КОРАБЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ «ГЮЙС-1/1М»

SHIP DETECTION STATION » HUYS-1/1M»

Эвакуация НИМИСТ в восточные районы страны лишила его возможности продолжать руководство развитием военно-морской радиолокации и заказами на ее средства в промышленности. Поэтому Народный комиссар ВМФ Н. Г. Кузнецов создал в феврале 1943 г. в аппарате Управления связи ВМФ радиолокационную группу в составе трех офицеров энтузиастов новой техники – А. Л. Генкила, В. В. Отрашкевича и В. А. Кравцова. К вооружению флота радиолокационной техникой, как будет видно из дальнейшего, было привлечено внимание командующих флотами.
Боевой опыт первой корабельной РЛС «Редут-К» в тяжелые месяцы начального периода войны показал огромные возможности радиолокационной техники, ее роль и значение. Надо было быстрей развивать и внедрять ее в службу флота, создавать такие РЛС, которые соответствовали бы боевым возможностям кораблей различных классов и их оперативно-тактическим задачам.
В 1943 г. по заданию ВМФ НИИ-20 радиопромышленности начал разработку новой корабельной станции обнаружения воздушных и надводных целей «Гюйс». Это не было модернизацией станции «Редут-К», а созданием принципиально другой станции, работавшей на волне 1,5 м (вместо 4 м у «Редут-К»).
В марте 1944 г. под руководством офицера флота, инженера С. П. Чернакова образец станции был смонтирован на эсминце «Громкий» Северного флота и проходил испытания в боевой обстановке на Баренцовом море. В установке станции и ее испытаниях принимали участие офицеры корабля, инженер флота К. В. Голев и инженеры НИИ радиопромышленности Б. П. Лебедев и В. В. Самарин, имевшие опыт работы на станции «Редут-К».
Испытания и дальнейшая эксплуатация станции «Гюйс» подтвердили установленные для нее тактико-технические требования, а из-за отличных качеств станция послужила прототипом для создания серии последующих корабельных РЛС военного периода под названиями «Гюйс-1», «Гюйс-1М», «Гюйс-1М4», «Гюйс-МБ», и «Гюйс-2» для оснащения боевых кораблей различных классов.
В октябре – декабре 1944 г. созданная в сжатые сроки РЛС «Гюйс-1» проходила проверку на Северном флоте (СФ) под руководством С.П. Чернакова и К.В. Голева. Испытания показали: дальность обнаружения линкора составляет 80, крейсера 70, эсминца 50, тральщика 40 кб; ошибки определения азимутa 1,5…2 град., дальности 0,5…0,7 кб. Технические параметры РЛС: рабочая длина волны равна 1,4…1,5 м; мощность излучения 60…80 кВт; скорость обзора 3…5,5 об/мин. После испытаний станция до конца войны продолжала нести корабельную службу надводного и воздушного наблюдения на Северном флоте.
По результатам испытаний командование ВМФ заказало промышленности серию РЛС «Гюйс-1».
На опыте разработки корабельных РЛС «Редут-К», «Гюйс» и «Гюйс-1» НИИ радиопромышленности по заданию ВМФ разработал новую, более совершенную в техническом и эксплуатационном отношениях корабельную станцию «Гюйс-1М».
В процессе разработки следующей разновидности корабельной РЛС «Гюйс-1М» была осуществлена идея введения в осциллографический индикатор «строб-сигнала» и системы строго линейной развертки электронного луча. Эти нововведения значительно повышали точность отсчета дистанции до цели и эффективность артиллерийского огня.
Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей.
Назначение этой станции – обнаружение кораблей, самолетов, берега и определение дистанции и курсового угла для малых кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцев.
Технические параметры станции: длина волны-1,43 м; мощность излучения – 80 кВт; масса аппаратуры–174 кг; генератор собран по двухтактной схеме на лампах НТ-90-Д; приемник – супергетеродин чувствительностью 4 мкВ; антенно-фидерная система: две антенны типа «волновой канал», угол раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости – 22°.
Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну.
Индикаторное устройство – осциллографический отметчик на трубке ЛО-709.
В процессе разработки станции в индикатор были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Эти нововведения значительно повысили точность отсчета дистанции до цели и эффективность стрельбы.
Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей.
Государственные испытания РЛС «Гюйс-1М» на эскадренном тральщике «Полухин» Балтийского флота, проведенные с 1 по 20 октября 1944 г. показали соответствие заданным требованиям, высокую надежность и удобства в эксплуатации.
В ноябре-декабре 1944г. на эскадренном миноносце «Строгий» Балтийского флота проходили государственные испытания еще одной разновидности РЛС «Гюйс-1M», в осциллографический индикатор которой были введены строб-сигнал и строго линейная развертка электронною луча, что позволило увеличить разрешающую способность станции по дальности и повысить точность ее измерения. Испытания проводила комиссия под председательством командира дивизиона эсминцев М.Г Иванова с участием командира корабля В.П, Новака, СП. Чернакова, руководителя разработки К.В. Голева.
В этом же году НИИ изготовил опытную партию РЛС «Гюйс-1М» для кораблей Северного и Тихоокеанского флотов. Приказом Наркома ВМФ станция «Гюйс-1М» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.
Разрабатывая РЛС «Гюйс-1М», НИИ проводил работы по ее усовершенствованию и дальнейшему улучшению тактико-технических характеристик и различных узлов. Тем же коллективом института были созданы новая антенная система с редуктором вращения и постом дистанционного управления (вращения), антенный коммутатор для работ по методу равносигнальной зоны, новый механизм определения дистанции и дублер осциллографического индикатора для выносного поста наблюдения и т.п.
В результате этих работ в конце 1944 г. была создана модернизированная станция «Гюйс-1Б», обладавшая возможностью поиска и пеленгования целей из рубки радиооператора станции
В связи с возвращением в 1945 г руководителя разработки РЛС «Гюйс», «Гюйс-1М» К.В. Голева в кадры ВМФ последующие модификации этой станции, свершившиеся организацией серийного производства РЛС «Гюйс-1М4», создавались под руководством В.П. Лебедева, который стал их главным конструктором. Вместе с офицером Отдела спецприборов А.А. Никитиным он участвовал в испытаниях РЛС «Гюйс-1Б» на эсминце «Огневой» ЧФ (в октябре ноябре 1945 г.) в составе Государственной комиссии пол председательством вице-адмирала СП Горшкова.
В этой модификации и в серийной РЛС «Гюйс-1М4» имелась дистанционная система управления поиском цели и ее пеленгования нэ рубки радиометриста с помощью электропривода. В состав станции был введен упрошенный выносной индикатор (прибор УВИКО типа «Зеркало»), который мог устанавливаться в ходовой рубке корабля.
По заключению Государственной комиссии и командующею ЧФ адмирала Ф.С. Октябрьского приказом наркома ВМФ станция была принята па вооружение. По своим характеристикам она превосходила аналогичную английскую станцию типа 291.
Вся аппаратура РЛС и ее компоновка позволяли обслуживать станцию одним радиометристом. Станция «Гюйс-1М4» оказалась одной из самых массовых, и в послевоенный период, ею были вооружены строившиеся большими сериями корабли классов эскадренный миноносец (проект 30-бис и др.), сторожевой корабль (проект 50 и др.), а также ряд других кораблей среднего и малого водоизмещения.
Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны была разработана, принята на вооружение и запущена и серийное производство отечественная корабельная РЛС обнаружения типа «Гюйс-1M», дальнейшие модификации которой обеспечили вооружение надводных ко¬раблей среднею водоизмещения, строившихся большими сериями в первом послевоенном десятилетии.
В последней модификации этой РЛС «Гюйс-МБ» НИИ радиопромышленности ввел дистанционную систему управления поиском цели и ее пеленгования из рубки радиометриста с помощью электропривода и установил в ходовой рубке выносной индикатор, позволявший командиру корабля самому наблюдать и оценивать надводную обстановку и давать радиометристам указания о слежении за избранной им целью.
Вся аппаратура РЛС и ее компоновка позволяли обслуживать станцию одним радиометристом. По своим тактико-техническим параметрам эта РЛС превосходила английскую станцию аналогичного тактического применения.
В начале 1945 г. на эсминце «Огневой» проходила флотские испытания на Черном море заключительная модификация корабельной РЛС военного периода «Гюйс-2», воплотившая в себе весь опыт НИИ радиопромышленности по созданию станций этого типа. РЛС выдержала испытания и была принята на вооружение кораблей.
Выполняя разработки корабельных РЛС, НИИ радиопромышленности провел ряд важных исследований и экспериментов, позволивших улучшить их тактико-технические характеристики по таким важным показателям, как:
— увеличение дальности обнаружения и четкости изображения сигналов;
— повышение стабильности функционирования аппаратуры;
— максимальное упрощение схем и конструкций для обеспечения удобств обслуживания радиометристам и улучшения эксплуатации;
— уменьшение потребляемой мощности, габаритов и весов.
В разработках корабельных РЛС типа «Гюйс» принимали участие К. В. Голев, Б. П. Лебедев, П. В. Подгорнов, В. В. Самарин и др.
Кроме корабельных РЛС обнаружения надводных и воздушных целей НИИ радиопромышленности со второй половины 1943 г. начал вести разработки корабельных СОН (станций орудийной наводки) для стрельбы по кораблям и самолетам противника. В 1944 г. институт создал несколько таких СОН для крейсеров (РЛС «Юпитер» и «Марс») и эсминцев (РЛС «Марс-2» и «Вымпел-2»). Все они успешно прошли флотские испытания и были приняты на вооружение.
Большая роль в установке РЛС на кораблях, в организации их испытаний и внедрения в эксплуатацию принадлежала группе офицеров флота: А. Л. Генкину, С. П. Чернакову, К. В. Голеву, А. А. Никитину, A. Г. Приймаку, И. К. Сапожникову, В. А. Кравцову, B. Ю. Ралль, В. В. Осипову, Г. Г. Голако, Н. II. Норману и В. Л. Абрамову.
Радиолокационная техника оказала значительное влияние на методы использования оружия, характер веления морского боя организацию и проведение морских операций на море в годы Великой отечественной войны.
Станции с ИКО позволяли не только наблюдать, но и производить с удовлетворительной точностью наблюдения по пеленгу и расстоянию- Был подучен первый опыт применения для навигационных целей станций с индикаторами типа «А», имеющими линейную развертку. Данные станции «Гюйс-1M» использовались для определения места по рельефу местности при плавании вдоль берега, а также для зарисовки побережья.
Практика применения корабельных РЛС для навигационных целей в ходе войны показала целесообразность их использования при решении задач:
-совместного плавания кораблей в ордере и удержания своего места в строю; предупреждения столкновений кораблей в море;
- ориентировки но береговой черте; плавания в узкостях; определения места корабля при плавании в ограниченных водных районах.

Источники: М.М.Лобанов «Начало советской радиолокации». «Советское радио» 1975 год, Радиолокационное вооружение Военно-Морского Флота России. Сборник статей Под ред. ИИ Тынянкина и В Ф. Измайлова. Научтехлитиздат 2005, hist.rloc.ru/startup-radars/4_3.htm и др.

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 30БИС
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ГОРНОСТАЙ» ПРОЕКТА 50
КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ГЮЙС-2»
КОРАБЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ «ГЮЙС-1Б»
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ (ВНИИРТ)