 2013 года Секретариат оборонной промышленности МО Турции опубликовал запрос о предложениях на поставку ВВС Турции до 52 УТС основной подготовки, предназначенных для замены устаревших SF-260. РАС в числе других компаний подала свое предложение по поставке MFI-395 «Супер Мушшак» и одержала победу в конкурсе.
В июле 2016 года представитель Министерства оборонной промышленности Пакистана подтвердил, что его ведомство находится на завершающем этапе переговоров по продаже учебно-тренировочных самолетов «Супер Мушшак» ВВС Турции.
Учитывая, что первоначально условия тендера предусматривали поставку 52 самолетов, можно предположить, что требование ВВС Турции возросло, либо оставшиеся УТС будут собраны в Турции в рамках лицензионного соглашения.
На текущий момент детали программы не разглашаются, однако, по информации Министерства оборонной промышленности Пакистана, часть работ предполагалось передать компаниям из Турции. Основным получателем заказов, вероятно, будет компания «Тюркиш аэроспейс индастриз».
«Супер Мушшак» – это усовершенствованная версия самолета MFI-17 компании «Сааб» (Saab), документация на который была приобретена PAC в 1980-ые гг. Разработка MFI-395 «Супер Мушшак», оснащенного двигателем мощностью 260 л.с., началась в 1995 году. Первый полет самолет выполнил в августе 1996 года. На вооружение ВВС Пакистана MFI-395 был принят в мае 2001 года. Пакистанские ВВС получили 50 MFI-395. Еще 20 самолетов были поставлены ВВС Саудовской Аравии, пять – ВВС Омана. УТС также был принят на вооружение ВВС Ирана и ЮАР. В июне было объявлено о подписании контрактов на поставку УТС «Супер Мушшак» ВВС Катара и Нигерии.
Соглашение с Турцией будет способствовать развитию ВТС двух стран, которое осуществляется по нескольким направлениям. В частности, в августе этого года пакистанская государственная компания «Карачи шипъярд энд инжиниринг уоркс» (Karachi Shipyard & Engineering Works Limited) спустила на воду предназначенный для ВМС Пакистана танкер-заправщик, построенный по проекту и в сотрудничестве с турецкой компанией STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik).
В июне Министерство оборонной промышленности Пакистана заключило с STM контракт на проведение модернизации трех неатомных подводных лодок класса «Агоста-90B» («Халид»), состоящих на вооружении ВМС Пакистана.
Страны также сотрудничают в области разработки и производства БЛА, модернизации бронетехники, боевых кораблей и истребителей F-16 ВВС Пакистана. В перспективе не исключено, что ВС Пакистана могут стать заказчиками корветов класса «Ада», ударных вертолетов T-129 и БЛА «Анка».
ЦАМТО

01.11.2016
Согласно публикации «La Turquie signe pour 100 Super Mushshak» в журнале «Air&Cosmos», правительство Турции разместило контракт на закупку 100 легких поршневых учебно-тренировочныхх самолетов начальной подготовки MFI-395 Super Mushshak пакистанского производства у их производителя – государственного объединения Pakistan Aeronautical Complex (РАС). Этот самолет является улучшенной версией шведского учебного самолета Saab MFI-17 Supporter, производившегося РАС по лицензии под названием Mushshak на своем головном предприятии в Камра с 1981 года. Выпуск усовершенствованного варианта Super Mushshak ведется РАС с 1995 года. В первом турецком транше насчитывается 52 самолета. Весьма вероятно, что сборка самолетов будет производиться в Турции.
Комментарий bmpd. Турецкий заказ на 100 самолетов станет самым крупным экспортным контрактом на самолеты Super Mushshak. До настоящего времени Пакистаном было продано за рубеж около 100 самолетов Super Mushshak в восемь стран, включая поставки в Иран (25), Саудовскую Аравию (20) и находящийся в неопределенном статусе заказ Ирака 2014 года на 20 самолетов.
http://bmpd.livejournal.com

15.05.2017

В рамках проходящей в Стамбуле выставки IDEF-2017 c пакистанской государственной компанией «Пакистан аэронотикал комплекс» (Pakistan Aeronautical Complex – РАС) подписан официальный контракт на продажу ВВС Турции 52 учебно-тренировочных самолетов «Супер Мушшак».
Об этом говорится в опубликованном 10 мая пресс-релизе Секретариата оборонной промышленности МО Турции (SSM).
На церемонии присутствовали министр обороны Турции Фикри Ышик и министр оборонной промышленности Пакистана Танвир Хуссейн. Стоимость соглашения не раскрывается.
Как сообщал ЦАМТО, в октябре 2013 года Секретариат оборонной промышленности МО Турции опубликовал запрос о предложениях на поставку ВВС Турции до 52 УТС основной подготовки, предназначенных для замены устаревших T-41D и SF-260D.
РАС в числе других компаний подала свое предложение по поставке УТС «Супер Мушшак» и в августе 2016 года была выбрана победителем конкурса.
В ноябре 2016 года в ходе прошедшей в Карачи международной выставки IDEAS (International Defence Exhibition and Seminar) представители компании РАС и турецкого правительства подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу покупки УТС. Хотя стоимость контракта не раскрывается, по данным СМИ, стоимость одного самолета может составить около 2 млн. долл.
ЦАМТО

IDEF 2017 — 13-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ОБОРОННОЙ ОТРАСЛИ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

17.07.2017

14 июля ВВС Нигерии получили пять из 10 заказанных учебно-тренировочных самолетов Super Mushshak производства Пакистанского аэрокосмического комплекса, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на quwa.org (17 июля).
В официальном релизе ВВС этой страны говорится, что самолеты переданы в состав 401-й летной тренировочной школы в Кадуне. Первые нигерийские инструкторы были подготовлены в марте этого года.
Закупки УТС «Супер Мушак» являются одним из направлений модернизации ВВС Нигерии, которая также включает приобретение ударных вертолетов МИ-35М, истребителей JF-17 и штурмовиков A-29 Super Tucano. Пакистан имеет планы продать Нигерии три истребителя JF-17.
«Супер Мушак» был создан в 2002 году и является модернизированным вариантом УТС Saab MFI-17 Supporter, оснащен двигателем Lycoming IO 540-V4A5 мощностью 260 л.с. и цифровой кабиной. В 2016 году Пакистан подписал контракты на поставки этих самолетов Нигерии (10), Катару (8) и Турции (52).
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

28.07.2017

Как сообщается на странице Рakistan Defence в социальной сети www.facebook.com , 27 июля 2017 года командующий ВВС Азербайджана генерал-лейтенант Рамиз Тахиров в Исламабаде подписал контракт на закупку для ВВС Азербайджана десяти легких поршневых учебно-тренировочных самолетов начальной подготовки MFI-395 Super Mushshak пакистанского производства у их производителя – пакистанского государственного авиапромышленного объединения Pakistan Aeronautical Complex (РАС).
Самолет MFI-395 Super Mushshak является улучшенной версией шведского учебного самолета Saab MFI-17 Supporter, производившегося РАС по лицензии под названием Mushshak на своем головном предприятии в Камра с 1981 года. Выпуск усовершенствованного варианта Super Mushshak ведется РАС с 1995 года.
Азербайджан стал десятым известным иностранным покупателем самолета Super Mushshak, достаточно популярного в развивающихся «мусульманских» странах. До настоящего времени Пакистаном было продано за рубеж около 160 самолетов Super Mushshak , включая поставки в Иран (25), Саудовскую Аравию (20), Оман (восемь), Сирию (шесть), частной южноафриканской компании Uni Group Holdings (Pvt) Ltd (пять), реализуемые сейчас контракты на поставку десяти самолетов в Нигерию и восьми в Катар, заключенный в 2016 году контракт на поставку 52 самолетов в Турцию (с локальной сборкой), и находящийся в неопределенном статусе заказ Ирака 2014 года на 20 самолетов.
http://bmpd.livejournal.com

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

18.01.2018

Согласно информации, размещенной на аккаунте в Facebook ВВС Нигерии, 14 января в страну была доставлена вторая и последняя партия учебно-тренировочных самолетов «Супер Мушшак», заказанных в Пакистане.
Доставка была произведена на борту самолета Ил-76, который приземлился на авиабазе «Кадуна» ВВС Нигерии. Приемка самолетов осуществлялась в присутствии представителей командования ВВС Нигерии, Национальной таможенной службы и Национальной иммиграционной службы. Выгрузку провела группа специалистов ВВС Нигерии и Пакистана. В ближайшее время они произведут сборку полученной авиатехники, которая после летных испытаний и оценки будет официально принята на вооружение ВВС Нигерии.
Как сообщал ЦАМТО, контракт на поставку ВВС Нигерии 10 УТС «Супер Мушшак» был подписан с компанией Pakistan Aeronautical Complex (РАС) 21 октября 2016 года. Помимо поставки самолетов, соглашение предусматривает обслуживание техники и обучение личного состава ВВС Нигерии. Стоимость соглашения не раскрывалась, однако в оборонном бюджете Нигерии на 2016 год предусматривалось выделение на закупку 10 УТС «Супер Мушшак» 2,06 млрд. найра (10,2 млн. долл.). Самолеты предполагалось получить в возможно короткий срок для подготовки новых пилотов ВВС. Для обеспечения данного требования PAC в декабре 2016 года безвозмездно передала в лизинг ВВС Нигерии 4 самолета из наличия ВВС Пакистана. Поставленные самолеты позволили подготовить 4 летчиков-инструкторов и 16 курсантов.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

24.04.2019

Как сообщило 22 апреля 2019 года министерство обороны Азербайджана, начались учебно-тренировочные полеты «молодых летчиков» на приобретенных Азербайджаном пакистанских легких учебно-тренировочных самолетах MFI-395 Super Mushshak первоначального этапа подготовки.
Как говорится в пресс-релизе министерства обороны Азебайджана, «молодые военные пилоты, в целом теоретически освоившие тактико-технические характеристики и летные возможности самолетов Super Mushshak и L-39, а также прошедшие соответствующие тренировки на тренажерах, приступили к выполнению практических учебно-тренировочных полетов на этих самолетах и многоцелевых вертолетах серии «Ми».
Азербайджан стал десятым известным иностранным покупателем самолета Super Mushshak, достаточно популярного в развивающихся «мусульманских» странах.
https://bmpd.livejournal.com

ВВС АЗЕРБАЙДЖАНА НАЧАЛИ ПОДГОТОВКУ ЛЕТЧИКОВ НА ПАКИСТАНСКИХ САМОЛЕТАХ SUPER MUSHSHAK
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

16.02.2021

Появилась первая фотография легкого поршневого учебно-тренировочного самолета MFI-395 Super Mushshak, изготовленного пакистанским авиастроительным предприятием Pakistan Aeronautical Complex (PAC) в Камра для военно-воздушных сил Турции. Самолет имеет турецкий бортовой номер 21-6462 и серийный номер 15.462.
Напомним, что в 2016 году Турция заключила с Пакистаном контракт на закупку 52 самолетов Super Mushshak пакистанского производства (с опционом еще на 48 самолетов), которые должны заменить в турецких ВВС в качестве учебно-тренировочных машин начального этапа подготовки используемые сейчас самолеты Cessna T-41D Mescalero и SIAI Marchetti SF.260D, в основном в составе 123-й учебной эскадрильи 2-й авиабазы в Измире. Как можно судить, фактически данный контракт был оффсетным в порядке компенсации за закупки Пакистаном вооружения в Турции (в частности, за контракты в области кораблестроения). Однако вступление контракта в действие затянулось, и первые самолеты Super Mushshak, собираемые для Турции, были замечены в цеху РАС только в начале 2020 года. Ранее сообщалось, что большая часть заказанных самолетов должна собираться в Турции, однако пока что сведения об этом отсутствуют.
Самолет MFI-395 Super Mushshak является улучшенной версией шведского учебного самолета Saab MFI-17 Supporter, производившегося РАС по лицензии под названием Mushshak на своем головном предприятии в Камра с 1981 года. Выпуск усовершенствованного варианта Super Mushshak ведется РАС с 1995 года. Общее количество построенных самолетов Mushshak/Super Mushshak, судя по серийному номеру самолета для Турции, достигло 462. Самолет Super Mushshak весьма популярен в развивающихся «мусульманских» странах, и к настоящему времени закуплен уже 10 государствами, включая Азербайджан.
https://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ЛЁГКИЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЁТ MFI-395 SUPER MUSHSHAK

Пакистанский лёгкий учебно-тренировочный самолёт (УТС) MFI-395 Super Mushshak «Супер Мушшак» выпускается на предприятии «Пакистан аэронотикл комплекс» в г. Камра с 1996 года.
Является модернизированной версией собиравшегося там с 1981-го легкого самолета MFI-17 «Мушшак» – лицензионного шведского SAAB MFI-17 «Сафари». Он предназначен для начальной подготовки пилотов ВВС и армейской авиации страны.
Основные характеристики УТС: экипаж два-три человека (инструктор, обучаемый и преподаватель); длина 7,15 м, размах крыла 8,8 м, площадь крыла 11,9 м2, высота 2,6 м, максимальная взлетная масса 1 250 кг (пустого – 760 кг); максимальная скорость полета 268 км/ч (минимальная – 96 км/ч), дальность полета 814 км, практический потолок 6 700 м, максимальное время полета 4 ч 15 мин.
Силовая установка – поршневой шестицилиндровый двигатель мощностью 260 л. с. «Супер Мушшак» в отличие от базовой версии имеет более мощный двигатель американской компании «Лайкоминг», более информативную приборную панель и кондиционер в кабине.
Первый полет самолет выполнил в августе 1996 года. На вооружение ВВС Пакистана MFI-395 был принят в мае 2001 года. Пакистанские ВВС получили около 50 «Супер Мушшак». Еще 20 самолетов были поставлены ВВС Саудовской Аравии, пять – ВВС Омана. УТС также был принят на вооружение ВВС Ирана и Ирака.
В июне 2016 года было объявлено о подписании контракта на поставку УТС «Супер Мушшак» ВВС Катара, а в октябре – ВВС Нигерии.
Турция станет первой страной НАТО, на вооружение ВВС которой будут приняты УТС «Супер Мушшак».
В 2015 года представители Министерства обороны Пакистана объявили, что Турция передала Исламабаду 34 УТС T-37, что способствовало укреплению отношений в сфере обороны между двумя странами.
В 2015 году представители Министерства обороны Пакистана объявили, что Турция передала Исламабаду 34 УТС T-37, что способствовало укреплению отношений в сфере обороны между двумя странами. Новое соглашение будет способствовать развитию ВТС двух стран. Так, в августе пакистанская государственная компания «Карачи шипъярд энд инжиниринг уоркс» (Karachi Shipyard & Engineering Works Limited) спустила на воду предназначенный для ВМС Пакистана танкер-заправщик, построенный по проекту и в сотрудничестве с турецкой компанией STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik). В июне Министерство оборонной промышленности Пакистана заключило с STM контракт на проведение модернизации трех неатомных подводных лодок класса «Агоста-90B» («Халид»), состоящих на вооружении ВМС Пакистана. Пакистан и Турция также сотрудничают в области разработки и производства БЛА, модернизации бронетехники, боевых кораблей и истребителей F-16 ВВС Пакистана. Не исключено, что в дальнейшем ВС Пакистана могут стать заказчиками корветов класса «Ада», ударных вертолетов T-129 и БЛА «Анка» турецкого производства.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса 1 250 кг (пустого – 760 кг);
Длина 7,15 м,
Размах крыла 8,8 м,
Площадь крыла 11,9 м2,
Высота 2,6 м,
Максимальная скорость полета 268 км/ч (минимальная – 96 км/ч),
Дальность полета 814 км,
Практический потолок 6 700 м,
Максимальное время полета 4 ч 15 мин.
Экипаж два-три человека (инструктор, обучаемый и преподаватель);

Источники: ЦАМТО, factmil.com, ukrday.com и др.

УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ АЗИИ И АМЕРИКИ
УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ