САМОЛЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЗЕМНЫХ ВОЙСК MACHETE SM-27/SM-28 (США)
AIRCRAFT DIRECT FIRE SUPPORT FOR GROUND TROOPS MACHETE SM-27/SM-28 (USA)

06.05.2017

Фирма Stavatti (стартап, шт. Миннесота) предлагает ВВС США самолет непосредственной огневой поддержки наземных войск Machete для «частичной замены» штурмовиков A-10 Warthog, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на Defence Technology (5 мая). ВВС высказали пожелание приобрести 100 новых штурмовиков.
Самолет мыслится разработчиками как одноместный однодвигательный в двух вариантах – SM-27 (турбовинтовой) и SM-28 (реактивный). Вооружение штурмовика – 30 мм пушка GAU-8 и различное управляемое и неуправляемое вооружение на внешних подвесках.
Но «Мачете» всего лишь концепция. Инициаторы считают, что стоимость одного летного часа турбовинтового варианта составит всего около 1000 долл США, в то время как аналогичный показатель А-10 обходился бюджету Пентагона в более чем 10 000 долл, отмечает источник.
Военный Паритет


САМОЛЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЗЕМНЫХ ВОЙСК MACHETE SM-27/SM-28

С 1990-х годов на уровне дизайнерских концептов фирма «Ставатти Эйрспейс» прорабатывала весьма амбициозные проекты малозаметных боевых самолетов, относящихся к одному классу с истребителями F-16 и F/A-18. Проекты не вызвали, однако, какого-либо интереса ни у МО США, ни у потенциальных зарубежных заказчиков. В настоящее время там продолжаются работы над проектом малозаметного сверхманевренного истребителя SM-35 с крылом изменяемой геометрии, рассчитанного на скорость полета, соответствующую М = 2.5, и призванного составить конкуренцию самолету F-35. Не менее утопично выглядит также проект легкого сверхзвукового сверхманевренного истребителя SM-49 с крылом обратной стреловидности. Не трудно заметить, что источником вдохновения для этого проекта послужил российский самолет Су-47 «Беркут». Но если проекты истребителей SM-35 и SM-49 можно рассматривать, прежде всего, как удачный рекламный ход, направленный на при- влечение внимания прессы и потенциальных заказчиков к молодой авиастроительной фирме, то проект более реалистичного легкого дозвукового самолета SM-27 «Мачете», разработка которого удачно пришлась на период резкого возрастания интереса ВВС США к самолетам для локальных вооруженных конфликтов, имеет определенные шансы на практическое воплощение. В 2001 г. фирма начала предварительные исследования легкого самолета SM-27, рассматривавшегося как прототип целого семейства «противоповстанческих» штурмовиков (COIN), самолетов непосредственной поддержки сухо- путных войск (CAS) и учебно-тренировочных самолетов с турбовинтовым или турбореактив- ным двигателем. После завершения предвари- тельных исследований в 2006 г. фирма «Ставатти Эйрспейс» анонсировала в январе 2007 г. не сколь – ко проектов самолетов этого семейства. При этом наибольший интерес представляют проекты двухместного ударно-разведывательного и учеб- но-боевого самолета SM-27Т и легкого одно- местного штурмовика SM-27S, полностью соот- ветствующие требованиям ВВС США к легкому ударному самолету, который предполагается соз- дать в рамках программы LAAR. Самолет SM-27S/Т предполагается выпол- нить по схеме «продольный триплан» с цельно- поворотным ПГО и двухкилевым вертикальным оперением. В хвостовой части планируется уста- новить ТВД Пратт-Уитни PW127G мощностью 2920 л. с. с толкающим соосным многолопаст- ным воздушным винтом. Самолет должен иметь современное БРЭО, элементы которого предпо- лагается заимствовать у истребителя F-16, ком- плекс боевой живучести «на уровне комплекса самолета АТ-6В или выше», встроенное навига- ционно-прицельное оборудование и катапульт- ное кресло или кресла Мартин Бейкер Мk.16. В крупногабаритной гондоле под фюзеля- жем должна быть установлена встроенная четырехствольная пушка GAU-13 калибром 30 мм. На восьми узлах внешней подвески под крылом может размещаться вооружение общей массой до 3000 кг, причем эту нагрузку самолет должен нести при 100%-ном запасе топлива во внутрен- них баках. В состав вооружения включены ракеты класса воздух — воздух AIM-9 «Сай дуин – дер», НАР, свободнопадающие авиационные бомбы и КАБ. Фирма оптимистично оценивала сроки реа- лизации программы, а также ее финансовые аспекты. По утверждению ее представителей, в случае победы штурмовика SM-27S/Т в кон- курсе по программе LAAR (вероятно, имелся в виду конкурс второго этапа) серийное производство этих самолетов могло начаться уже в 2015—2017 гг., а стоимость одного ЛА должна составить всего 10—15 млн долл. Следует заметить, что в отличие от других самолетов, рассматривавшихся в качестве претендентов на роль самолета ОА-Х и являвшихся вариантами учебно-тренировочных, сельскохозяйственных и боевых самолетов, разработанных несколько десятилетий назад, штурмовик SM-27 должен был стать полностью новым авиационным комплексом специальной разработки, в полной мере оптимизированным под требования современных конфликтов ограниченной интенсивности. Так, по сравнению с самолетом АТ-6В, считавшимся фаворитом конкурса, он должен был иметь (согласно сравнительной таб- лице, представленной самой фирмой «Ставатти Эйр спейс») в 2.08 раза большую целевую нагруз- ’ ку, в 1.88 раза большую практическую дальность ’ и в 1.65 раза более высокую скорость. Представляют интерес основные характеристики самолета SM-27S/Т, декларируемого его разработчиками как «стопроцентный штурмовик LAAR». Помимо самолетов с ТВД фирма предложила вариант SM-27J, оснащенный бесфорсажным ТРДД F414, устанавливаемым на истребителях Боинг F/A-18E/F. От турбовинтового самолета он отличается несколько большей боевой нагрузкой ’ (3600 кг), а также увеличенными взлетной массой (12 540 кг) и скоростью (1060 км/ч). По своим основным характеристикам самолет SM-27J, по утверждению фирмы, соответствует или несколько превосходит штурмовики А-10А и Су-25. Реализовать этот проект предполагается несколько позже, чем проект SM-27S/Т.

ХАРАКТКЕРИСТИКИ

Масса пустого, м ………………….. 5400
Масса топлива (без ПТБ), кг ………….. 2270
Боевая нагрузка, кг ………………… 3000
Максимальная взлетная масса, кг ………. 11 200
Размах крыла, м …………………… 16.1
Длина самолета, м …………………. 12.3
Высота самолета, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.1
Скорость сваливания, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . 172
Крейсерская скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . 610
Максимальная скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . 700
Практический потолок, км …………… 11 300
Практическая дальность (без ПТБ), км …… 2960
Перегоночная дальность (с ПТБ), км …….. 6500
Взлетная дистанция, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 850
Посадочная дистанция, м . . . . . . . . . . . . . . . . . 370

Источники: Техническая информация ЦАГИ 2013 и др.