РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ DORNIER DO-228 (ГЕРМАНИЯ)
RECONNAISSANCE AIRCRAFT DORNIER DO-228 (GERMANY)

26.11.2016

Правительство Индии одобрило покупку 12 модернизированных самолетов наблюдения Dornier Do-228 для ВМС Индии на сумму 363,7 млн долл США, сообщает «Военный Паритет».
Самолеты будут обновлены незначительно, в частности, получат усовершенствованную РЛС, носовой ИК-датчик, систему РЭП и спутниковый канал связи, защищенную линию передачи данных, систему предотвращения столкновений и систему предупреждения об опасной близости земли.
Предполагается, что самолеты будут изготовлены на заводе государственной компании Hindustan Aeronautics Limited.
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ DORNIER DO-228

Dornier Do 228 — двухмоторный самолет, производившийся германской компанией Dornier GmbH с 1981 по 1998 год. Он используется как в гражданской авиации, где преимущественно обслуживает местные авиалинии, так и ВВС и военно-морской авиации различных стран мира. В ВМС Индии до последнего времени несли службу 26 Do 228, их использовали преимущественно в качестве самолетов-разведчиков.
В начале 1978 г. фирма Dornier сообщила о проекте 15-19-местного самолета LTA для местных авиалиний, который она планировала выпускать совместно с индийской фирмой HAL. Для самолета было разработано крыло TNT, отличающееся высокими аэродинамическими характеристиками. В конструкции крыла использовался сверхкритический профиль А-5, созданный фирмой Dornier . Летные испытания крыла TNT на самолете – летающей лаборатории состоялись в 1979 г. В ноябре 1979 г. фирма Dornier официально приступила к разработке самолета, получившего обозначение Do.228, сразу в двух вариантах: Do.228-100 на 15 мест и Do.228-200 с удлиненным фюзеляжем на 19 мест.
Первый полет опытного самолета Do.228-100 (с двигателями ТРЕ331-5 мощностью по 715 л.с.) состоялся 28 марта 1981 г. В декабре 1981 г. самолет был сертифицирован в ФРГ. Испытания опытного варианта Do.228-200 начались в мае 1981 г., а в сентябре 1982 г. его сертифицировали в ФРГ. Поставки начались в феврале 1982 г. (вариант Do.228-100) и в конце 1982 г. (Do.228-200). Кроме пассажирских перевозок самолеты Do.228 используются в качестве грузовых, административных, санитарных, учебно-тренировочных, патрульных, а также для аэрофотосъемки, картографирования и экологического мониторинга. В начале 1980-х годов для исследований в арктической зоне были разработаны специальные самолеты Polar, оснащенные колесно-лыжным шасси и геофизическим оборудованием. Самолеты имели взлетную массу 6,8 т. В ноябре 1983 г. было заключено соглашение с фирмой HAL о выпуске самолета по лицензии в Индии; всего было построено около 150 самолетов. На основе исходных вариантов были разработаны различные модификации, отличающиеся увеличенными взлетными массами и составом оборудования.
Самолет Do 228 предназначен для использования как в гражданском секторе, так и для применения в вооруженных силах для воздушных перевозок и десантирования войск и грузов, проведения поисково-спасательных работ и перевозки больных и раненых и т.д. Созданию самолета предшествовали длительные испытания разработанного фирмой Дорнье специально для него крыла со сверхкритическим профилем Do А-5. Кроме улучшения аэродинамических характеристик, крыло новой конструкции обеспечивает повышение и экономических показателей (повышение полезной нагрузки, экономия топлива и т.д.). Испытания крыла производились на экспериментальном самолете Do-28TNT, созданном на базе Dо-28Д.
Самолет имеет цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции. Обшивка передней и задней частей фюзеляжа выполнена из композиционных материалов. Двухместная кабина экипажа находится в передней части фюзеляжа, имеющего прямоугольное поперечное сечение. Кресла пилотов располагаются рядом, доступ в кабину осуществляется через дверь, находящуюся с левой стороны фюзеляжа. За кабиной пилотов находится грузовая кабина. У самолета Dо-228-100 объем кабины составляет 13м3, объем грузовой кабины варианта Dо-228-200 больше, он равен 14,7 м3. При использовании До-228-200 в военном исполнении в кабине могут разместиться 17-22 вооруженных солдат или 16-21 парашютистов. Посадка и высадка десанта осуществляется через расположенный по левому борту большой грузовой люк, закрывающийся двустворчатой дверью.

Самолет имеет убирающееся в полете трехстоечное шасси, передняя стойка убирается вперед в фюзеляж, а основная – в расположенные по обе стороны фюзеляжа обтекатели. Шасси может быть оснащено пневматиками низкого давления, что делает возможной эксплуатацию самолета на грунтовых взлетно-посадочных площадках.
В отличие от предшествующих моделей транспортных самолетов фирмы Дорнье двигатели Dо-228 размещены под консолями крыла. На самолете устанавливаются турбовинтовые двигатели фирмы Garrett ТРЕ 331-5-252D со взлетной мощностью 725 л. с. Запас топлива составляет 2386 литров.
При использовании самолета в качестве военно-транспортного на нем устанавливается бортовое радиоэлектронное оборудование, позволяющее осуществлять полеты в сложных метеорологических условиях. В варианте морского патрульного самолета в состав бортового радиоэлектронного оборудования вводится РЛС кругового обзора, антенна которой монтируется в обтекателе под носовой частью фюзеляжа. При этом в грузовой кабине оборудуется рабочее место для оператора РЛС и два места для наблюдателей, располагающихся по обе стороны фюзеляжа у окон-блистеров.
Наибольшее количество самолетов Dо-228 используется в вооруженных силах и гражданском секторе Индии, где самолет производится по лицензии фирмой HAL. Имеются сведения о поставках самолетов в Нигерию, Малави и Оман.
Do-228NG, являющийся модернизированной версией Do-228-212, представляет собой многофункциональный турбовинтовой самолет, который рассчитан на перевозку до 19 пассажиров. Он может трансформироваться для выполнения различных задач, включая морское наблюдение, контроль приграничных районов, обнаружение нефтяных пятен и т.д. От своего предшественника Do-228NG отличается пятилопастными винтами из композиционных материалов, «стеклянной кабиной» и новым цифровым БРЭО.
Компания «Руаг авиэйшн» (RUAG Aviation) в июне 2013 года поставила Военно-морским силам Бангладеш первый из двух заказанных турбовинтовой самолет Do-228NG (нового поколения). Самолеты будут использоваться для морского патрулирования и поддержки поисково-спасательных операций на море. Стоимость соглашения не раскрывалась. Поставка самолетов была запланирована на лето 2013 года.
Помимо поставки Do-228NG, контракт включает подготовку летного и технического состава, обслуживание и ремонт самолетов. Завершающую сборку самолетов и интеграцию необходимого оборудования «Руаг авиэйшн» осуществляет на предприятии в Оберпфаффенхофене (поблизости от Мюнхена). В изготовлении комплектующих задействована индийская ХАЛ, которая поставляет фюзеляж, крылья и хвостовое оперение.
Самолеты Do-228NG заказаны ВМС Бангладеш для выполнения задач наблюдения за прибрежными районами. В этих целях обе машины будут оснащены специальным оборудованием, включая обзорный радиолокатор «Телефоникс» RDR-1700B, системы связи и навигации, а также спасательные средства, включая поисково-спасательный радиопеленгатор. Самолеты будут оборудованы шестью местами для операторов.
25 марта 2015 года Самолет индийских ВМС упал в море у побережья штата Карнатака. Разведывательный самолет Dornier Do 228 совершал штатный ночной полет, когда диспетчер аэродрома в Гоа потерял с ним связь. К точке, где произошло ЧП, были немедленно направлены ближайшие корабли индийского флота. Им удалось обнаружить обломки машины, а местные рыбаки сообщили военным, что подобрали летчика — Никила Джоши. Он был доставлен в военный госпиталь. Судьба еще двух членов экипажа самолета остается неизвестной.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 3086 – 3740
максимальная взлетная 5700 – 6400
Внутренне топливо, кг 1885 + опционально 395
Размах крыла, м 16,97
Длина самолета,м 16,56
Высота самолета,м 4,86
Площадь крыла,м2 32,00
Тип двигателя 2 ТВД Garrett (AlliedSignal) TPE331-5-252D
Мощность, л.с. (кВт) 2 х 776 (533)
Максимальная скорость, км/ч 428 – 490
Крейсерская скорость, км/ч 333 – 435
Практическая дальность, км 2704
Дальность полета, км 600 – 2445
Дальность при максимальной загрузке, км 1037
Практический потолок, м 8535 – 9020
Экипаж, чел 2

Полезная нагрузка: 19 пассажиров или до 22 солдата или до 21 парашютистов
или 2300 – 2661 кг груза

Источники: www.airwar.ru, airspot.ru, lenta.ru, The Times of India, ЦАМТО и др.