АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22
В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
AVIATION ANTI-SHIP CRUISE MISSILE KH-22
IN THE BALAKLAVA UNDERGROUND MUSEUM COMPLEX. 04.09.2019

АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22 В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. БАЛАКЛАВА, СЕВАСТОПОЛЬ. 4 СЕНТЯБРЯ 2019. ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: А.В.Карпенко

Предлагаем вниманию читателей продолжение фоторепортажей о посещении экспозиции Балаклавского подземного музейного комплекса из состава Военно-исторического музея фортификационных сооружений в сентябре 2019 года, в данном сюжете показана авиационная противокорабельная крылатая ракета Х-22ПГ со специальной боевой частью «Н». Экспонаты находятся на бывшем ядерном арсенале объекта 820 РТБ ВМФ СССР.
Рядом с головной частью ракеты Х-22 представлен макет термоядерной боевой части (БЧ) «Н» отечественной сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22ПГ воздушного базирования. БЧ предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп) с помощью специальной (ядерной) БЧ. Мощность термоядерного заряда: 350 – 1000 Кт.
Разработка авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности Х-22 «Буря» была начата по Постановлению Совета министров СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 г. – МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я. Березняк).
Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). Первые опытные образцы были изготовлены в 1962 г. В 1967 г. комплекс К-22 принят на вооружение Дальней Авиации.
Более совершенным оружием стал самолет Ту-22МЗ, для которого были спроектированы ракеты -Х-22Н,Х-22НП,Х-22НА.
Боевая эффективность комплекса К-22Н значительно повысилась – теперь для поражения авианосца, следующего в боевом ордере, требовалось не более 9 ракет с обычной боевой частью (БЧ).
Всего было выпущено не менее тысячи ракет Х-22 всех вариантов.
Ракета Х-22 долгое время оставалась основным авиационным средством поражения средней дальности. Самолеты Ту-95К-22 постепенно снимаются с эксплуатации, а часть Ту-22М перевооружаются на противорадиолокационные ракеты Х-15.
Х-22 представляла собой цельную конструкцию и, в отличие от других ракет, поставлялась в полностью собранном виде, без отстыковки консолей.
Ракета имеет планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора.
Основными конструкционными материалами планера ракеты стали высокопрочные нержавеющие стали и титан, с широким применением сварки для изготовления крупногабаритных агрегатов.
Для перевозки Х-22 на аэродроме служила специальная аэродромная транспортная тележка АТ-22, задние колеса которой могли «приседать» с помощью гидравлики, позволяя закатить изделие под самолет.
ВТС «БАСТИОН», 18.06.2020

АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22ПГ («ИЗДЕЛИЕ Д-2»)
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БАЛАКЛАВСКОМ ПОДЗЕМНОМ МУЗЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. 04.09.2019
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС. ФОТОРЕПОРТАЖ. 04.09.2019
БАЛАКЛАВСКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
СЕВАСТОПОЛЬ – ГЛАВНАЯ ВМБ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА