ИСТРЕБИТЕЛЬ – ПЕРЕХВАТЧИК Е-150 (Е-152, Е-152М)
FIGHTER – INTERCEPTOR E-150 (E-152, E-152М)

Работы по созданию серии перехватчиков системы «Ураган» проводились в ОКБ-155 по решению Совета Министров СССР от 2 марта 1954 г., когда была поставлена задача по созданию системы перехвата «Ураган-1». Первыми самолетами, действующими в рамках этой системы перехвата стали опытные И-3У с двигателем ВК-3 (1956 г.) и И-7У с двигателем АЛ-7Ф (1957 г.).
В 1956 г. начались работы по усовершенствованному комплексу перехвата «Ураган-5», результатом которых стала постройка самолетов И-75 с АЛ-7Ф и И-75Ф с АЛ-7Ф-1 (оба вышли на испытания в 1958 г.), а затем экспериментальных Е-150 и Е-152 с двигателем Р15-300, рассчитанных на полет со скоростью до 3000 км/ч, а также управляемой ракеты класса «воздух–воздух» К-9.

Истребитель Е-150 даже своим внешним видом серьезно отличался от всех ранее построенных самолетов. Машина представляла собой среднеплан, имеющий треугольное крыло и фюзеляж, обладающий круглым сечением. Фюзеляж самолета больше всего напоминал трубу, которая имела практически одинаковый диаметр по всей своей длине. Самолет имел треугольное крыло малого удлинения, аэродинамические свойства которого были уже достаточно хорошо изучены на предыдущих опытных истребителях Е-4 и Е-5, крыло имело стреловидность по передней кромке в 60 градусов. Цельнолитой фонарь кабины пилота открывался вперед и вверх, он не имел лобового стекла и достаточно плавно переходил в гаргрот, который тянулся к основанию киля. Остекление фонаря кабины пилота было выполнено из специального стекла Т2-55 толщиной в 12 мм., это стекло могло выдерживать температуру аэродинамического нагрева в пределах 170 °С.
Воздухозаборник самолета большого диаметра включал в себя центральное тело в виде конуса. При этом в носовой части фюзеляжа истребителя монтировался «многоскачковый» конус, выполненный из диэлектрического материала, этот конус состояли 3-х ступеней. В нём находилась антенна РЛС «Ураган-5Б». Данная радиолокационная станция обладала большой дальностью обнаружения воздушных целей и могла работать в режиме обзора, а также в режиме сопровождения цели. РЛС «Ураган-5Б» была связана с приемной телекомандной системой и с системой управления огнем, а также автопилотом управления. Взаимодействие 3-х этих устройств обеспечивало самолету выполнение направляемого с земли автоматического полета в заданную зону и последующий за этим захват цели сигналами РЛС и выполнение атаки в любое время суток и в любых погодных условиях. Атака цели осуществлялась после совмещении цели с меткой радиолокационного прицела истребителя-перехватчика.

Для улучшения путевой устойчивости истребителя на сверхзвуковых скоростях полета под фюзеляжем в хвостовой части устанавливался аэродинамический гребень. Также в нижней части фюзеляжа истребителя располагались 3 тормозных щитка. Для того чтобы сократить длину пробега самолета после посадки использовался тормозной парашют ПГ-5605-58 общей площадью 18 кв. метров. На нижней поверхности крыльев истребителя-перехватчика предусматривалась установка по одному пилону, служившему для подвески УР класса «воздух-воздух».
Истребитель-перехватчик Е-150 проектировался для выполнения полётов со скоростью около 2 800 км/ч на высотах 20-25 км. При этом двигатель самолета Р-15-300 с самого начала предназначался для проведения испытаний на беспилотном самолёте и обладал поэтому очень малым полетным ресурсом. Данный ТРД мог развить максимальную тягу в 6 840 кгс, а на форсаже тяга возрастала до 10 150 кгс, двигатель оснащался специальным эжектором, который позволял ему показать суммарное тяговое усилие в 19 800 кгс при скорости полета самолета М=2,4-2,5, помимо этого он значительно уменьшал донное сопротивление. По причине высокого аэродинамического нагрева истребителя на больших скоростях полета, самые теплонапряженные элементы его конструкции необходимо было изготавливать из термостойких материалов (к примеру, нержавеющей стали). Топливная система истребителя Е-150 согласно последнему варианту эскизного проекта включала в себя 5 мягких фюзеляжных и 2 крыльевых топливных бака. Общий запас топлива истребителя составлял 4750 л.

ХАРАКТЕРИСТИКИ Е-150:

Размеры: размах крыла – 8,44 м., длина – 18,44 м.
Площадь крыла – 34,62 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 12 435 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД Р-15-300 тягой 6 840 кгс.
Максимальная скорость – 2 680 км/ч.
Практическая дальность – 1 500 км.
Практический потолок – 23 250 м.
Вооружение: 2 УР К-7, К-8 или К-9
Экипаж – 1 человек.

К сентябрю 1958 год был собран первый опытный экземпляр истребителя-перехватчика Е-150. После этого на протяжении 6 месяцев машина проходила наземные проверки. Затем еще до середины 1960 года для машины ждали качественного двигателя, так что лишь 8 июля А. В. Федотов летчик-испытатель ОКБ впервые поднял машину в небо. С этого дня продолжался цикл заводских испытаний истребителя, который закончился 25 января 1962 года.
Из-за частых снятий с самолета нового двигателя Р15-300 первым был построен опытный самолет Е-152А, оснащенный двумя Р11Ф-300. Его испытания начал 10 июля 1959 г. летчик-испытатель Г.К. Мосолов. После получения первых Р15-300 летчик-испытатель А.В. Федотов 8 июля 1960 г. начал испытания и Е-150 с РЛС «Ураган-5Б». 21 апреля 1961 г. к нему присоединился первый Е-152 (летчик-испытатель Г.К. Мосолов).
Всего было построено 2 опытных экземпляра истребителя Е-152-1 и Е-152-2, а также 1 экземпляр Е-152А, который оснащался двумя ТРД Р11Ф-300.

Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-152 появился на свет в результате скрещивания экспериментальных самолетов Е-150 и Е-152А, созданных для отработки двигателя Р-15-300 и испытаний системы автоматического перехвата целей «Ураган-5Б», а также новых УР К-9. Учитывая рекомендации лётчиков-испытателей А. В. Федотова и Г. К. Мосолова, на новом истребителе была улучшена путевая устойчивость, уменьшена удельная нагрузка на крыло, устранена вибрация элеронов и тряска концов крыла. Было создано новое крыло, обладающее увеличенной площадью, что было достигнуто за счет применения большей концевой хорды, которая обеспечивала большую жесткость для подвески управляемых ракет. Носовой конус самолета был трехступенчатым, как и на Е-150 и неподвижным. На цилиндрическом основании носового конуса была смонтирована перфорированная зона, которая служила для слива пограничного слоя с целью увеличения коэффициента восстановления полного давления перед компрессором. Система катапультирования предусматривала защиту пилота фонарем кабины. Основным элементом аварийного покидания машины пилотом было катапупльтирумемое кресло СК-2.
Изменения, которые коснулись конструкции крыла самолета, позволили увеличить колею шасси, что в свою очередь помогло улучшить устойчивость машины во время маневрирования на ВПП. Путевая устойчивость истребителя-перехватчика была улучшена за счет расширением хорды киля, а также увеличения площади подфюзеляжного гребня. В нижней части фюзеляжа Е-152 находился один тормозной щиток, а в хвостовой части истребителя располагался контейнер с тормозным парашютом, таким же, как на Е-150.

Все рулевые поверхности самолета обладали гидравлическим управлением. Гидравлическая система функционировала на гидросмеси АМГ-10 под давлением в 210 атмосфер. Первый установленный на истребителе двигатель Р15-300 мог развить тягу в максимальном режиме на уровне до 6 620 кгс, а в режиме форсажа – 9 935 кгс. Как и Е-150, истребитель Е-152 был оборудован эжектором для резкого кратковременного увеличения тяги. Топливо находилось в 6 фюзеляжных, а также передних и задних крыльевых баках. Общий запас топлива самолета составлял 4 930 литров, при этом под фюзеляжем мог устанавливаться дополнительный топливный бак емкостью в 1 500 литров.
В состав основного оборудования истребителя входили: автоматический радиокомпас АРК-10 «Ингул», УКВ-радиостанция РСИУ-5, дальномер СОД-57МУ, автопилот АП-39, ответчик СРО-2М «Хром», бортовая аппаратура системы «Смерч», РЛС «ЦП-1», а также ряд других приборов. Вооружение истребителя включало в себя две ракеты К-9-155, пусковые устройства которых находились на законцовках крыла самолета.

ХАРАКТЕРИСТИКИ Е-152:

Размеры: размах крыла – 8,49 м., длина – 19,00 м.
Площадь крыла – 42,02 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 14 350 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД Р-15-300 тягой 6 840 кгс., на форсаже 10210 кгс.
Максимальная скорость – 3 030 км/ч.
Практическая дальность – 1 470 км.
Практический потолок – 22 268 м.
Вооружение: 2 УР К-9
Экипаж – 1 человек.

На самолете Е-152/1, который получил официальное название Е-166, установлено три мировых рекорда:
• 7 октября 1961 г. летчиком-испытателем А.В. Федотовым установлен мировой рекорд скорости по замкнутому 100 км маршруту. Достигнута средняя скорость 2401 км/ч..
• 7 июля 1962 г. летчиком-испытателем Г.К. Мосоловым установлен мировой рекорд скорости. На мерной базе 15-25 км в двух направлениях достигнута средняя скорость 2681,7 км/ч. В одном из заходов самолет развил скорость свыше 3000 км/ч.
• 11 сентября 1962 г. летчиком-испытателем П.М. Остапенко установлен мировой рекорд высоты на базе 15-25 км, равный 22670 м. При этом была выдержана скорость 2500 км/ч.

Второй экземпляр самолета Е-152-2 с новым комплексом наведения «Смерч» совершил первый полет 21 сентября 1961 года. Первоначально на нем предусматривалась установка РЛС ЦП-1 и ракет К-9. Однако программа Е-152 осуществлялась с очень большим отставанием от плановых сроков, в основном из-за ненадежности двигателя Р-15. Кроме того, концу 1961 г. КБ-1 практически прекратило работы по теме К-9. Напротив, разработка ракет К-80 для Ту-128 успешно продолжалась. Поэтому в 1962 г. было принято решение применить их и на самолетах семейства Е-152, заменив РЛС ЦП-1 на станцию «Ураган-Б-80», получившую затем наименование «Смерч-A». При этом переделанный самолет получил обозначение Е-152П. Но к этому времени все работы уже переключились на программу Е-155 — будущего МиГ-25П. Позднее пусковые установки ракет перенесли с законцовок крыла на подкрыльевые пилоны, и перехватчик стал именоваться Е-152М.

ХАРАКТЕРИСТИКИ Е-152М

Размах крыла, м 10,30
Длина, м 19,66
Площадь крыла, м2 42,89
Тип двигателя 1 ТРД Р-15Б-300
Тяга, кгс
нефорсажная 1 х 6480
форсажная 1 х 10210
Максимальная скорость , км/ч 2681
Практический потолок, м 22670
Экипаж 1

ВООРУЖЕНИЕ:

2 УР К-9-155 или К-80

Самолеты Е-150 и Е-152 уже могли летать со скоростью 3000 км/ч на высотах около 20 км.
Но в начале 1960-х гг. из-за изменения концепции построения системы ПВО работы по системе перехвата «Ураган-5» были прекращены. Тем не менее, тогда же удалось начать проектирование принципиально нового комплекса перехвата С-155 с самолетом Е-155. Первоначально для отработки его элементов использовались опытный самолет Е-152А, а также Е-152, переоборудованный в модификацию Е-152М.

Источники: www.migavia.ru, topwar.ru, www.airwar.ru, Техника и вооружение №02 – 2006 и др.

САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ
ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-25П (МИГ-25ПД)
РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»