ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ГНЕВНЫЙ» ПРОЕКТА 7
DESTROYER «GNEVNYY» PROJECT 7

Разработка эсминцев нового проекта, предназначавшихся для усиления ВМС РККА, велась с конца 1933 года коллективом Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством В. А. Никитина и П. О. Трахтенберга. В качестве основы для создания новых советских эсминцев были выбраны итальянские эскадренные миноносцы типа «Маэстрале».
Корпус корабля клёпанный, с ограниченным применением сварки, из листовой маломарганцовистой стали, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. Корабль имел полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы, второе дно. На протяжении машинно-котельных отделений применялась продольная система набора корпуса, а в оконечностях поперечный набор. Шпация по всей длине корпуса составляла 510 мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба с покрытием из линолеума. Основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы и имели толщину 3-4 мм. Броневой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов обшивки составляла 5-9 мм, а в районе машинно-котельных отделений 10 мм. Носовой и кормовой мостики, были оборудованы приборами управления кораблем, а так же на носовом мостике размещался командно-дальномерный пост (КДП-4), а на кормовом дальномер ДМ-3. Под носовым мостиком находилась двух ярусная носовая надстройка. В нижнем ярусе носовой надстройки располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, радиорубка дальней связи, пост гидроакустика, агрегатная. В верхнем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки, рубка ближней связи, шифропост.


Под кормовым мостиком находилась одно ярусная кормовая надстройка. В кормовой надстройке расположили каюту дежурного и санитарные помещения младшего начсостава и команды. От полубака и за дымовую трубу размещались кожух дымовой трубы, пост энергетики и живучести (ПЭЖ) и ростры для спасательных средств. Над переборкой разделяющей 1 и 2 МО, на верхней палубе, располагалась ещё одна надстройка с камбузом, посудомойкой и помещением дизель-генератора. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали. Ран¬го¬ут был пред¬став¬лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел острые обводы в носовой части и одну наклонную, овальную дымовую трубу.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью по 25 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбины передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с симметричным расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Паропроизводительность котлов № 2 и № 3 составляла по 98,5 т/ч, а переднего № 1 — 83 т/ч, так как в нем из-за сужения корпуса имелось 7 форсунок вместо 9, а поверхность нагрева достигала 1077 м2, вместо 1264 м2 у двух последних. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство, что повышало запас топлива до 500 тонн. Полная скорость корабля составляла 38 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 19 узлов составляла 2500 миль.

Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от трёх динамо-машин ПСТ 30/14 мощностью по 50 кВт каждая и одного резервного дизель-генератора ПН-2Ф мощностью 30 кВт с распределительными станциями.
Артиллерия главного калибра у эсминцев проекта 7: четыре 130-мм орудия Б-13-I с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик», углы вертикального наведения от −5 до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса — 33,5 кг и выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (25,7 км). Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем.
Управление артогнём осуществлялось ПУАО «Мина», который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом командно-дальномерном посту (КДП-4).
Зенитное вооружение составляли: пара 76-мм универсальных установок 34-К, два 45-мм полуавтомата 21-К, два 12,7-мм пулемёта ДШК. В ходе войны зенитное вооружение усиливалось за счет замены полуавтоматов 21-К на автоматические пушки 70-К и установки дополнительных 1-3 (в зависимости от наличия орудий) автоматов 70-К, пулеметов ДШК или полученных по Ленд-лизу зенитных пулеметов Виккерса или Кольта. Эскадренный миноносец Балтийского флота «Грозящий» получил также дополнительное 76-мм орудие 34-К.
Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных пороховых аппарата 39-Ю. Скорость вылета торпеды составляла 12 м/с. 533-мм торпеды 53-38(53-38У), длина 7,4 м, масса 1615 (1725) кг, масса ВВ (тротил) 300 (400) кг, дальность: 4,0 км ходом 44,5 узла, 8,0 — 34,5, 10,0 — 30,5. По проекту эсминцы могли нести дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но перезарядка аппаратов вручную в свежую погоду оказалась невозможной. Первым это поняло командование Северного флота и в марте 1942 года приказало запасные торпеды снять.
На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 60 мин КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г. (в перегруз).
Стандартный набор глубинных бомб — 25 штук (10 больших Б-1 и 15 малых М-1); позже его довели до 40 Б-1 и 27 М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; малые — 12 в погребе и 8 в кормовом стеллаже на юте.

Всего построено эсминцев с 1938 г. по 1940 г. – 28 единиц.
Строились корабли на заводе №190(7) и на Балтийском заводе №189(3) в г. Ленинграде, на заводе «Андрэ Марти» №198(4 для ЧФ/12 для ТОФ ) и на заводе №200(1 для ЧФ/1 для ТОФ) в г. Николаеве с последующей сборкой секций на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре(9) и на Дальзаводе №202 в г. Владивостоке(9).
Головной «Гневный» вступил в строй Балтийского флота 30 октября 1938 года.

Заложен «Гремящий» 23 июля 1936 года на заводе № 190 в Ленинграде (сегодня Северная верфь) по проекту ЦКБС-1 (Невское ПКБ), введён в состав Краснознаменного Балтийского флота 28 августа 1939 года.
Эсминец «Гремящий» в годы войны выполнил более 90 боевых задач, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отразил 112 воздушных атак противника, сбил 14 и повредил более 20 вражеских самолетов, успешно сопроводил порядка 60 конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. Участвовал в проводке знаменитых Северных конвоев, обеспечивая поставки по «ленд-лизу» от союзников по антигитлеровской коалиции.
1 марта 1943 года корабль удостоен звания «Гвардейского».
Улучшенный эсминца проекта 7У с эшелонным расположением главной энергетической установки был разработан под руководством О.Ф. Якоба. Разрабатывался проект Центральным конструкторским бюро спецсудостроения ЦКБС-1 и КБ завода №190 под руководством главного конструктора Н.А. Лебедева. Окончательно проект был утверждён Наркоматом ВМФ 29 августа 1938 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• cтандартное/полное 1612/2215 т (1939 г.)
• cтандартное/полное 1820/2350 т (1943 г.)
Длина наибольшая: 112,5 метра
Длина по КВЛ: 110 метров
Ширина наибольшая: 10,2 метра
Ширина по КВЛ: 10,1 метра
Высота борта в носу: 8,5 метра
Высота борта на миделе: 6 метров
Высота борта в корме: 3,2 метра
Осадка по корпусу: 3,8 метра
Силовая установка: 2 паровые турбины ГТЗА по 25 250 л.с.,
3 котла, 2 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая
система: 3 динамо-машины ПСТ 30/14 по 50 кВт,
постоянный ток 115 В, 1 ДГ ПН-2Ф на 30 кВт.
Скорость хода: полная 38 узлов, экономическая 19 узлов
Дальность плавания: 2500 миль при скорости хода 19 узлов
Мореходность: до 7 баллов
Автономность: 10 суток
Экипаж 246 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерия
• 4 × 1 — 130-мм/50 Б-13
Зенитная артиллерия
• 2 × 76-мм 34-К,
• 2 × 45-мм 21-К,
• 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК
К 1943:
• 2 × 76-мм 34-К,
• 4 × 37-мм 70-К,
• 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК,
• 2 × 2 — 12,7-мм «Кольт-Браунинг»
Минно-торпедное вооружение
• Два трёхтрубных 533-мм ТА 39-Ю
• 60 мин КБ-3 или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г.

Источники: корабелыпобеды.рф, ru.wikipedia.org, and-kin2008.narod.ru и др.

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «СТОЙКИЙ» ПРОЕКТА 7У
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
НЕВСКОE ПРОЕКТНО – КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭСМИНЦЫ, ЛИДЕРЫ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ