БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ SA 342 GAZELLE В СИРИИ

THE OLD ARTILLERY. THE CENTRAL NAVAL MUSEUM. SEPTEMBER 2015

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Пока вторая группа вертолетов продолжала атаку на группу Пеледа, остановив ее продвижение, транспортные Ми-8 высадили на маршруте ее продвижения специальный противотанковый заслон. Как минимум один вертолет в ходе этих атак был потерян, так как впоследствии израильтяне нашли в этом районе севшую на вынужденную посадку «Газель», вывезли и отремонтировали этот трофейный вертолет.

Всего, за 10 июня израильтяне записали сбитыми 3 сирийских вертолета SA-342, один из которых был сбит истребителем F-15. Возможно, что один был все-таки сирийским Ми-8 (хотя об их применении и сбитии в ходе июньских боев израильтяне ничего не сообщают, но где-то такое встречалось у сирийцев), а вторым – возможно трофейная «Газель» севшая на вынужденную.
Учитывая, что с 11 июня с полудня должно было вступить в действие перемирие, израильтяне попытались максимально продвинуться вперед. 7-я танковая бригада  252-й дивизии израильтян вела бой с 58-й танковой бригадой сирийцев, по результатам обе стороны заявили об уничтожении десятков вражеских танков. С обоих сторон были задействованы боевые вертолеты – у израильтян АН-1 Cobra и легкие MD-500 Defender c ПТУР TOW, а у сирийцев опять SA-342, которые поразили три Меркавы 7-й бригады в районе Сахель Эль-Канис. Танк ротного получил две ракеты: одну в мотор, другая вошла в правый борт. Наводчик и заряжающий (Одед Рахум и Офир Коэн) получили смертельные ранения.

В израильских источниках есть очередное упомянание о сбитии Меркавами 7-й бригады по крайней мере одной «Газели» используя огонь 105-мм пушек. Тут достаточно сложно – возможно в данном случае речь идет о своем же MD-500 Defender, который действительно сбили приняв за сирийскую «Газель», а может это отголосок все того же единственного случая, о котором упомянается каждый день начиная с 8 июня. Израильский Defender действительно был сбит танковой пушкой Меркавы – снаряд ударил в скалу за ним и около 30 осколков попало в вертолет, сбив его и ранив оператора.

Вторая «Газель» стала жертвой ПТУР TOW. Сирийцы считают, что этот ПТУР был запущен израильским вертолетом АН-1 Cobra, израильтяне же утверждают, что сработал расчет джипа М-151. Правда, тут надо сказать, что расчеты ПТУР TOW из состава 409-й парашютно-противотанковой бригады записали себе в этот день четыре сбитых «Газели», что, вероятно, сильно преувеличенный результат.

Еще одну  сбитую «Газель» израильтяне записали на счет своего истребителя F-16.

В целом, по итогам войны сирийцы оказались довольны боевым применением SA-342 Gazelle. По разным сирийским данным вертолеты совершили порядка 100 -150 боевых вылетов, записав на свой счет 30 танков, 5 БТР, 3 грузовика, 2 артиллерийских орудия, 9 джипов М-151 и 5 топливозаправщиков. Другие источники говорят о 95 единицах подбитой вертолетами техники, включая 71 танк, что, впрочем, выглядит явным преувеличением реального урона противника.

Потери составили 4 вертолета – два сбитыми, два севшими на вынужденную и захваченные противником, плюс один поврежденный, но вернувшийся на базу. Данные о потерях «Газелей» подтверждаются производителем Aerospatiale с упомянанием заводских номеров потерянных машин – 1659, 1782, 1787, 1788, причем достоверность последнего номера подтверждена фотографией сбитого вертолета – заводской номер 1788 виден в верхней части киля, а сирийский бортовой ١٣٣٥ (1335) на виде спереди.


В свою очередь израильская статистика по «Газелям» полностью противоположна. Первоначально, вроде бы в какой-то книге, израильские журналисты записали своей армии в качестве побед 12 сирийских «Газелей» и  эта цифра пошла «гулять» дальше. Но впоследствии «осетра несколько урезали», так официальные данные израильских военных соответсвовали 6-8 единицам и сейчас в Израиле склоняются к цифре в 7 вертолетов – 2 сбитых истребителями (по одному – 10 и 11 июня), 1 сбитый 20-мм ЗСУ ТСМ-20 (скорее всего это не подтвержденная победа – тот вертолет, что поврежденным вернулся в Эль-Меззе), 1 сбит ответным огнем танков (вероятно 8 июня), еще 3 сбито  ПТУР TOW запущенными расчетами джипов М-151.

Очевидно, что цифра сирийских потерь тоже завышена и реально потеряно все-таки 4 вертолета, заводские номера которых уже упомянуты. Два из этих вертолетов поврежденными сели на вынужденную посадку и по результатам боев остались на территории занятой противником. Один из них был обнаружен в районе Рашадийа, а второй недалеко от ливанско-сирийской границы.

Израильтяне вывезли и отремонтировали оба вертолета, впоследствии они некоторое время летали в составе ВВС Израиля (видимо испытывались). Позже один передали в музей, а второй был продан гражданской компании «Мером» и до 2001 года выполнял полёты по обслуживанию высоковольтных линий «Электрической компании Израиля».



Трофейный вертолет с сирийским бортовым номером ١٣٣٣ (1333). На первых фото еще оригинальные сирийские  камуфляж, опозновательные знаки и маркировка, плюс добавлен израильский знак. К сожалению, не нашлось ни одного снимка достаточного качества, чтобы прочитать заводской номер над фенестроном, но предположительно это «1782». Впоследствии добавили желтый элемент быстрого распознавания в виде V под редуктором несущего винта. На третьем снимке – этот же вертолет в израильском авиационном музее – перекрашен в «гламурный» камуфляж «от фонаря», стиль нанесения опозновательных знаков и цифр весьма далек от оригинала, заводской номер и надпись "Gazelle" закрашены.


Фото – Israeli Goverment Press Office


Второй трофейный вертолет во время помывки изоляторов высоковольтной линии электропередач в окраске израильской Chim-Nir Aviation с гражданским кодом 4Х-ВНН. В подписи утверждается, что вертолет имеет заводской номер 1787, что соответсвует сирийским потерям. В дальнейшем вертолет неоднократно перепродавался в другие страны.

Потери сирийских SA-342 Gazelle в Ливанской войне 1982

Заводской N Aerospatiale Сирийский бортовой номер Примечание
1659 ? Сбит
1782 ١٣٣٣ (1333) Трофей
1787 ? Трофей
1788 ١٣٣٥ (1335) Сбит

Столь же интересно и с боевой результативностью сирийских вертолетчиков по израильским данным. Официально, на их на боевой счет израильтяне записали лишь 7 выведенных из строя танков. Конечно, не имея внутренней статистики израильского Генштаба трудно что-то утверждать точно, но в принципе статистика штука своеобразная, и благодаря нехитрым манипуляциям позволяет совершенно по разному интерпретировать цифры. Например, 7 «выведенных из строя танков» может означать 7 уничтоженных и, к примеру, 23 поврежденных, но впоследствии восстановленных танка – тогда получится, что сирийцы посчитали правильно, а израильтяне немного «химичат». Опять таки израильтяне не упомянают ни М-113, ни джипов М-151, ни грузовиков и топливозаправщиков. Означает ли это, что ни один из этих типов техники не попал под удар «Газелей» или израильтяне просто «забывают» о них упомянуть, чтобы не дать противнику поводов для гордости? Не знаю.

Наиболее интересный момент о боевой эффективности сирийских «Газелей» я нашел на израильском военном форуме Waronline.org. Многие вопросы арабо -израильских войн там обсуждают и непосредственные участники событий, люди знающие и адекватные. Поэтому я позволю себе сделать выкопировку нескольких постов из темы «Сирийская ударная авиация в войне 1982 г»:

- Олег Грановский, Модератор:  «Вопрос ко Льву и Гиладу – есть ли данные о:
1) Результативность "Газелей";
2) Результативность сирийской ударной авиации (МиГ-23БН, Су-20/22).»
- Lev: «Насколько я помню, Газели были НАМНОГО эффективней. Сирийская ударная авиация практически ничего не могла делать/не делала. Но Гилад был на месте и знает лучше, ИМХО.»
- Gilad: «Значение сирийской ударной авиации было близко к нулю. А вот "Газели" принесли АОИ немало неприятностей. Самым неприятным фактором оказались очень низкие возможности полевой разведки заранее обнаружить и предупредить о предстоящих атаках "Газелей". Они в большинстве случаев появлялись неожиданно. Только по ходу войны была разработана тактика борьбы против "Газелей" которая принесла неплохие результаты уже в последние два дня войны и боях 20-25 июня. Хотя количество машин подбитых "Газелями" не превышает десяти, они имели важное значение в некоторых израильских неудачах. Например, остановка на третий день войны наступления 162-й дивизии – вернее всего центрального направления – в Эйн-Зхалте, и задержка на 12 часов наступления 252-й дивизии. Результатом этих задержок стало невыполнение обоими дивизиями своей задачи на день прекращения огня 11 июня.»

- Олег Грановский, Модератор: «А какие-нибудь подробности Вы помните – типы машин, характер повреждений?»
- Gilad:
1 Меркава 7-й бригады
1 Меркава 198-го батальона 460-й бригады
1 Магах 6 бет (М-60А-1) 195-го батальона 500-й бригады
1 Магах 6 (М-60) 46-го батальона 401-й бригады
1 Магах 5 (М-48А-5) 943-й бригады
1 М113 93-го (?) батальона Нахал
1 М113 46-го батальона 401 бригады
Это то, что я помню без особых проверок. Это из уничтоженных – попаданий было, конечно, больше. Известны попадания которые принесли только незначительные повреждения или совсем никаких повреждений.»

Вот такой достаточно неожиданный взгляд израильского штабного офицера, участника войны, на применение сирийских «Газелей» – относительно небольшие безвозвратные потери в бронетехнике, но при этом остановка наступления двух дивизий и всего центрального направления, в результате – не выход войсками на рубеж, который надо было захватить к началу перемирия 11 июня.

SA-342 Gazelle в сирийской гражданской войне

Информации о дальнейшей службе сирийских SA-342 Gazelle достаточно скудна. Известно, что в 1984 году была была закуплена дополнительная партия из 15 SA-342К (в том числе 5 доработали под ПТУР НОТ – предположительно для восполнения потерь в Ливане – одна не боевая потеря до войны и четыре потерянных на войне) и сформирована новая, возможно, 989-я эскадрилья, но ее номер и даже само существование точно не подтверждены. Одновременно была закуплена и партия из 180 ракет НОТ. Базировались «Газели» на аэродромах Marj al-Sultan и Al-Jdaydeh.

 28 июля 1987 года ливанский лётчик, друз по национальности, угнал вертолёт ВВС Ливана SA-342 Gazelle и совершил посадку на просирийской территории. О дальнейшей судьбе вертолета ничего не известно.

В 2011 году так называемая «арабская весна» докатилась до Сирии. Началось все с протестов населения, которые правительство неумело попыталось подавить силой, но вскоре при подстрекательстве и прямой поддержке широкого круга заинтересованных сторон вроде «Западных демократий», ваххабитсвующих арабских стран Персидского залива, Турции и всевозможных исламистких организаций – дело переросло вначале в вооруженный мятеж, а потом в полномасштабную гражданскую войну.

Два вертолета SA-342 Gazelle на авиабазе Neyrab (фото автора блога luftwaffeas.blogspot.com и цветные профили от туда же).


SA-342 Gazelle с бортовым номером ١٣١٢ (1312) оснащенный ПТУР AS-12 и ١٣٥٢ (1352) оснащенный ПТУР HOT.

Боевой состав эскадрлий SA-342 к началу гражданской войны неизвестен, но учитывая, что вертолетам к этому времени было по 30-35 лет и скудное финансирование Сирийских ВВС, по оценке экспертов на вооружении оставалось примерно 30-40 вертолетов.
Надо сказать, что отличии от тяжелых Ми-8 и Ми-24, сколько-нибудь заметной роли в гражданской войне сирийские «Газели» не играют. Если милевские машины широко использовались как «бомбардировщики», причем часто – кустарными бомбами, плюс Ми-8 – по своему прямому назначению – снабжением окруженных гарнизонов, то тактической ниши для SA-342 Gazelle толком не нашлось. Грузоподъемность небольшая, бронирования нет, первоначально не было и подходящих бронецелей у противника.
Наверное впервые в ходе гражданской войны на «Газели» обратили внимание в ходе апрельских «учений» 2012 года (точнее типичная «показуха» для руководства и прессы), хотя, конечно, основное внимание все наблюдатели уделили современным системам ПВО, боевой авиации и вертолетам Ми-25.

К сожалению, хороших фото именно «Газелей» почти нет. Единственная более менее приличная:

На скрине с видео видна четверка летавших SA-342:

Еще более интересны два других скрина, на которых вертолет ١٣١٢ (1312) несет древний французкий ПТУР AS-12:


Писали, что именно такой ракетой и стреляли на «показухе», хотя на моем экземпляре видео различить тип летящей ракеты решительно невозможно.

Еще одно видео было сделано над учебной авиабазой Rasm Al Abboud в июле 2012, там в один кадр попала «Газель», учебно-боевой Л-39 и списанный древнебританский реактивный истребитель Глостер Метеор, стоявший на вооружении Сирийских ВВС в 50-е годы.

Из репортажа сирийского телевидения известно, что вооруженные ПТУР НОТ «Газели» наравне с МиГ-21 учавствовали в обороне осажденной авиабазы Табка в августе 2014 (провинция Ракка). В частности, на видео виден вертолет с бортовым номером ١٣٤٣ (1343). По неподтвержденным данным «Газели» выполняли не только разведывательные полеты, но и весьма эффективно использовали ПТУР НОТ в условиях пустынной местности. Тем не менее авиабаза пала перед натиском ИГИЛ, а вертолеты, видимо, улетели – обломков или трофеев исламисты ни разу не показали.




На крайнем скрине виден снятый лючок с решеткой для выхода воздуха (у начала хвостовой балки)

Фотография сирийского офицера сделанная в кабине «Газели» – из чего можно сделать, что вертолеты используются в качестве легких многоцелевых машин для связи и переброски.

.

Еще на одном видео заснят проход двух «Газелей» над самой землей. Качество  правда такое, что с трудом расшифровываются номера. Предположительно это все тот же «1312», а второй – «1351»



Еще несколько фото из соцсетей:



Удивляет хорошее состояние краски на почти 40-летних вертолетах, причем оттенок точно совпадает с оригинальным заводским окрасом, а наличие на хвосте у борта ١٣٤٠ (1340) чуть выше фенестрона фирменной «письменной» надписи «Gazelle» (с которой бы вряд ли заморачивались при перекраске в Сирии) дает все основания предположить, что вертолеты до сих пор летают в оригинальном окрасе! На фоне валяющихся по разным углам сирийских аэродромов разномастных и облезлых Ми-8 и прочих МиГов, ощущение, что французкие вертолеты все эти годы эксплуатировались в весьма щадящем режиме и бережно хранились в ангарах.

Подводя итог – в целом SA-342 Gazelle оказались вполне удачным приобретением сирийской авиации и уже более 35 лет стоят на вооружении. В войне 1982 с таким серьезным противником как Израиль показали себя достаточно хорошо, несмотря на определенные потери. Продолжают применяться и сейчас в ходе гражданской войны, хотя и довольно ограниченно, нет точных данных о применении ими ПТУР против бронетехники мятежников и исламистов.
http://bmpd.livejournal.com

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ SA 342 GAZELLE В СИРИИ. НАЧАЛО


МИР В СОБЫТИЯХ И ФОТОГРАФИЯХ IN THE WORLD OF EVENTS AND PHOTOS
НОВОСТИ В СТРАНЕ И МИРЕ NEWS IN THE COUNTRY AND THE WORLD
СТРАНЫ, ГОРОДА COUNTRIES, CITIES
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ФОРУМЫ EXHIBITIONS, SALONS, FORUMS
ПРИРОДА NATURE

ЖИВАЯ ПРИРОДА WILDLIFE
СОБЫТИЯ В МИРЕ ТЕХНИКИ EVENTS IN THE WORLD OF TECHNOLOGY
ФОТО И ВИДЕО ТЕХНИКА
НОВЫЕ ФОТОГРАФИИ И МАТЕРИАЛЫ NEW PHOTOS AND MATERIALS


© А.В.Карпенко 2012-2024