БОРТОВОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПЛЕКС ПОДАВЛЕНИЯ
РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
УПРАВЛЕНИЯ ОРУЖИЕМ «КАРПАТЫ»
THE ONBOARD ELECTRONIC SYSTEMS
OF SUPPRESSION OF ELECTRONIC
CONTROL WEAPONS «KARPATY»

В 1970-1980-х годах был разработан бортовой комплекс обороны БКО «Карпаты» для фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Бортовой комплекс обороны БКО-2М «Карпаты» (изд. Л234) предназначен для индивидуальной защиты самолета Су-24М и его модификаций от средств поражения.
Бортовой радиоэлектронный комплекс подавления радиоэлектронных средств управления оружием «Карпаты» предназначен для индивидуальной защиты самолетов от поражения средствами противовоздушной обороны противника с радиотехническими и инфракрасными системами наведения оружия.
Бортовой комплекс обороны состоит из двух подсистем – информационной и исполнительной, под общим управлением специализированного вычислителя Л167 «Неон». Информационная подсистема контролирует прилегающие воздушное и земное пространство на предмет угрозы. Состоит из станции предупреждения об облучении Л006 СПО-15 «Берёза» и теплопеленгатора ЛО82 «Мак-УЛ».
Исполнительная подсистема состоит из станции радиоэлектронных помех индивидуальной защиты «Сирень-Ф» (или «Герань», или «Гардения») и автоматов отстрела патронов «ДО» и «ЛТЦ» АПП-50 (изд. Л029).
Антенны СПО-15 расположены по бокам воздухозаборников двигателей и на вертикальном оперении, теплопеленгатор «Мак» расположен сверху фюзеляжа за кабиной, антенны станции активных помех в основании киля, пара АПП-50 установлены в хвосте фюзеляжа между двигателями (ранее устанавливались в обтекателях сверху фюзеляжа по бокам киля, но затем, из-за возникновения тряски на больших скоростях полета, были утоплены в фюзеляж. По этой же причине и антенна «Березы», располагавшаяся вначале на контейнере тормозного парашюта, была перенесена на вертикальное оперение.)
ФГУП «ПО «Квант» предлагало для станций:
- запасные части, агрегаты, узлы, приборы, комплектующие изделия;
- техническое обслуживание, ремонт;
- Л-169 (»Кальмар-Ф»), предназначенный для самолетного наземного контроля
- пульт 1160, предназначенный для самолетного наземного контроля;
- комплект КП, предназначенный для самолетного наземного контроля;
- ПАК Л029, предназначенный для самолетного наземного контроля;
- Л084 (»Чистик»), предназначенный для самолетного наземного контроля;
- Л158-1 (»Шахматист») в автомобиле, предназна¬ченный для проведения регламентных работ;
- Л075 (»Фитофтора») в автомобиле, предназначен¬ный для проведения регламентных работ;
- стендовый комплект изделия Л234, предназначен¬ный для ремонта;
- изделие Л075 (без автомобиля), предназначенное для ремонта;
- стендовый комплект изделия Л158-1, предназна¬ченный для ремонта;
- Л183-1 (комплект эксплуатационно-ремонтных пультов «Буквица), предназначенный для ремонта.
Первые серийные Су-24М были поставлены в ВВС СССР в июне 1981 года, первыми их осваивали летчики 4 ЦБП (Воронеж). В 1985-86 г.г. были проведены войсковые испытания самолета. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года, когда с завода ушли последние серийные Су-24М.

Источники: ВТС «Бастион», Под редакцией Н.А. Колесова, И.Г. Носенкова. Радиоэлектронная борьба. От экспериментов прошлого до решающего фронта будущего.- М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2015, реклама ПО «Квант», Целевое оборудование Су-24 – ..:: 2FLY.KZ – Портал для любителей авиационной техники и истории, ru.wikipedia.org и др.

ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24М
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КВАНТ»
КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
АВИАЦИОННОЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ