ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ М-31 С РАКЕТОЙ В-757
M-31 LONG-RANGE ANTI-AIRCRAFT
MISSILE SYSTEM WITH A B-757 MISSILE

По Постановлениям СМ от 29 (25) июля 1959 года №846-382 и от 21 июня 1961 года №565-236 для перспективных кораблей крейсерского типоразмера – ракетного корабля ПВО пр.1126 (разработка ЦКБ-17, главный конструктор В.В.Ашик) проектировался зенитно-ракетный комплекс дальнего действия М-31. Головной разработчик комплекса НИИ-20.


Ракетный корабль ПВО пр. 1126
1 – антенные посты системы управления ЗРК М-31; 2 – РЛС обнаружения; 3 – пусковая установка СМ-92 ракет КС-42 комплекса М-31; 4 – антенный пост системы управления «Ятаган» ЗРК М-1; 5 – пусковая установка СМ-102 комплекса М-1; 6 – погреба ЗУР комплекса М-31; 7 – погреба ЗУР комплекса М-1

В первом варианте ракеты КС-42 комплекса М-31 должны были поражать воздушные цели в радиусе 50-60 км от корабля-носителя в диапазоне высот 1-25 км.
Во втором из прорабатывавшихся по Постановлениям СМ от 29 июля 1959 года №846-382 и от 21 июня 1961 года №565-236 для перспективных кораблей крейсерского типоразмера вариантов комплекса М-31 предполагалось использовать ракеты В-757 (В-757М).
Во втором из прорабатывавшихся для перспективных кораблей крейсерского типоразмера вариантов комплекса М-31 предполагалось использовать ракеты В-757 (В-757М) длинной около 6,5 метров со стартовой массой 2800 кг, созданные ОКБ-2 МАП. Этот вариант комплекса, разработанный в НИИ-20 на базе зенитного ракетного комплекса М-3, предполагалось разместить на кораблях проекта 61Б, проектирование которых вело ЦКБ-53. Дальность поражения воздушных целей должна была составить 50 (45) км.
Предполагалось использование системы управления комплекса типа «Гром», аналогичной примененной на серийном комплексе М-11. Работное время системы 22 секунды. Интервал между пусками ракет – 5 секунд. Целеуказания с точностью +/-0,8 градуса по угловым координатам и 500 метров по дальности предполагалось получать от общекорабельных радиолокационных систем.
Пусковая установка СМ-98А (СМ-92А) с механизмами подачи и хранения ракет разрабатывалась ЦКБ-34 при участии ЦНИИ-173. Общая масса пусковой установки, устройства хранения и подачи ракет – 145 тонн.

Ракеты В-757 имели маршевый твердотопливный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, что существенно должно было упростить эксплуатацию ракет на кораблях.
В-757(17Д) – опытная твердотопливная ракета, на вооружение не принималась. Согласно техническому заданию ракета разрабатывалась для перехвата воздушных целей, летящих со скоростями до 2300 км/ч на высотах до 25 км. В ОКБ-2 МАП был рассмотрен вариант ракеты с комбинированным ракетно-прямоточным твердотопливным двигателем. Ракета строилась на базе ракеты 20Д (В-755) по Постановлению СМ (о разработке новой ракеты и модернизации системы С-75), принятому в июне 1958 года и предполагалась к использованию в корабельном комплексе. Масса топлива двигателя маршевой ступени – около 500 кг. Для ракеты использована нормальная аэродинамическая схема, в носовой части корпуса маршевой ступени устанавливались стабилизаторы. Использовался ускоритель типичный для ракет семейства В-750, отличавшийся только узлом сочленения и расцепки с маршевой ступенью. Испытания ракеты проводились в три этапа: бросковые – баллистические испытания ракеты в составе стартового ускорителя и маршевой ступени в упрощенной комплектации; автономные – пуски ракет в полной комплектации, совместные – в замкнутом контуре управления. Бросковые испытания проводились на трех мекетных образцах со стартовой массой около 2200 кг с января 1960 года. Дальность полета – до 23 км, скорость полета – 560 м/с при разделении ступеней, 690 м/с – при включении маршевого двигателя. Автономные испытания проводились с 22 апреля 1960 года. С весны 1961 года для газогенератора двигателя маршевой ступени применено новое топливо, с лета 1961 года использовался новый стартовый ускоритель. Испытания проводились до середины 1962 года, проведено до сорока пусков с доработанной наземной пусковой установки. Стартовая масса ракет 17Д 2635-3045 кг. Дальность полета на активном участке – 40 км, высота полета – 23 км, средняя скорость 820-860 м/с.
Работы по этому варианту комплекса также были прекращены в 1961 году.
Процесс свертывания надводного кораблестроения в пользу подводных лодок привел в 1961 г. к отказу от предусмотренного программой на семилетку строительства трех новых кораблей ПВО пр. 1126 и к прекращению работ по комплексу М-31.
В связи с прекращением работ по проекту 1126 работы по комплексу М-31 были прекращены Постановлением СМ от 21 июня 1961 года №565-236.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние проектные работы в 1959 – 1961 гг.
Число каналов по цели 1
Число каналов по ракете 2
Сектор обзора РЛС наведения, град:
в режиме поиска цели:
- по азимуту до 360
Дальность обстрела цели, км:
- минимальная 10
- максимальная 45 (50-70)
Высота цели, км:
- минимальная 3
- максимальная 20-25

СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ РАКЕТ:
Колич. сопровождаемых целей 1
Колич. наводимых ракет 2
Зона обнаружения:
- по азимуту, град 360
Сканирование механическое

РАКЕТА
Тип В-757 (17Д)
Разработчик ОКБ-2 МАП
Система управления радиокомандная
Число ступеней 2
Тип двиг. ускорителя РДТТ
Тип двиг. маршевой ступени ТТ ПВРД
Массы, кг:
- ракеты около 2800
Габарты ракеты, м:
- длина полная около 6,5

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА
Тип стабилизированная двухбалочная СМ-92А
Разработчик ЦКБ-34
Тип старта ракеты наклонный
Скорострельность залп за 60 секунд
Угол верт. наведения, град. -10/+
Количество ракет на ПУ, шт 2
Количество ЗУР в погребе 24

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 15.03.2020

Источники:
1. А.В. Карпенко «Российское ракетное оружие 1943-1993″. Санкт-Петербург
2. С.М. Ганин, А.В. Карпенко, В.И. Жизневский, Г.В. Федотов «Зенитная ракетная система С-300″. Невский Бастион №3, 1997, С-Пб
3. «Ракеты «Факела» Под общей редакцией генерального конструктора МКБ «Факел», дтн, профессора В.Г. Светлова. РИА «Глория-Арт», 2003
4. Р. Ангельский «Корабельные ЗРК». журнал «Техника и вооружение № 9 2013 г.

КОРАБЛЬ ПВО ПРОЕКТА 1126
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ М-31 С РАКЕТОЙ КС-42
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-75
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ М-3
НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НИЭМИ)
ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 1960-Х ГОДОВ (ПРОЕКТЫ)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ