ПЛАВУЧИЙ МАЯК «ИРБЕНСКИЙ»

LIGHTSHIP «IRBENE»

05.02.2017
МАЯК ИРБЕНСКИЙ В КРОНШТАДТЕ

Маяк Ирбенский после ремонта находится на стоянке в Средней гавани Кронштадта. Ремонт плавучего маяка прошел в Морском судоремонтном заводе Кронштадта.
После ремонта Ирбенский будет отбуксирован в Калининград и на его борту будет размещён музей, входящий в экспозицию Музея Мирового океана.
ВТС «БАСТИОН»

21.02.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПЛАВУЧИЙ МАЯК «ИРБЕНСКИЙ» ОТПРАВИЛСЯ НА РЕМОНТ. 30.10.2016

Плавучий маяк Ирбенский, который долгое время обеспечивал безопасность судоходства на Балтике, отправляется на ремонтно-восстановительные работы на Кронштадтский морской завод.
По окончании работ маяк станет экспонатом Музея Мирового океана. Отметим, что это единственный оставшийся в России плавучий маяк.
ВТС «БАСТИОН», 21.02.2017

ПЛАВУЧИЙ МАЯК «ИРБЕНСКИЙ» ОТПРАВИЛСЯ НА РЕМОНТ. 30.10.2016

09.06.2017

Кронштадтский морской завод (входит в ОСК) проводит завершающие ремонтные работы на плавучем маяке «Ирбенский». Главная цель ремонта – подготовка уникального судна к морскому переходу из Кронштадта в Калининград, который состоится во второй половине июня. Заводские специалисты заняты проверкой герметичности иллюминаторов, дверей и люков внешнего контура судна. В ходе испытаний осуществляются необходимые ремонтные работы.
Проверяются крепления оборудования и механизмов в помещениях машинного отделения, ремонтируются стенки надстройки в местах их примыкания к главной палубе.
После ремонта плавучий маяк будет отбуксирован в Калининград на вечную стоянку, чтобы войти в состав флотилии кораблей-музеев, экспонатов Музея мирового океана.
Маяк «Ирбенский» проходил доковый ремонт на Кронштадтском морском заводе во второй половине ноября 2016 года. В ходе ремонта было проведено тщательное обследование корпуса судна и всей донно-забортной арматуры. Корпус был очищен и заново покрашен. Проверены мореходные качества судна.
В конце ноября 2016 года маяк покинул акваторию Морского завода и до мая нынешнего года находился в Средней гавани Кронштадта.
ОСК

28.06.2017

Кронштадтский морской завод (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вывели плавучий маяк из акватории завода. Морской переход в Калининград займет около пяти дней.
В ходе ремонта специалисты завода завершили подготовку к буксировке маяка в Калининград. Были укреплены палубы в местах со сквозной коррозией, проверена герметичность иллюминаторов, дверей и люков внешнего контура судна. Зафиксировано оборудование и механизмы в помещениях машинного отделения, отремонтированы стенки надстройки в местах их примыкания к главной палубе.
«Ирбенского» поведет один буксир. Ему предстоит пройти более пятисот морских миль (более 1000 километров). В Калининграде маяк ошвартуется на Набережной исторического флота.
Ранее во второй половине ноября 2016 года маяк «Ирбенский» проходил доковый ремонт на Кронштадтском морском заводе.
В ходе ремонта было проведено тщательное обследование корпуса судна и всей донно-забортной арматуры, обеспечивающей живучесть корабля. Корпус был очищен и заново покрашен, проведен ремонт винторулевого комплекса. По результатам докового ремонта было принято решение о возможности морской транспортировке маяка.
Плавучий маяк «Ирбенский» был установлен в Ирбенском проливе в 1962 году и на сегодняшний день является последним обитаемым (экипаж до 19 человек) и плавучим маяком в мире, а также единственным судном подобного типа, сохранившимся в России.
ОСК


ПЛАВУЧИЙ МАЯК «ИРБЕНСКИЙ»

История плавучего маяка «Ирбенский» начинается в 1962 году, когда он был установлен в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе, соединяющем Рижский залив и Балтийское море. Его длина 43,4 м, ширина — 9,5 м, осадка при полной загрузке — 3,8 м, водоизмещение — 672 т. Скорость хода — 8,7 узла. Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 метров, дальность видимости — 12 миль. Звуковой сигнал был слышен за 4 мили. Радиосигнал азбукой Морзе распространялся на 15 миль. Экипаж из 19 человек размещался в 13 жилых каютах. По запасам провизии и пресной воды автономность судна составляла 50 суток.
Маяк приводился в движение с максимальной скоростью 8,2 узла дизелем производства ГДР мощностью 375 индикаторных сил. В просторном машинном отделении располагались три дизель-генератора и парогенератор системы отопления. Запас топлива достигал 90 т, что обеспечивало 10-суточную работу главного двигателя и 120 суток работы паро- и электрогенератора. За один переход маячное судно могло преодолеть до 1800 миль при волнении до 7 баллов и ветре до 10 баллов.
На борту плавмаяка имелся запас в 46 т питьевой воды и морозильная камера для 850 кг мяса, рыбы и овощей, что обеспечивало команде автономность до 50 суток обычной жизни на борту. Матросы и лоцманы размещались в семи двухместных каютах, капитан и старшие офицеры – в шести одноместных. Всего в надстройке вдоль двух тамбуров располагались 13 кают. Внутренняя отделка жилой палубы выполнена из светлой ламинированной фанеры, мебель в каютах – кровати с ящиками, шкафы, столы из ценных пород дерева. Разумеется, финны предусмотрели на борту и небольшую сауну.
На «Ирбенском» имелся лоцманский катер и двухтонный поворотный кран для его спуска на воду, но, в отличие от «Астраханского», лоцманской службы на маяке не было. Корпус плавучего маяка был разделён семью водонепроницаемыми переборками. Непотопляемость судна обеспечивалась при затоплении двух смежных отсеков из восьми. Эвакуацию экипажа обеспечивали две вёсельные шлюпки.
Маячная мачта была выполнена в виде полой металлической трубы с лестницами внутри и на внешней стороне. Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 м, дальность видимости – 12 миль. Светооптический аппарат производства шведской фирмы AGA с поясной линзой полуметрового диаметра обеспечивал 12-мильную видимость огня. Для стабилизации линзы в горизонтальной плоскости при качке использовалась маятниковая система из тросов и трубок, уходивших из фонарного сооружения в корпус судна ниже ватерлинии и связанных там с грузом-балансиром. При нештатных ситуациях и при движении своим ходом на маяке зажигался красный огонь.
«Ирбенский» был также оборудован звукосигнальной установкой (наутофоном) и радиомаяком, включаемыми в условиях тумана. Наутофон ЛИЕЖ-300 сообщал проходящим в радиусе 4 миль судам о позиции плавмаяка звуком низкой тональности, испускаемым с четырёх излучателей, смонтированных на отдельной мачте ближе к корме судна. Радиомаяк МРМ-54 использовал 15-метровую проволочную антенну, натянутую между мачтами, для передачи азбукой Морзе туманного сигнала «ПМ» на расстояние 15 морских миль. Оценивая задержку наутофонного гудка относительно радиосигнала, экипажи проходивших Ирбенский пролив судов могли быстро и точно определить расстояние до плавмаяка и, соответственно, своё местоположение. Среди штурманского вооружения на плавучем маяке имелись две радиостанции, радиопеленгатор, эхолот и радиолокационная станция «Дон».
В 1985 году завершилась постройка стационарного маяка “Ирбенский” на гидротехническом основании в районе банки Михайловская, и плавучий Ирбенский был снят со своей позиции.
Следующим пунктом его установки стала начальная точка глубоководного фарватера, ведущего в Венспилс, где располагался один из основных незамерзающих портов СССР на Балтике. Однако немалые затраты на содержание приёмного плавмаяка в Вентспилсе не имели большого смысла, и после года с небольшим на новом месте плавмаяк снова остался без работы.

С тех пор прошло всего четыре года, а мир, окружающий маяк, изменился до неузнаваемости. Современный и «молодой» по корабельным меркам плавучий маяк стоял без дела и перспектив в иностранной отныне республике. В 1994 году плавучий маяк Ирбенский был отбуксирован в Балтийск, а затем – в Ломоносов, на базу 607 ОДнГС.
Из стоящего у причальной стенки судна решено было сделать штаб дивизиона. С тех пор «Ирбенский» 15 лет стоял у причальной стенки, а на его борту шла размеренная штабная жизнь.
Уникальный и единственный сохранившийся в России плавучий обитаемый маяк «Ирбенский», который 20 лет простоял у причальной стенки и чудом избежал продажи на металлолом, после ремонта станет филиалом Музея мирового океана (ММО). Плавучий маяк «Ирбенский» в мае 2016 года отшвался от причальной стенки в Ломоносове (Санкт-Петербург) и отправился на докование, где его привели в порядок.

Для дальнейшего базирования судна должна быть выбрана площадка его размещения уже как судна-музея. Среди вариантов рассматривались Калининград и Санкт-Петербург. По завершению восстановительных работ плавучий маяк «Ирбенский» станет экспонатом музея Мирового океана в Калининграде. Расходы на его восстановление взяло на себя Министерство культуры РФ.
Ремонт плавучего маяка прошел в Морском судоремонтном заводе Кронштадта. Маяк Ирбенский после ремонта находится на стоянке в Средней гавани Кронштадта.
После ремонта Ирбенский будет отбуксирован в Калининград и на его борту будет размещён музей, входящий в экспозицию Музея Мирового океана.

Источники: wwportal.com, www.melkon.lv, flotprom.ru, www.vesti.ru и др.

ПЛАВУЧИЙ МАЯК «ИРБЕНСКИЙ» ОТПРАВИЛСЯ НА РЕМОНТ. 30.10.2016
МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА. КАЛИНИНГРАД