ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС М-2 «ВОЛХОВ-М»
M-2 VOLKHOV-M ANTI-AIRCRAFT MISSILE SYSTEM

Первые проработки размещения зенитного ракетного оружия на кораблях выполнили в НИИ военного кораблестроения еще к 1950 г. В результате было определено, что на крейсере пр. 68 бис можно разместить до 34, а на эсминце пр.41 — до 14 зенитных ракет Р-101. Но эта ракета не нашла свое место в войсках. Отечественным Военно-промышленным комплексом для ПВО страны были последовательно разработаны более совершенные ЗРК С-25 и С-75. Первый остался только на обороне столицы – Москвы, зато, второй С-75 стал массовым и постепенно от особо важных объектов «пошел» по всей стране, став основой будущей системы ПВО Советского Союза. Поэтому именно С-75 был предложен для освоения флотом.
Первоначально проработки велись применительно к уже явно устаревшим крейсерам пр.68К, заложенным еще до войны и вступившим в строй к 1950 г. Но так как стоимость такой модернизации оказалась сопоставима с затратами на постройку нового корабля, дальнейшие исследования проводились в основном применительно к более современным крейсерам пр. 68 бис. Работы на семи строившихся кораблях этого проекта приостановили в 1955 г. до готовности технической документации для их достройки в качестве ракетоносцев с комплексом «Стрела», а не классических артиллерийских кораблей.
Постановлением Правительства от 13 августа 1955 г. «О защите кораблей ВМФ от авиации» предписывалось, в частности, переоборудование уже вступивших в строй артиллерийских кораблей пр. 68 бис с заменой обеих кормовых башен на пусковые установки зенитного комплекса С-75. В соответствии с постановлением от 30 января 1956 г. на 1959—1960 гг. предусматривался ввод в строй трех крейсеров с зенитным ракетным вооружением по пр.70 с заменой всех четырех башен главного калибра на пусковые установки зенитного ракетного комплекса (ЗРК), получившего обозначение «М-2».
Комплекс Войск ПВО страны С-75 «Волхов» был доработан в интересах ВМФ. Доработка выполнялась МНИИ-1 и НИИ-49 МСП. Работами руководили главные конструкторы: С.Т.Зайцев (аппаратурная часть комплекса, НИИ-49), П.Д.Грушин (ракета, ОКБ-2 МАП), А.С.Гринштейн, Е.Г.Рудяк (пусковые установки, ЦКБ-34). НИОКР начаты в 1956 г. для вооружения крейсеров пр. 70. Позже ЗРК планировалось использовать на разных проектов крейсеров.
Комплекс М-2 предназначался для крейсеров проекта 70 и 71, опытный вариант комплекса М-2 был размещен на легком крейсере пр. 70Э «Дзержинский».
Крейсера проекта 70 проектировались в ЦКБ-16 по постановлению СМ СССР №1502-840 от 13 августа 1955 г. В первоначальном варианте проекта планировалась установка ЗРК М-2 в составе 4 ПУ с боезапасом 44 ЗУР В-753 и 2 РЛС «Корвет». В последнем варианте проекта предполагалось оснащение 2 ПУ. Работы по крейсерам прекращены постановлением СМ СССР №959-442 от 10 августа 1957 г., а изготовленное промышленностью вооружение передали для вооружения крейсеров пр.71.
Крейсера пр.71 проектировались в корпусах пр.68бис. Предполагалось на корме установить 2 ПУ с боезапасом 22 ЗУР В-753 и 2 РЛС «Корвет».
В состав комплекса М-2 входили: система управления «Корвет» (»Корвет-Севан»), пусковая установка СМ-64 с устройствами подачи и заряжания и 10 ЗУР В-753, размещенных в погребе. Работное время комплекса – 95 (115) секунд. Время полета ракеты на максимальную дальность – 40 секунд.
Обнаружение воздушных целей и целеуказание системе управления обеспечивалось РЛС «Кактус» и «Разлив».

Двухбалочная стабилизированная в двух плоскостях пусковая установка СМ-64 разработана в ЦКБ-34 по приказу МОП от 7 октября 1956 года. со Пусковая установка обеспечивала наведение и пуск ракет в направление на цель с допустимым для комплекса темпом стрельбы – 5 секунд. Погреб со средствами хранения (два барабана на пять ракет каждый, подачи и заправки 10 ракет разрабатывался ЦКБ-16. Обеспечивалось долговременное хранение в погребах ракет с заправкой горючим, предстартовая заправка окислителем и проверка бортового оборудования, подача ракет на пусковую установку.

Ракеты 13Д комплекса С-75 дорабатывались для комплекса М-2 при сохранении элементов пранера и бортовой аппаратуры применительно к использованию с пусковой установки СМ-64 (ракеты подвешивались под направляющими) с учетом специфики морских условий и обеспечения пожаро-взрывобезопасности при длительном хранении в погребе при постоянной заправке одним из компонентов топлива (горючим).
На поворотной части и балках пусковой установки размещались площадки обслуживания, для проведения проверок и обслуживания ПУ при установленных в вертикальное положение балках.
В отличие от верхней установки ракет 13Д на пусковых СМ-63 и СМ-90 комплекса С-75 ракета 13ДМ (В-753) на ПУ СМ-64 подвешивалась на бугелях, расположенных на стартовом ускорителе. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с дестабилизаторами в передней части.
Подрыв ракеты осуществляется по команде радиовзрывателя или по команде от станции наведения при подлете к цели.

Ракеты зенитных комплексов С-75 различных модификаций и М–2 с 1958 года выпускались Ленинградским Северным заводом, позднее производство ракет было передано на завод «Авангард» (Москва).

Ракеты поставлялись на корабль с технических баз полностью укомплектованными, но не заправленными. Ракеты предполагалось хранить на корабле в состоянии «промежуточная готовность» – без заправки компонентами топлива или при заправке только горючим. Заправка ракет горючим и окислителем из корабельных емкостей должна была производиться последовательно при переводе ракет в состояние «окончательная готовность». Разрабатывалась система автоматической заправки, параллельно предполагалось наличие и использование резервной ручной системы заправки ракет. Система топливозаправки предусматривала возможность обратного слива горючего и окислителя из неиспользованных ракет.
В соответствии с Постановлением Правительства от 13 августа 1955 года N1502-840 «О защите кораблей ВМФ от авиации» ЦКБ-16 приступило к разработке технического пр. 70 (главный конструктор К.И.Трошков) – переоборудования легкого крейсера пр. 68бис в корабль ПВО. Первоначально предполагалась замена на корабле всех 152-мм орудийных башен четырьмя спаренными пусковыми установками ЗРК средней дальности М-2 с общим боекомплектом 44 ракеты В-750. В последующих вариантах на корабле сохранялись две 152-мм башенные артиллерийские установки при двух пусковых установках зенитных ракет.
Работы по крейсерам пр. 70 прекращены Постановлением СМ СССР от 10 августа 1957 года N959-42, работы по экспериментальному крейсеру пр. 70Э были продолжены.
На крейсерах по пр. 71 предусматривалась замена двух кормовых башен МК-5бис главного калибра (152-мм) находящихся в строю кораблей пр. 68бис спаренными пусковыми установками СМ-64 с общим боекомплектом 22 ракеты.
Предполагалось перевооружить четыре из уже построенных крейсеров по пр.71 с заменой на ЗРК только кормовых башен главного калибра. Однако и этот проект не был реализован, так как утвержденная в конце 1958 г. программа военного кораблестроения уже не предусматривала ни достройку, ни переоборудование крейсеров пр. 68 бис.
Система управления и одна двухбалочная пусковая установка комплекса М-2 обладали малой огневой производительностью. Большие габариты ракеты и антенного поста, неудобства в обслуживании и заправке ракеты с ЖРД (на маршевой ступени) также отрицательно повлияли на решение о широком размещении комплекса на кораблях ВМФ.
Единственный экземпляр комплекса М-2 был установлен на легком крейсере «Дзержинский». Установка первого ЗРК на корабль осуществлялась в ходе реконструкция крейсера «Дзержинский пр.68бис в пр.70Э на заводе «Севморзавод» в Севастополе с 15 октября 1957 г. по 24 декабря 1958 г. В 1957 году экспериментальный образец комплекса М-2 был установлен на переоборудованном по пр.70Э легком крейсере «Дзержинский».
Испытания ракет начались в феврале 1958 г. Первый пуск ракет оказался удачным – сбит беспилотный самолет-мишень Ил-28 на высоте 10000 м. Летно-конструкторские испытания экспериментального образца комплекса М-2 проводились в апреле-июле 1959 года. Комплекс М-2, установленный на крейсере пр. 70Э, был принят на вооружение в 1962 году.
Большие габариты ЗУР ограничили боекомплект всего десятью ракетами, а применение токсичных, агрессивных и огнеопасных компонентов топлива создавало предпосылки для аварий и катастроф.
Эти недостатки М-2, а также его дальность, недостаточная для поражения самолетов противника до пуска ими своих ракет, стали очевидными уже к началу 1956 г. Поскольку даже при проектировании нового корабельного ЗРК не удавалось сразу устранить его громоздкость и недостаточную дальность, постановлением от 27 марта 1956 г. задавалась разработка комплексов реактивного оружия малой (до 16 км) и большой (до 55 км) дальности.
3 августа 1961 года «Дзержинский» был переклассифицирован в учебный крейсер. Крейсер эксплуатировался до середины 1980-х годов, 12 октября 1988 года исключен из состава ВМФ и разоружен.
После того как летом 1956 г военные сочли нецелесообразным перевооружение крейсеров либо только ударным, либо только зенитным ракетным оружием, началось проектирование корабля пр. 64 с 12 крылатыми противокорабельными ракетами П-6 и зенитным ракетным вооружением.
Усовершенствованный комплекс М-2бис с системой управления «Корвет» предполагался к установке на одном из вариантов крейсеров проекта 64 включавшем две спаренные пусковые установки М-2бис, а также ПУ ракет комплекса малой дальности М-1. Однако комплекс признан неперспективным для кораблей ВМФ и Постановления по его разработке не принималось. В дальнейшем на крейсере проекта 64 прорабатывалось размещение ЗРК большой дальности М-3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние на вооружении с 1962 г.
Код НАТО SA.N-2 Guideline
Дальность обстрела цели, км:
- минимальная 3
- максимальная 30 (43)
Высота цели, км:
- минимальная 3 (0,4)
- максимальная 20 (30)
Скорость цели, м/с:
- минимальная 0
- максимальная 640-700

СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ РАКЕТ:
Тип «Корвет» (»Корвет-Севан»
Разработчик НИИ-10 ГКРЭ
Колич. сопровождаемых целей 1
Колич. наводимых ракет 2
Зона обнаружения:
- по азимуту, град 360
Сканирование механическое
Число каналов по цели 1
Число каналов по ракете 3

РАКЕТА
Тип В-753 (13ДМ) – Комплекс М-2 «Волхов-М», В-755 – Комплекс М-2бис
Код НАТО SA.N-2 Guideline
Разработчик ОКБ-2 МАП
Система управления радиокомандная
Метод наведения ПС, ТТ
Число ступеней 2
Скорость полета, м/с 1100-1200
Тип двиг. ускорителя РДТТ
Тип двиг. маршевой ступени ЖРД
Массы, кг около 1600
Габарты ракеты, м:
- длина полная 10,4-10,5
- макс. диаметр ускорителя 0,7
- размах стабилизатора 2,6
- размах крыла 1,8

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА
Тип стабилизированная двухбалочная СМ-64
Разработчик ЦКБ-34
Тип старта ракеты наклонный
Угол верт. наведения, град. -10
Количество ракет на ПУ, шт 2
Количество барабанов в погребе 1
Количество ЗУР на барабане 10
Время перезарядки ПУ двумя ЗУР, с – 40-50

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 26.03.2020

Источники:
1. А.В. Карпенко «Российское ракетное оружие 1943-1993″. Санкт-Петербург
2. «Ракеты «Факела» Под общей редакцией генерального конструктора МКБ «Факел», дтн, профессора В.Г. Светлова. РИА «Глория-Арт», 2003
3. Р. Ангельский «Корабельные ЗРК». журнал «Техника и вооружение № 9 2013 г.
4. Широкорад А.Б., Как были уничтожены первые советские атомные крейсеры. // Техника и оружие. N 1 / 1995 г.
5. Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
6. http://militaryrussia.ru

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 64
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ЗЕНИТНЫМ РАКЕТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ПРОЕКТА 70Э ТИПА «ДЗЕРЖИНСКИЙ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТ 71 (ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ КРЕЙСЕРОВ ПР. 68 БИС)
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПВО ПРОЕКТ 70 (ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ КРЕЙСЕРОВ ПР. 68 БИС)
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-75
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ М-31 С РАКЕТОЙ В-757
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ М-3
НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НИЭМИ)
ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 1960-Х ГОДОВ (ПРОЕКТЫ)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ