ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-17
THE EXPERIMENTAL FIGHTER SU-17

Создание экспериментального истребителя с двигателем ТР-3, стреловидным крылом (Х=50о) и сбрасываемой кабиной было задано постановлением Совета министров (СМ) СССР от 12.06.48 г. Самолет предназначался для:
— исследования особенностей полета на околозвуковых и звуковых скоростях;
— отработки конструкции герметической сбрасываемой кабины;
— отработки прототипа фронтового истребителя больших скоростей.
Постановление Правительства предусматривало постройку двух летных экземпляров с передачей на летные испытания первого экземпляра в сентябре 1949 года.
К работе над эскизным проектом самолета, получившего в КБ обозначение «Р» или Су-17, приступили в июне 1948 года, а в ноябре готовый проект был направлен на рассмотрение в ГК НИИ ВВС ВС СССР. К середине декабря был изготовлен макет самолета. В декабре 1948г., после утверждения эскизного проекта и протокола макетной комиссии, приступили к постройке летного экземпляра, а 27 августа 1949г. самолет был перевезен на аэродром ЛИИ МАП для проведения заводских летных испытаний.
С 4 сентября по 8 октября 1949г. летчик-испытатель ЛИИ МАП С.Н.Анохин выполнил на самолете Су-17 пять рулежек и пробежек, самолет был подготовлен к летным испытаниям, но решение по первому вылету затягивалось.

В конце октября Главком ВВС ВС СССР генерал-полковник авиации П.Ф.Жигарев обратился к министру авиапромышленности М.В.Хруничеву с просьбой ускорить решение о допуске Су-17 к летным испытаниям, но 14 ноября 1949 г., постановлением СМ СССР ОКБ П.О.Сухого было ликвидировано.
В декабре 1949 г. Главком ВВС в своем обращении к зам.председателя СМ СССР Н.А.Булганину писал: «В связи с расформированием… ОКБ Сухого, прекратилось выполнение нескольких работ, представляющих интерес для ВВС. Прошу Ваших указаний министру авиационной промышленности Хруничеву…
— в кратчайший срок начать летные испытания, построенного в ОКБ экспериментального истребителя с целью: исследования особенностей полета на сверхзвуковой скорости до М=1,1; испытания в полете двигателя ТР-3 т.Люльки на больших скоростях и высотах; отработки отделяемой кабины и катапультируемого сиденья нового типа, обеспечивающих в комплексе спасение экипажа на сверхзвуковых скоростях и больших высотах…».

В апреле 1950 г. Главком ВВС в очередной раз обратился к Н.А.Булганину с просьбой провести летные испытания и доводку ТРД ТР-3 на самолете Су-17, т.к. летающая лаборатория Пе-8ЛЛ не обеспечивала проверку ТР-3 на больших скоростях и высотах.
В июне 1950 г., по приказу МАП, самолет Су-17 был передан ЛИИ МАП для проведения наземных и летных исследований. В дальнейшем были проведены испытания по отработке отделяемой носовой части фюзеляжа (НЧФ). Летные испытания не проводились по ряду причин.
Следует отметить, что на самолете Су-17 для спасения летчика в аварийных ситуациях на сверхзвуковых скоростях полета предусматривалось отделение НЧФ вместе с гермокабиной, с последующим покиданием кабины с помощью катапультируемого кресла. Отделение НЧФ осуществлялось с помощью пороховой катапульты, отбрасывающей НЧФ вперед с относительной скоростью 10-12м/с. Направляющее устройство обеспечивало катапультирование НЧФ под определенным углом к оси самолета, обеспечивая тем самым безопасность, даже при отвесном пикировании. Стабилизация движения отделенной НЧФ обеспечивалась специальным парашютным устройством.
Также предусматривалась возможность катапультирования летчика без отделения НЧФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Данные Эскизный проект 1948г. Тех.описан. 1949г.
Полетная масса нормальная, кг 6825 7390
Максимальная скорость, км/ч

- у земли

- на Н=10000м

1215

1150

1252

1152

Практический потолок, м 15000 15500
Дальность полета норм./с п.б., км 925/- 550/1080
Длина разбега, м 370 450
Длина пробега, м 720 925
Длина самолета, мм 15100 15253
Размах крыла, мм 9540 9950
Высота самолета, мм 4490 4520
Вооружение - 2хН-37
Количество и марка ТРД 1хТР-3 1хТР-3
Тяга двигателя, кг 1×4600 1×4600

Источники: www.sukhoi.org

ОКБ «СУХОГО»