ИСТРЕБИТЕЛЬ CHENGDU J-7 (КИТАЙ)

FIGHTER CHENGDU J-7 (CHINA)

11.03.2017

Компания AVIC заявила, что палубный учебно-тренировочный самолет на базе истребителя J-7 (МиГ-21) завершил испытания и готов к серийному производству, сообщает «Военный Паритет».
Основной особенностью самолета этой версии является трапециевидное крыло увеличенного размаха и площади с переменной стреловидностью по передней кромке. Такое крыло обладает большой подъемной силой по сравнению с базовым (треугольным малого удлинения) для успешного выполнения посадок на палубу и взлета с нее.
Отмечается, что в этом году могут начаться испытания самолета с наземной катапульты.
Военный Паритет

27.03.2017

Как сообщается в группе Modern Chinese Warplanes в www.facebook.com , 22 марта 2017 года китайское авиастроительное предприятие Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC, Гуйян, провинция Гуйчжоу) передало ВВС НОАК два последних учебно-боевых самолета JJ-7A новой постройки. Данные самолеты, являющиеся китайским аналогом учебно-боевых самолетов серии МиГ-21У, стали таким образом последними в истории построенными в мире самолетами семейства МиГ-21. Серийное производство МиГ-21 в итоге велось в СССР и КНР суммарно 58 лет (с 1959 по 2017 годы).
Переданные GAIC ВВС НОАК 22 марта последние серийные JJ-7A с бортовыми номерами «3827″ и «3828″, как сообщается в том же источнике, вошли в состав 2-й учебной авиационной бригады Сианьского летного училища на аэродроме Чжанъе (провинция Ганьсу).
JJ-7 представляет собой самостоятельно построенную в КНР на авиационном заводе в Гуйяне (при содействии авиазавода в Чэнду) копию советского учебно-боевого самолета МиГ-21У. Поскольку документация на МиГ-21У в КНР не передавалась, то в качестве образца для копирования использовался МиГ-21УС, приобретенный китайцами в Египте в 1979 году. Первый прототип JJ-7 совершил первый полет в Гуйяне 5 июля 1985 года. Серийный выпуск JJ-7 осуществлялся на GAIC в Гуйяне с 1988 года, с 1997 года велся выпуск модифицированного варианта JJ-7A.
Ранее сообщалось о закрытии линии по производству самолетов серии JJ-7 на GAIC c начала 2015 года, однако, как видно, выпуск данных самолетов там продолжился еще два года.
Выпуск одноместных истребителей семейства J-7 (МиГ-21) в КНР на предприятии Chengdu Aircraft Industry Group в Чэнду был прекращен в 2013 году, с завершением поставок в Бангладеш 16 самолетов F-7BGI.
http://bmpd.livejournal.com

ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21

11.08.2017

10 августа поступило сообщение, что истребитель F-7 ВВС Пакистана потерпел крушение из-за технической неполадки в районе Сабзалар примерно в 350 км от Лахора. Катастрофа случилась 7 августа. Пилот погиб. Тело летчика доставлено на базу ВВС Алам (Мианвали).
По словам очевидца, истребитель упал в лес сразу после взлета с базы Алам. Согласно сообщениям, за последние примерно 10 лет разбились около 10 истребителей F-7PG/FT-7PG (китайский вариант МиГ-21).
Военный паритет


ИСТРЕБИТЕЛЬ CHENGDU J-7

В начале 1961 г. Советский Союз передал КНР лицензию на серийное производство истребителей МиГ-21 (включая и двигатель Р-11Ф-300). Однако еще до того, как завершилась передача всего комплекта технической документации по самолету, отношения между Москвой и Пекином начали быстро и неотвратимо ухудшаться. В результате лицензия на производство МиГ-21 Ф-13 была отозвана, а все советские специалисты, оказывавшие помощь в освоении выпуска нового «МиГа», выехали из КНР.
30 марта 1962 г советско-китайское соглашение о лицензионном производстве МиГ-21 вновь было подписано. В соответствии с советско-китайским соглашением, помимо технической документации по МиГ-21Ф-13 КНР было передано и 13 самолетов этого типа (в уже собранном и обле¬танном состоянии или в виде комплектов для сборки). Первыми в Китай прибыли уже готовые истребители, демонстрацию которых произвели советские летчики.
Впоследствии научно-техническое сотрудничество между СССР и КНР было прекращено. Это крайне негативно сказалось на освоении новейших истребителей китайской авиапромышленностью.
В 1964 году, несмотря на отсутствие советской научно-технической поддержки и всей необходимой документации, была начата подготовка к серийному производству. J-7, китайская копия МиГ-21Ф-13, совершил свой первый полёт 17 января 1966 года.
В июне 1967 года испытания были закончены. По своим лётно-техническим характеристикам F-7 соответствовал МиГ-21Ф-13, кроме несколько меньшей максимальной скорости (2,02 М) и чрезвычайно низкого качества двигателей WP-7 (копия советского Р-11Ф-300). Ресурс китайской копии по началу составлял менее 100 часов.
Производство J-7 было решено развернуть на авиазаводах в Гуанчжоу, Шэньяне (в настоящее время Shenyang Aircraft Corporation) и Чэнду.

Истребитель Chengdu J-7 (F-7) предназначен для ведения воздушных боев, перехвата и нанесения ударов по воздушным целям.
J-7 конструкционно почти полностью повторяет МиГ-21. Это цельнометаллический моноплан с среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное, с поворотной передней стойкой.
Крыло имеет двойную стреловидность по передней кромке (57 и 42 градусов) и обратную стреловидность по задней кромке в концевой части. Имеются односекционные маневренные пред-крылки, положение которых автоматически регулируется в зависимости от угла атаки, скорости и высоты полета.
Силовая установка — турбореактивный двигатель с форсажной камерой Liyang Wopen-13F (WP13F).
В 1967 году на авиазводе в Чэнду начался выпуск модификации J-7I, вооружённой двумя 30-мм пушками «Норинко» (копия советской НР-30). Усиление пушечного вооружения истребителя было вызвано как отсутствием УРВВ, так и опытом воздушных боев во Вьетнамской войне. ВВС КНР получили лишь небольшое количество J-7I из-за низкой надёжности двигателей и катапультных кресел.
В 1967 году Албания приобрела 12 F-7A (экспортную модификацию J-7), а в 1968 году Танзании было продано 15 F-7A.
К началу 1970 года из-за негативных последствий Культурной революции в Китае производство J-7 было приостановлено. К тому моменту удалось выпустить около 80 J-7 и его модификаций.

В 1976 г. началась работа по усовершенствованию самолета. По сравнению с исходным истребителем новый самолет J-7-II имел нерегулируемый воздухозаборник с центральным конусом, усовершенствованный турбореактивный с форсажем двигатель с увеличенными тягой и ресурсом, вторую пушку калибра 30 мм и более вместительный подфюзеляжный топливный бак емкостью 720 л.
На истребителе было применено новое катапультное кресло, установленное вместо системы «СК», которая использовалась на ранних модификациях самолета МиГ-21.
Самолеты J-7-II ВВС КНР оснащены оптическим прицелом SM-3A или AFS3A (на самолетах более позднего выпуска устанавливается ИЛС китайской разработки), радиокомпасами СТ-3 и WL-7, радиовысотомером «262»,радиодальномером «222»,системой «свой-чужой» 602.
Вооружение включает: 2 пушки 30-1 (калибр 30 мм. боекомплект 60 снарядов на ствол), на двух подкрыльевых узлах подвески могут размещаться УР с ИК-системой самонаведения PL-2, НАР и свободнопадающие бомбы массой 250 кг (в перегрузочном варианте до 500 кг).
Истребитель J-7 постоянно совершенствуется; на его базе создано несколько модификаций: J-7A, J-7B, J-7M, J-7PM – экспортные варианты (усовершенствовано оборудование, возможно применение оружия западного производства, в том числе УР R.550, «Мажик» и AIM-9 «Сайдуиндер»); J-7-III (1984 г.) – истребитель-перехватчик (оснащен радиоприцелом, многоцелевой РЛС JL-7 и в общих чертах соответствует истребителю МиГ-21 ПФМ); JJ-7 (1990 г.) — учебно-тренировочный самолет, близкий к МиГ-21 УТИ (усовершенствовано оборудование и вооружение, особенно для экспортных вариантов). Совместно с американской фирмой «Грумман» разрабатывается истребитель «Супер-7» с усовершенствованным вооружением, боевые возможности которого должны приближаться к возможностям истребителя F-16A.

Своеобразным гибридом F-7M и F-7B стал самолет F-7BS, созданный в 1991 году для Шри-Ланки. Сохранив конструкцию фюзеляжа и простую китайскую авионику F-7B, эта машина получила крыло от F-7M с четырьмя узлами внешней подвески. Ланкийским ВВС поставлено четыре самолета этого типа.
Специально для стратегического союзника Китая – Пакистана – была разработана модификация F-7P Skybolt, близкая модели F-7M. Основным отличием этого самолета от “Эргарда” являлась установка катапультного кресла Martin-Backer MK.10l английского производства. Ракетное вооружение истребителя состояло из четырех УР AIM-9 Sidewinder. В 1988-91 гг. Пакистан получил 24 самолета этого типа.
Дальнейшим развитием F-7P стал истребитель F-7PM, также созданный под требования ВВС Пакистана. Усовершенствования коснулись главным образом авионики (в соответствии с контрактом, подписанном в 1989 году, вносилось около 100 изменений). В частности, самолет получил новое радионавигационное оборудование фирмы Collins и цифровое радиосвязное оборудование.
В 1993 году между Китаем и Пакистаном было подписано соглашение об установке на самолеты F-7P и F-7PM вместо радиодальномера Skyranger миниатюрной БРЛС FIAR “Грифо” 7 с дальностью обнаружения воздушных целей более 55 км. В мае 1996 года начались летные испытания этой станции на летающей лаборатории F-7.
Несмотря на солидный возраст истребителя F-7 (его прототип, МиГ-21, был создан еще в 1958 году), совершенствование этой машины продолжалось и в 1990-х годах. В 1990 году совершил первый полет истребитель J-7E, являющийся продолжением линии легких “яснопогодных” истребителей J-7I и J-II. Основным отличием нового истребителя от своих предшественников являлось новое крыло увеличенной площади. Конструкторы фирмы САС (Чэнду Эркрафт Индастриал Корпорейшн) “отрезали” приблизительно 1/3 каждой консоли и пристыковали к ним дополнительную секцию, имеющую меньший угол стреловидности (42 град.). В результате размах крыла увеличился на 1,17 м, а площадь – на 1,88 м2 (т.е. на 8,17%). Самолет получил также усовершенствован-ный двигатель WP7F с тягой 4400/6500 кгс. Увеличение тяговооруженности и снижение удельной нагрузки на крыло позволило несколько улучшить взлетно-посадочные и летные характеристики истребителя.
Новое крыло имеет четыре точки внешней подвески, две из которых “мокрые”, позволяющие устанавливать ПТБ по 480 л. В результате удалось увеличить боевой радиус действия. Самолет оснастили новым ИЛС и центральным компьютером. В состав вооружения включена новая УР класса “воздух-воздух” PL-8.

В ноябре 1996 года во время китайского авиашоу в Жухае был впервые публично продемонстрирован экспортный вариант F-7MG (G – от китайского слова “гай” – “модернизированный”), сочетающий аэродинамические усовершенствования J-7E и западную авионику F-7M. По утверждению китайских специалистов, маневренные характеристики новой машины по сравнению с F-7M улучшились на 43%. Суммарная боевая эффективность при ведении ближнего маневренного воздушного боя возросла на 83,9%, боевой радиус действия – на 0%, скороподъемности – на 24%, снижение взлетной дистанции – на 30% и посадочной дистанции – на 28,6%. За счет улучшения эргономики кабины снижена нагрузка на летчика. Улучшены также эксплуатационные характеристики самолета, повышен ресурс планера и силовой установки.
Велись переговоры о поставках самолетов F-7MG ВВС Бангладеж. Для Пакистана была разработана модификация F-7PG, незначительно отличающаяся от J-7MG составом бортового оборудования и вооружения.

Сразу после поступления на вооружение ВВС КНР истребители J-7 включились в активную «охоту» за самолетами, нарушающими воздушное пространство Китая. До 1971 г. J-7 сбили 6 пилотируемых самолетов-нарушителей, кроме того, совместно с J-6 уничтожили более 300 разведывательных и агитационных аэростатов.
Самолеты J-7 поставлялись ВВС Египта и, по оценкам египетских летчиков, в целом соответствовали уровню истребителей МиГ-21 Ф-13, превосходя последние по мощности пушечного вооружения. Самолеты J-7 использовались на заключительном этапе ирано-иракской войны, а также в ходе боевых действий в районе Персидского залива, где 2 самолета J-7II ВВС Ирака были сбиты истребителями ВВС США F-15С, применившими УР «Сайдуиндер».
На базе J-7E создан специальный вариант J-7EB для пилотажной группы PLAAF «1-ое Августа». На самолете демонтировано вооружение и установлен дымогенератор.
Истребители модели J-7, не смотря на свой возраст, по прежнему серийно выпускаются. На 2016 год было поставлено более 2500 единиц, что делает его одним из самых массовых самолетов мира. Истребители под индексом F-7 поставляются на экспорт.
С момента принятия на вооружение, J-7 и F-7 участвовали в нескольких локальных конфликтов в Азии и Африке. ВВС НОАК использовали эти машины в войне с Вьетнамом в 1979 году.

МОДИФИКАЦИИ:
ДЛЯ НОАК
• J-7 — копия советского МиГ-21Ф-13
• J-7I — первая модификация, отличалась усиленным пушечным вооружением и отсутствием УР ВВ
• J-7II — совершил первый полёт 30 декабря 1978 года[3]. Вместо регулируемого воздухозаборника был установлен неподвижный центральный конус. Снижение лётных характеристик было отчасти скомпенсировано модернизацией двигателя WP7B. Тяга двигатель увеличилась на 20 %, с 5100 кгс до 6100 кгс. Ресурс нового двигателя увеличился до 200 часов. Установлено катапультное кресло китайской разработки. Истребитель получил УРВВ PL-2 (копия советской Р-3С).
• J-7IIA — совершил первый полёт 7 марта 1984 года. Истребитель получил модернизированную кабину пилота с усиленным остеклением, новое катапультное кресло, двигатель Liming WP-7BM (с той же тягой, но с меньшей массой и гораздо более надёжный), а также западную авионику.
• J-7IIH (J-7H) — совершил первый полёт в марте 1985 года. Представляет собой версию J-7IIA для нансения ударов по наземным целям. Принят на вооружение ВВС КНР в 1985 году.
• J-7IIМ — оснащен британской авионикой и новым китайским катапультным креслом HTY-4. Расширилась номенклатура вооружения.
• J-7III (J-7C) — истребитель получил новую БРЛС с модернизированной системой управления оружием, новый двигатель WP-13 (с увеличенной тягой до 6620 кгс), дополнительный топливный бак, крыло с четырьмя точками подвески, фонарь кабины с крышкой, откидывающейся на бок и новое катапультное кресло Тип-4, обеспечивающее возможность покидания машины на малой скорости и нулевой высоте. Вместо двух 30-мм пушек было установлено одну двухствольную 23-мм пушку (копию советской ГШ-23Л). Испытания новой модификации были начаты в 1984 году. Серийно производилась в 1991—1996 гг. На вооружение ВВС КНР поступила в 1993 году.
• J-7IIIA (J-7D) — получил БРЛС JL-7A и более мощный двигатель WP-13FI.
• J-7E — совершил свой первый полёт в 1990 году. Улучшены взлетно-посадочные и летные характеристики истребителя за счёт нового крыла и усовершенствованного двигателя WP-7F с тягой 4400 кгс (6500 кгс на форсаже). В состав вооружения включена новая УРВВ PL-8.
• J-7G — совершил свой первый полёт в 2002 году. Истребитель получил новую СУО на основе БРЛС KLJ-6E Lieying китайского производства (лицензионная копия итальянской Pointer-2500, созданная на базе израильской Elta Electronics EL/M-2001). Поступил на вооружение ВВС КНР в 2004 году. Используется пилотажной группой «Первое августа».
• JJ-7 — учебно-тренировочный
ЭКСПОРТНЫЕ
• F-7B — экспортный вариант J-7II. Способен вести огонь французскими УР ВВ малой дальности Matra R550 Magic].
• F-7M Airguard — оснащен британской авионикой и катапультным креслом Martin-Baker Mk10L. Расширилась номенклатура вооружения.
• F-7BS — версия для Шри-Ланки: китайская авионика и крыло от F-7M с 4 точками подвески.
• F-7Р — версия для Пакистана.
• F-7PG — более совершенная версия для Пакистана. Оснащен ТРДФ LMC WP-13F (4400/6500 кгс), БРЛС FIAM Grifo-7 и катапультным креслом Martin-Baker Mk10L. Поступил на вооружение ВВС Пакистана в 2001 году.
• F-7MG — эскпериментальный истребитель. Первый полёт совершил в 1995 году. Серийно не производился.
• F-7FS — эскпериментальный истребитель. Первый полёт совершил 8 июня 1998 года. Серийно не производился.
• F-7MF — эскпериментальный истребитель. Первый полёт совершил в 2000 году. Серийно не производился.
• F-7GB — версия J-7G для ВВС Бангладеш (12 F-7GB были поставлены в 2005 году)
• F-7NG — версия J-7G для ВВС Нигерии (12 F-7NG были поставлены в 2006 году)
• F-7NM — версия J-7G для ВВС Намибии (6 F-7NM были поставлены в 2008 году)

ХАРАКТЕРИСТИКИ J-7E

Масса, кг
пустого 5292
нормальная взлетная 7540
максимальная взлетная 9100
Размах крыла, м 8,32
Длина, м 13,95
Высота, м 4,11
Площадь крыла, м2 24,88
Топливо во внутренних баках, л 2385
в ПТБ 1780 (2 ПТБ 480 и 1 800 л или 500 л)
Тип двигателя 1 ТРДФ LMC WP-13F
Тяга , кгс
нефорсированная 1 х 4400
форсированная 1 х 6500
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2175
у земли 1200
Перегоночная дальность, км 2200
Практическая дальность, км: 1250
Максимальная скороподъемность, м/мин 11700
Практический потолок, м 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ:

две 30-мм пушки Тип 30-1 с 60 патронами на пушку
Боевая нагрузка – 1400 кг на 5 узлах подвески
2 УР воздух-воздух PL-2, PL-2A, PL-5, PL- 7 и PL-9
4 УР воздух-воздух УР Magic R550 или АIМ-9Р Sidewinder
2-4 ПУ НАР HF-7C (18х57 мм), Тип 90-1 (7х90 мм) или
2 авиабомбы калибром 500 кг, до 4 – 250 кг
или до 10 – 100 кг

Источники: www.modernarmy.ru, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru, www.airbase.ru, www.airwar.ru, skyships.ru и др.

ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ