ФУГАСНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ АВИАБОМБА GBU-43/B (США)

HIGH EXPLOSIVE GUIDED BOMB GBU-43/B (USA)

13.04.2017

США впервые применили самую мощную неядерную бомбу в боевых условиях, целью стали боевики группировки «Исламское государство»* в Афганистане, рассказали РИА Новости в пресс-службе Пентагона.
«Удар был нанесен в районе Ачин в провинции Нангархар в четверг. Целью стали боевики ИГ, их система тоннелей, которую они использовали для перемещений. Применялась (бомба. — Прим. ред.) GBU-43″, — уточнил представитель пресс-службы.
Он подтвердил, что бомба стала самым мощным неядерным боеприпасом, использованным США.
По его словам, заряд сбросили с самолета MC-130.
В пресс-релизе Пентагона приводятся слова командующего американскими войсками в Афганистане Джона Николсона, который отметил, что мощная бомба нужна именно для разрушения тоннелей и бункеров террористов.
РИА Новости

АФГАНИСТАН. СОБЫТИЯ. НОВОСТИ


ФУГАСНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ АВИАБОМБА GBU-43/B


Разработка бомбы GBU-43/B началась в середине 2002г, когда отделу боеприпасов исследовательской лаборатории ВВС США необходимо было снабдить 6800 кг бомбу BLU-82/B системой управления. На то время BLU-82/B была самой большой бомбой в арсенале USAF, впервые она использовалась во Вьетнаме для расчистки мест для посадки вертолетов. В Афганистане в 2001г, бомбы этого типа были использованы для атаки пещер и ущелий, где огромная сила объёмного взрыва была особенно эффективна. Но недостаток любой системы управления означал, что носитель МC-130 должен производить сброс на сравнительно низкой высоте и непосредственно над целью, чтобы достигать нужной точности, но при этом есть опасность поражения ударной волной.

В 2002г фирмами Northrop-Grumman и Lockheed Martin был предложен проект который был лучше чем BLU-82/B. Новая УАБ имела хорошую аэродинамическую форму и использовала GPS-управление на траектории полёта. Новый боеприпас был в последствии назван GBU-43/B MOAB (Massive Ordnance Air Burst). Он будет оснащён объёмно-детонирующей БЧ. В качестве носителя рассматривался В-2, он смог бы нести 1 такую большую бомбу. В марте 2003г в срочном порядке ВВС заказали три таких боеприпаса.
В 2003 году американские ВВС провели два испытания снаряжённой управляемой авиационной бомбы GBU-43/B МОАВ на полигоне в штате Флорида. Первый управляемый полёт инертной MOAB был проведён 7 марта 2003г, а четыре дня спустя (11 марта) произведён первый сброс снаряжённой УАБ с борта самолета МС-130, второй сброс – 22 ноября 2003 года. В апреле 2003г единственная бомба GBU-43/B была отправлена в Ирак, но так и не была использована.

Масса боеприпаса с БЧ BLU-120/B составляет 9840 кг – что на 40% превышает массу авиационной бомбы BLU-82, боеприпас BLU-120/B- самое большое не ядерное оружие из существующих. В БЧ используется в качестве снаряжения жидкая смесь аммиачной селитры и порошкового алюминия (вес ВВ 8480кг).
GBU-43 не имеет парашюта, используя комплект управления KMU-593/B (GPS/INS, подобный JDAM), решетчатые рули и аэродинамические несущие поверхности она планирует и поражает цели с высокой точностью. Таким образом бомба может быть сброшена с большей высоты ( за пределами досягаемости зенитной артиллерии). Подобно BLU-82, MOAB выталкивается из грузовой кабины транспортного самолёта (обычно МC-130, но с тех пор как используется GPS и большие высоты сброса, вероятно может использоваться и с C-17).

GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (тяжёлый боеприпас фугасного действия; MOAB, распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «мать всех бомб») — американская фугасная авиационная бомба.
Вопреки распространённому ошибочному мнению, МОАВ не является объёмно-детонирующей (также ещё ошибочно называемой «вакуумной») бомбой. Это ФАБ — фугасная авиабомба. MOAB имеет длину 9,17 м и диаметр 102,9 см, вес бомбы составляет 9,5 тонн, из которых 8,4 приходится на взрывчатое вещество австралийского производства H-6 — смесь гексогена, тротила и алюминиевого порошка — которое мощнее тротила в 1,35 раза. Сила взрыва составляет 11 тонн в тротиловом эквиваленте, радиус поражения — около 140 метров, частичные разрушения происходят на расстоянии до 1,5 км от эпицентра.
MOAB снабжена системой наведения KMU-593/B, включающей в себя системы инерциальной и спутниковой навигации.
Во время испытаний бомба сбрасывалась с транспортного самолёта Lockheed C-130 Hercules. Внутри самолёта MOAB устанавливается на платформе, которая вместе с бомбой вытягивается через люк с помощью парашюта. Затем MOAB быстро, чтобы не потерять скорость, открепляется от платформы и парашюта, после чего начинает самостоятельное наведение на цель.
В арсенале США имеется 15 единиц MOAB, всего было выпущено 17 таких бомб.
Одна бомба этого типа была в своё время отправлена в Ирак, но ни разу не использовались там в ходе военных действий.
Впервые в ходе военных действий бомба была сброшена на позиции боевиков «Исламского государства» 13 апреля 2017 г. в Афганистане.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик: Исследовательская лаборатория ВВС США
Производитель: McAlester Army Ammunition Plant
Дальность, км 65
Масса бомбы, кг 9500 – 9840 (10300)
Взрывчатое вещество: H-6
Масса БЧ, кг 8480
Система наведения ИСН
Длина, мм 9100 – 9170
Диаметр, мм 1029 – 1030
Самолет-носитель МС-130

Источники: Alex Popov. GBU-43/B MOAB, www.airwar.ru, ru.wikipedia.org

ФУГАСНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ АВИАБОМБА GBU-43/B (США)
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ C-130 HERCULES (США)