ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Д-25В
GAS-TURBINE ENGINE D-25V

Газотурбинный двигатель Д-25В был создан в 1959 году для транспортных тяжелых вертолетов Ми-6, Ми-10, Ми-10К разработки конструкторского бюро Михаила Леонтьевича Миля. В качестве основы двигателя использован газогенератор газотурбинного двигателя Д-20П. За создание вертолетной силовой установки на базе Д-25В главный конструктор П. А. Соловьев, его заместитель И. П. Эвич и ведущий конструктор Г. П. Калашников были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР.
Двигатель Д-25В мощностью 5 500 л.с. имел высокую газодинамическую устойчивость к внешним воздействиям, максимальная мощность сохранялась до высоты 3 000 метров и на земле до температуры окружающего воздуха +40°С.
Наличие свободной турбины предоставляло воз¬можность устанавливать на ней обороты независимо от режима работы турбокомпрессорной части двигателя. Эта особенность дает ряд конструктивных и эксплуатаци¬онных преимуществ, в том числе:
• получение желаемого числа оборотов вала несущего винта вертолета по режимам и высотам полета не¬зависимо от числа оборотов турбокомпрессорной части двигателя;
• достижение оптимального расхода топлива при раз¬личных условиях эксплуатации двигателя;
• обеспечение легкого запуска двигателя;
• исключение необходимости иметь в силовой установке вертолета фрикционную муфту (муфту включения).
Созданный специалистами пермского ОКБ редуктор Р-7 для силовой установки Ми-6 и Ми-10/10К на базе двух Д-25В в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом редукторостроении.
Для самого тяжелого вертолета в мире В-12 в 1965 году создана форсированная модификация Д-25ВФ максимальной мощностью 6 500 л.с.
В 1970 году Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство вертолета В-12 с двигателями Павла Соловьева. Годом позже этой уникальной вертокрылой машине было суждено стать «изюминкой» 29-го Международного салона авиации и космонавтики в Ле-Бурже (Франция).
Транспортный тяжелый вертолет Ми-6 предназначен для перевозки грузов массой до 12 т или 61–90 пасса¬жиров. Модификация Ми-6 (Ми-10/10К) применялась в качестве летающего крана при монтажно-строи¬тельных работах.
В июне 1957 года экипаж летчика-испытателя Рафаила Капреляна впервые поднял Ми-6 в воздух. В 1959–1963 годах прошли Государственные испытания, после которых Ми-6 был принят на вооружение. С 1963 года вертолет стал широко применяться и в народном хозяйстве.
Транспортный вертолет Ми-6 построен по одновинтовой схеме с несущим пятилопастным цельнометаллическим и четырехлопастным деревянным рулевыми винтами. Силовая установка состоит из двух газотурбинных турбовальных двигателей Д-25В. При отказе одного из них вертолет мог продолжать горизонтальный полет. Крутящий момент на выходе редуктора достигал 60 000 кгс•м. За рубежом такой мощный редуктор появился только 17 лет спустя.
В 1959–1980 годах в Ростове-на-Дону построено бо¬лее 850 вертолетов Ми-6 и его различных модификаций, еще 50 – в Москве (1959–1962). В ходе производства конструкция вертолета постоянно дорабатывалась. Ми-6 поставлялись в Алжир, Болгарию, Вьетнам, Египет, Паки¬стан, Индию, Ирак, Китай, Индонезию, ОАР, Перу, Польшу, Сирию, Эфиопию.
Вертолеты Ми-6 принимали участие в военных дей¬ствиях в Афганистане, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и др.
В 1959–1963 годах на Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Рекорд скорости по замкнутому маршруту – 340,15 км/час – не побит до сих пор. В некоторых рекорд¬ных полетах взлетная масса вертолета достигала более 48 т. Для сравнения: взлетная масса зарубежных аналогов до сегодняшнего дня не превышает 34 т.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
• 4 июня 1957 года – первый взлет вертолета Ми-6 с ТВД Д-25В, экипаж Р.И.Капрэляна. Первый полет 18.06.1957
• 14 июня 1960 года – Первый полет вертолета Ми-10 с 2 пермскими ТВлД Д-25В, экипаж Р.И.Капрэляна
• 10 сентября 1964 года – Первый полет первого серийного вертолета Ми-10 с пермскими ТВлД Д-25В, экипаж Р.И. Капрэляна, Ростовский вертолетный завод
• 6 января 1966 года – Первый полет вертолета-крана Ми-10К с пермскими ТВлД Д-25В, экипаж Р.И.Капрэляна
• 26 июнь 1967 – Первый взлет вертолета-гиганта В-12(Ми-12) с пермскими ТВлД Д-25ВФ, экипаж В.П. Колошенко. Первый полет – 10.07.1968

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный режим Н=0, М=0, МСА
Mощность, л.с. 5500
Степень повышения давления 5,6
Максимальная температура газа
перед турбиной, К 1240
Удельный расход топлива, кг/л.с.ч 0,296
Расход воздуха приведенный, кг/с 26,2
Диаметр первого рабочего колеса, мм 572
Длина, мм 2737
Масса, кг 1200

Источники: www.avid.ru и др.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-10
АВИАДВИГАТЕЛЬ ОАО
АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ