МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ DHRUV (ИНДИЯ)
MULTI-PURPOSE HELICOPTER DHRUV (INDIA)

31.03.2017

ВМС Индии и Силы береговой охраны Индии заказали 32 вертолета типа Dhruv.
Эти вертолеты разработаны и производятся в Индии на заводе компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в полном соответствии со стратегией «Делай в Индии».
Закупка этих вертолетов существенно увеличит возможности по обеспечению безопасности страны. Машины приобретаются поровну – по 16 единиц – для ВМС и береговой охраны.
Военный паритет

01.07.2018

Индийская компания HAL успешно испытывает легкий вертолет Dhruv Mk.III ALH для оснащения Индийской береговой охраны (Indian Coast Guard – ICG).
Вертолет передан в Центр исследований и проектирования вертолетов компании, возможны 19 модификаций по требованиям разных клиентов с последующей сертификацией.
Этот вертолет один из 16 машин, заказанных Центром для «низкоинтенсивных морских операций» и наблюдения за береговой акваторией. Поставки сертифицированных вертолетов должны начаться с 2020 года, затем в течение пяти лет будет отрабатываться логистика машины.
Военный паритет

10.08.2018

Компания Saab получила заказ от индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) на закупку комплексов самообороны IDAS-2 для оснащения многоцелевых вертолетов Dhruv индийской армии, сообщает www.airrecognition.com 8 августа. Стоимость контракта составляет 39 млн долл США.
Производство оборудования будет вестись на объекте «Сааб» в Центурионе (ЮАР), поставки начнутся в 2019 году. Таким образом, «Сааб» становится партнером индийской оборонной промышленности.
Бортовой комплекс обороны IDAS предназначен для защиты самолетов и вертолетов в разнообразных условиях боевой среды, поставляется странам Европы, Азии, Африки и Ближнего Востока.
Вертолет Dhruv ALH поступил на вооружение в 2002 году, новейший вариант Мк3 оснащен двигателями Shakti, новыми системами РЭБ и оповещения об угрозах, автоматической системой отстрела дипольных отражателей и тепловых помех, улучшенной системой контроля вибрации планера.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

23.02.2019

На проходящей с 20 по 24 февраля 2019 года в Бангалоре (Индия) аэрокосмической выставке Aero India 2019 индийское государственное авиастроительное объединение Hindustan Aeronautics Limited (HAL) впервые продемонстрировало опытный образец-демонстратор корабельного варианта производимого ею многоцелевого вертолета Dhruv Mk III Advanced Light Helicopter (ALH), получившего обозначение Naval Utility Helicopter (NUH).
Вертолет NUH создается в интересах ВМС и береговой охраны Индии при участии проектного управления ВМС Индии, и должен использоваться в качестве многоцелевого и поисково-спасательного. Первый полет представленного прототипа-демонстратора намечен на 2019 год.
Основными отличиями NUH от базового Dhruv Mk III являются складные хвостовая балка и лопасти несущего винта, для облегчения корабельного базирования. За счет этого в сложенном состоянии длина вертолета сокращается с 15,85 м до 13,5 м, ширина (размах несущего винта) – с 13,2 до 3,5 м, и высота – с 5,06 до 4,2 м. NUH также получил колесное шасси вместо лыжного, новую систему управления и частично обновленную авионику. Вертолет оснащается двумя лицензионными турбовальными двигателями HAL Shakthi 1H1 мощностью по 1032 кВт. Максимальный взлетный вес 5000 кг, наибольший вес полезной нагрузки в кабине – 1200 кг.
https://bmpd.livejournal.com

AERO INDIA 2019 12-Я АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

13.02.2021

Компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) приступила к поставке командованию ВМС и Береговой охране Индии вертолетов «Дхрув» Mk.3.
Как сообщает Flightglobal.com, в рамках выставки Aero India 2021 в Бангалоре индийская государственная авиастроительная компания передала три вертолета командованию ВМС и два – Береговой охране Индии. Это первые поставки вертолетов «Дхрув» версии Mk.3 данным заказчикам.
По заявлению исполнительного директора Helicopter Complex HAL С.Анбувелана, первоначально планировалось поставить по 10 вертолетов «Дхрув» Mk.3 ВМС и Береговой охране Индии до 31 марта, но поставки отстают от графика из-за пандемии COVID-19. К 31 марта HAL планирует поставить еще четыре вертолета ВМС и три – Береговой охране.
Несмотря на задержки, связанные с пандемией коронавируса, HAL стремится завершить поставку вертолетов, заказанных ВМС и Береговой охраной, к сентябрю 2021 года – как и предусмотрено контрактом.
Как сообщал ЦАМТО, в марте 2017 года Министерство обороны Индии подписало с компанией HAL контракт стоимостью 80 млрд. рупий (1,2 млрд. долл.) на поставку 32 новых усовершенствованных легких вертолетов (ALH) «Дхрув» для ВМС и Береговой охраны страны. Контракт предусматривает поставку ВМС и Береговой охране по 16 новых вертолетов, а также пятилетнее материальное обеспечение поставленной техники. Предполагается, что ВМС будут использовать «Дхрув» для выполнения различных задач, включая патрулирование, поисково-спасательные операции, перевозку войск и грузов, а также VIP-персон. Вертолеты Береговой охраны в основном будут применяться для поисково-спасательных операций.
Морской вариант «Дхрув» оборудован выдвигающимся трехколесным шасси, РЛС обнаружения SV-2000, системой посадки на палубу с гарпунным захватом, системой дозаправки топливом под давлением, обтекателями на бортах фюзеляжа. Вариант для Береговой охраны имеет высокое сходство с версией ВМС, оснащен установленной в носовой части РЛС, размещенной на крыше тепловизионной системой переднего обзора, 7,62-мм пулеметом, консолью РЛС и рабочим местом ее оператора, спасательным плотом и громкоговорителем.
В сентябре 2020 года HAL выкатила 300-й собранный вертолет «Дхрув».
ЦАМТО


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ DHRUV

HAL приступила к разработке вертолета Dhruv в 1984 году при содействии немецкой компании Messerschmitt-Bölkow-Blohm (МBB), первый прототип был готов в 1992 году. Серийное производство было начато в 1999 году.
Фюзеляж изготовлен с широким применением КМ на основе стекло- и углепластиков и кевлара для носового обтекателя и дверей. Центральная часть фюзеляжа имеет слоистую конструкцию из алюминиевых сплавов. В носовой части размещается двухместная кабина экипажа, в центральной части размещена грузовая кабина размерами 3.1 х 1.97 х 1.42м и объемом 7.3м3 с задним багажным отсеком объемом 2.16м3. В кабине установлены сиденья для 10 пассажиров и до 14 – при максимальной загрузке, имеются сдвижные двери с обоих бортов и задний грузовой люк. Хвостовая балка коническая, изготовлена из КМ, переходит в стреловидное вертикальное оперение, с правой стороны которого установлен рулевой винт. Неуправляемый стабилизатор размахом 2.6м с перевернутым профилем GAW-2 снабжен концевыми шайбами, установленными под углом для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта.
Несущий винт четырехлопастный, с бесшарнирным креплением лопастей с помощью эластомеров из KM, лопасти прямоугольной формы в плане, с сужающимися законцовками, изготовлены полностью из КМ, хорда лопасти 0.5м, на конце 0.167м, профиль лопасти DMH-4, на конце DMH-3.
Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 2.55м, с бесшарнирным креплением лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане, с сужающимися законцовками, профиль лопасти S102C, на конце S102E.
Силовая установка состоит из двух ГТД Turbomeca ТМ 332-2В взлетной мощностью по 788кВт и максимальной продолжительной мощностью по 663кВт, с цифровой системой управления FADEC. Двигатели установлены сверху фюзеляжа за несущим винтом в общем обтекателе с боковыми воздухозаборниками с пылезащитными устройствами, на соплах может быть установлена эжекторная система для уменьшения температуры газов.
Топливная система включает 5 топливных баков общей емкостью 1400л, расположенных под полом кабины.
Выпускается в двух модификациях: для ВВС и сухопутных войск — с полозковым шасси; для ВМС с трёхопорным убирающимся шасси.
«Рудра», ударная модификация вертолёта, оборудуется автоматической 20-мм пушкой, установленной на турельной установке и управляемым ракетным вооружением, например, ПТУР. Также возможна подвеска глубинных бомб и торпед.
Портфель экспортных заказов HAL на 2012-2015 гг составляет 10 «Дхрув» на сумму $76,5 млн.
На сегодняшний день в Индии произедено более 230 единиц Dhruv.

МОДИФИКАЦИИ
• Mk.1 — базовая модификация с двигателями Turbomeca TM 333-2B2; всего построено 56 единиц для ВС Индии
• Mk.2 — модификация с улучшенной обзорностью; всего построено 20 единиц для ВС Индии
• Mk.3 — модификация, оснащенная двигателями «Шакти»; первая партия из 10 вертолётов была принята на вооружение в 2012 году
• Rudra — также известная как Dhruv-WSI (Weapons System Integrated); первый ударный вертолёт, изготовленный в Индии
• Mk.3
• Mk.4 — ударная модификация, вооруженная автоматической пушкой и управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого 2450
нормальная взлетная 4000
максимальная взлетная 5500
Топливо, кг 1040
Диаметр главного винта, м 13.20
Диаметр хвостового винта, м 2.55
Длина,м 13.43
Высота ,м 4.98
ип двигателя 2 ГТД Turbomeca TM333-2B ( LHTEC T800)
Мощность, кВт
максимальная 2 х 788
взлетная 2 х 748
нормальная 2 х 663
Максимальная скорость, км/ч 290
Крейсерская скорость, км/ч 245
Практическая дальность, км 800
Боевая дальность, км 400
Продолжительность полета, ч.мин 4.20
Максимальная скороподъемность, м/мин 780
Практический потолок, м 6000
Статический потолок, м 3000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 12-14 пассажиров или 2000 груза в кабине или 1500 кг груза на подвеске.

ВООРУЖЕНИЕ:

одна 20-мм пушка
армейский вариант:
8 ПТУР или 2 ПТУР и 4 УР класса воздух-воздух или
4 ПУ с 68-мм НУР
морской вариант:
2 противолодочные торпеды или глубинные бомбы или
2 ПКР.

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, www.vertopedia.ru и др.

СРЕДНИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ IMRH (ИНДИЯ)
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ LUH (ИНДИЯ)
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИНДИИ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ АЗИИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ
ВЕРТОЛЕТЫ, КОНВЕРТОПЛАНЫ,ВЕРТОЛЕТНАЯ ТЕХНИКА, ДРУГИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ